Преподавание МХК в средней школе
Мировая художественная культура – предмет, изучающийся в 10 - 11 классах. Программа, по которой работает большинство учителей, рассчитана всего на 68 – 70 часов (1 час в неделю). Безусловно, на одном уроке невозможно изучить предмет в том объёме, который предполагает программа. Огромное значение в такой ситуации приобретает связь двух культур: русской литературы и мировой художественной культуры.
Несомненно, что большинство педагогов на своих уроках МХК отдают предпочтение мировой литературе, живописи и музыке. Так происходит синтез русской литературы и мировой художественной культуры. Учитель реализует, по крайней мере, двойную цель: обращение к другим видам искусства помогает более глубокому постижению самого литературного явления, литературного произведения, а также способствует общему эстетическому развитию школьника, пониманию им сложного языка других искусств – языка звуков, красок, жестов, мимики, языка камня и др.
Наиболее знаковыми для русской литературы являются темы, изучающиеся по МХК в 11 классе: «Основные течения в европейской художественной культуре 19-нач. 20», «Художественная культура России 19- нач.20 века»,«Русская художественная культура ХХ века: от эпохи тоталитаризма до возвращения к истокам».
(Слайд 2) Курс литературы, изучаемый в 11 классе, предусматривает освоение учащимися различных направлений, господствующих в литературе конца 19 – 20 веков, а также современной литературы 21 века. И без знаний о мировой художественной культуре, развивавшейся в это же время им не обойтись. Для многих педагогов стало традицией изучать новое литературное направление, обращаясь к его истокам, к отражению в других областях искуссва и культуры, а, следовательно, такие вводные уроки можно провести, объединив литературу с МХК (2 часа). Именно такое взаимное проникновение в две близкие отрасли даст возможность учащимся получить полное представление о стилях эпохи, научиться различать их, понимая характерные черты литературного направления.
Принято сравнивать начало прошлого (20 века) и наступившего (21). Действительно, сходство есть, и наблюдается оно, прежде всего в культуре. Чем же так знаменателен конец 19 начало 20 века? Конечно же, небывалым развитием науки техники, а, следовательно, изменением сознания, мироощущения человека.
(Слайд 3)Революционный дух, витающий над миром, охватил все пласты культуры, видоизменил их, заставил писать новую программу духовного развития человечества. (Б.М.Кустодиев «Большевик» Зритель видит насколько трансформирует мир новая реальность). То, что раньше отрицалось, считалось вульгарным, пошлым, стало возможным и даже модным. Главным было – запечатлеть ускользающее, мимолётное ощущение. Не случайно, изучение литературных направлений Серебряного века начинают со знакомства с мировой культурой. Обычно указывают на модернистские группы: символистов, акмеистов, футуристов и имажинистов. Однако сам модернизм возник не на пустом месте. Он был предопределён импрессионизмом.
(Слайд 4. Представители импрессионизма)
Получить подробное представление об импрессионизме учащиеся смогут на уроках МХК, ведь именно там они изучают такие темы: «Рождение импрессионизма во французской живописи», «Творчество К. Моне, Э. Мане, А Сислея, С. Писсаро и др.», «Импрессионизм в музыке (К. Дебюсси, М. Равель)», «Импрессионизм как предтеча нетрадиционных направлений в европейском искусстве XX в.», «Влияние эстетики импрессионизма на изобразительное искусство, музыку, театр»
(Слайд 5 Картина Моне «Поле маков»). Изучать же творчество символистов и, особенно, футуристов, невозможно без знакомства с выражением этого направления в живописи и музыке. Многие из художников сотрудничали с поэтами, иллюстрировали их сборники, а некоторые поэты увлекались живописью. А. Блок писал: «Неразлучные в России живопись, музыка поэзия, проза… Вместе они образуют такой мощный поток, который несёт в себе ношу национальной культуры». Речь идёт не о точных иллюстрациях и сходствах, а о близости ощущений жизни, в видении окружающего мира, в подходах к его изображению. Например, А.Блок подчёркивал своё духовное родство с М.Врубелем, близки ему и К.Сомов и К. Коровин.
