Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитание любви к природе у детей

Чтение художественной литература как одно из средств воспитания любви к природе у детей дошкольного возраста

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть и катастрофы, нависла над человечеством, и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас Дома- Земли.
Трудно найти человека, равнодушного к русской природе. С помощью рассказов о природе взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребёнка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помочь делом. У природы ребёнок учится красоте, чувству меры, добру, справедливости.
Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. На природе можно не только отдохнуть и прекрасно провести время, но и пообщаться со своим ребёнком, обогатить его новыми знаниями и представлениями, например, наблюдая за жизнью бабочек и жуков, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток свежего и чистого воздуха, подзарядиться положительными эмоциями.
1. Детям можно загадывать загадки о природе и отгадывание по описанию. Сочинять свои загадки, песенки, стихи.
2. Подбирать сравнения и эпитеты к природным явлениям. Читать дополнительную литературу, использовать поэтическое слово.
3. Использовать совместный просмотр телепередач о природе.
4. Играть дома в настольные игры природоведческого характера.
5. Предоставлять возможность ребёнку рисовать, лепить, выполнять аппликации, вместе мастерить поделки из природного материала.
Природоведческая книга позволяет присматриваться к окружающей природе и учит правильно её воспринимать.
Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. В продуктивных видах деятельности учите детей отражать своё отношение к миру природы; формируйте эстетическое отношение к окружающей действительности: на прогулках предлагайте выделять и описывать красивые объекты природы, здания, улицы и т. п.
Целесообразно создать дома библиотечку книг о природе, в которой должны быть представлены рассказы таких писателей, как: И. Соколов-Микитов, М. Пришвин, В. Бианки, Г. Скребицкий, Н. Сладков, К. Ушинский, Б. Житков и т. п. Для рассматривания можно использовать любые книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе.
Учите детей видеть состояние растений и животных, находящихся рядом с человеком; проявлять соответствующее отношение в каждом конкретном случае. Всё это способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка.
Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения русского фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки и др.) ; инсценирование сказок по сюжетам литературных произведений, а также по сказкам, придуманным детьми.
Но, сколько бы мы не проводили разговоров, бесед с детьми о природе, о бережном отношении к ней, мы не достигнем желаемого результата, пока не будем выводить ребёнка на природу, пока сами не будем показывать пример бережного и заботливого отношения к ней.
Поэтому прививать любовь к родной природе необходимо используя комплексный подход: чтение, анализ, применение на практике, выполнение заданий с родителями в качестве закрепления материала.
В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающей его природе, единства с нею, осознание необходимости оберегать её. В детстве эти умения формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект деловой игры для учащихся 7-8 класса «Летопись природы родного края» Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Сценарий экологического праздника в детском саду, посвященного Всемирному дню Воды Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника

Похожие статьи:

Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе

Сюжетно – дидактические игры по окружающему миру в детском саду. Средняя группы

Пословицы о природе для детей

Пословицы о растениях

Игра счастливый случай для младших школьников

Анкета для родителей по экологическому образованию детей дошкольного возраста | Картотека дидактических игр по ознакомлению с растительным миром детей средней группы
Опубликовано: 3857 дней назад (1 июня 2014)
Просмотров: 6807
+5
Голосов: 5
Маргарита Александровна Гришина # 2 июня 2014 в 06:47 +2
Спасибо за краткие рекомендации о привитии детям любви к природе через чтение художественной
литературы.Важные моменты затронуты.Спасибо!+1
Светлана Николаевна Музалевская # 2 июня 2014 в 12:25 +1
На мой взгляд, чтение не просто одно из средств , оно на самом деле, одно из главных средств воспитания ребёнка вообще , наровне,конечно, с личным примером взрослого , который ведёт его за руку по жизни.
Вы очень хорошо говорите в своей статье о роли природоведческой книги. Кто как не Пришвин, Бианки, Житков ТАК расскажет о матушке природе. Телевизор? Нет! Он никогда не заменит процесса чтения, которое одновременно является коммуникативной,речевой, познавательной деятельностью, направленную на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение читаемого
Всего самого доброго, Татьяна Ивановна!
С уважением , Светлана .
Татьяна Николаевна Хусаинова # 2 июня 2014 в 17:35 +1
Татьяна Ивановна ваш материал меня заинтересовал. Очень все хорошо описано, что развивается у детей художественная литература, на что необходимо обратить внимание родителей при чтении книг природоведческого характера, как закреплять полученный материал. Ведь не зря говориться "Книга источник знания", она раскрывает нам глаза на мир который нас окружает, и который мы иногда просто не замечаем. Поэтому с детства надо прививать любовь к природе, учить детей видеть прекрасное. Спасибо. Голосую +1
Татьяна Семёновна Павлова # 2 июня 2014 в 19:07 +1
Татьяна Ивановна! Бережное отношение, уважение, интерес к родной природе развивается у детей через чтение природоведческой литературы. Чтоб воспитанники проявили заинтересованность к произведению, следует привлечь внимание детей пословицей, чтением короткого стихотворения или загадкой, показать иллюстрации. При чтении педагог соблюдает темп, интонации, логические паузы, силу голоса. Тогда слушатели будут заинтересованы, запомнят рассказ. Дети должны понять значение незнакомых слов, смысл произведения, оценить поступок героя, почувствовать, поверить всему услышанному в рассказе. Очень важно провести беседу по содержанию, установить связи между событиями. Знакомя дошкольников с новым произведением следует учитывать принципы доступности и повторности. Эта тема будет всегда актуальна, спасибо!
Дилара Минулловна Бирюкова # 2 июня 2014 в 20:03 0
Татьяна Ивановна, Ваш материал мне очень понравился,как хорошо Вы говорите о бережном отношении к природе. Замечательная идея, успехов Вам. Голосую.