(Слайд 6 Врубель «Незнакомка» Блок увидел свою Незнакомку на полотнах Врубеля). ( Слайд 7, илл. Сомова к произведениям Блока обложка к сборнику «Театр»). Особенность импрессионизма, к которому тяготел К. Бальмонт невозможно раскрыть, не обратившись к живописи русских импрессионистов – И.Грабаря, В. Борисова-Мусатова, а также родоначальников этого направления – О.Ренуара, К. Моне, Э. Мане. Истоки футуризма нужно искать именно в живописи. «Мы хотим, чтобы слово смело пошло за живописью», - писал В.Хлебников, лидер поэтов-кубофутуристов. Таким образом, нельзя глубоко понять причины экспериментаторства в поэзии, не разобравшись в новаторских исканиях художников. К числу поэтов, пришедших в литературу через живопись, относятся В.Маяковский, Д.Бурлюк, В. Каменский, Б.Пастернак. Подобно тому, как в живописи кубистов мир предметных явлений распадается на плоскости и объёмы, Маяковский в поэзии использует приёмы новой живописи: смещение предметов, их взаимопроницаемость, «сдвиг». (Слайд 8. Маяковский и Бурлюк. Приёмы новой живописи. Картина Бурлюка «Пейзаж с повозкой и мельницей» близка к стихотворениям Маяковского). Это передает хаос и какафонию разнородных восприятий, которые испытывает человек, попадающий в большой город или при стремительном движении транспорта:
Город вывернулся вдруг.
Пьяный из шляпы полез.
Вывески разинули испуг.
Выплевали
То «О»,
То «S». «В авто», 1913
Увидеть в буквах предметную композицию, услышать в шуме дождя музыку взорвавшегося мира – для поэзии Б.Л.Пастернака характерно взаимопроникновение внутреннего и внешнего пространств. Внутренний мир человека предстаёт как взаимодействие обрывков внешнего мира, фрагментов окружающей жизни: «В глубине открывшейся душевной полости оказались хранимые её душою тайны. Чужие посещённые города, чужие улицы, чужие просторы потянулись лентами, раскатывающимися мотками лент, вываливающимися свёртками лент наружу» («Доктор Живаго»). Поэзия Пастернака оказалась близка и к импрессионизму. Живопись импрессионизма, которая использует особую палитру красок, цветовое пятно, для передачи изменчивости явлений наблюдается в стихотворениях поэта
.( Слайд 9. Поэзия Пастернака и живопись Кандинского Кандинский Импровизация 209) Создаётся необычное соотношение «звучания и значения»:
И что-то большое, как осень, однажды
(Не завтра, быть может, так позже когда-нибудь)
Зажжется над жизнью, как зарево, сжалившись
Над чащей. Над глупостью луж, изнывающих
По-жабьи от жажды. Над заячьей дрожью
Лужаек, с ушами ушитых в рогожу
Листвы прошлогодней. Над шумом, похожим
На ложный прибой прожитого.
Некоторые искусствоведы проводят параллели между поэзией Б.Пастернака и живописью В.Кандинского, М.Ларионова, К. Малевича, К. Петрова-Водкина, Н.Гончаровой.
В истории литературы трудно найти примеры более непосредственного воздействия мировой культуры на литературу. А, значит, можно сказать, что взаимопроникновение двух областей способствует постижению сложного литературного, живописного, музыкального мира, пополняет эстетический багаж учащихся, скажется на уровне культурного развития в целом.
Литература
1 Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура Маяковского.- М. 1970, С.10
2 Вейдле В. Пастернак и модернизм // Литературная учёба .- 1990.- №1.- С.161
3 Локтионова Н.П. Слово смело пошло за живописью // Литература в школе.- 2007.- №7.- С.28-31
4 Основатель импрессионизма //Художественная галерея: Моне.- №1.- 2013.- С. 16-21
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе
Андрей Рублёв. Биография
Конспект урока-проекта по МХК, 9 класс
Методические рекомендации по составлению рабочего листа к уроку МХК
Похожие статьи:
Конспект урока МХК в 6 классе
Взаимосвязь музыки с живописью, архитектурой, танцем, словом