Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Раннее развитие детей по методике Марии Монтессори. Домашние игры от Монтессори

Раннее развитие детей по методике Марии Монтессори.
10 домашних игр от Монтессори.
Клюка Наталия Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №46 "Солнышко", г.о. Королёв Московской области. Консультация "10 домашних игр от Монтессори" будет полезна воспитателям, работающим с детьми раннего возраста, а также ответственным родителям, заинтересованным во всестороннем развитии своих малышей.

Цель: Популяризация и распространение накопленного педагогического опыта для раннего развития детей, ознакомление с развивающей методикой Марии Монтессори.

Мария Монтессори (1870г.-1952г.) – итальянский врач, педагог, учёный, философ.

Уникальную методику раннего развития детей Марии Монтессори выбирают очень многие родители для воспитания своих детей. Эта система развивающих занятий используется для развития малышей от 6 месяцев и до 6 лет. Мария Монтессори, одна из лучших педагогов, смогла совершить настоящую революцию в воспитании в своё время.
Суть метода
Главным девизом Монтессори в работе было – помоги ребенку сделать всё самостоятельно.

Дети могут самостоятельно выбирать тот темп и ритм, при котором получение знаний ими будет наиболее эффективно. Они могут сами определять, сколько им потребуется времени для занятия, какой материал использовать в обучении. Если возникает потребность изменить окружающую обстановку, ребенок вполне может сделать это сам. И самым главным самостоятельным выбором каждого ребенка является направление, в котором они хотят развиваться.

Задача педагога при этом создать насыщенную развивающую предметно-пространственную среду, все элементы которой находятся в поле детской досягаемости, использовать все доступные средства для развития самостоятельности, способствовать развитию чувственного восприятия ребенка, уделяя особое внимание осязанию. Педагог должен с уважением относиться к выбору ребенка, создать для него среду, в которой малышу будет комфортно развиваться, быть нейтральным наблюдателем и помощником по необходимости. Педагог не должен стремиться, чтобы дети были похожи на него. Ему недопустимо вмешиваться в процесс приобретения самостоятельности ребенком.

Взрослый должен только помогать ребенку в его самостоятельности и подсказывать, когда его попросят. Нельзя при этом заставлять ребенка что-либо делать, доказывать ему, что только твоё представление об окружающем верно.
Принципы системы Монтессори:
- Ребенок, который принимает решения без помощи взрослых.
- Развивающая среда, предоставляющая ребенку возможность развиваться.
- Взрослый, который может вмешаться в процесс развития ребенка, только по его просьбе о помощи.

Наблюдая за детьми, Мария Монтессори выделила несколько направлений, в которых очень важно помочь ребенку с развитием.

Это следующие направления:
- упражнения практической жизни - чтобы быть свободным и умелым;
- сенсорика - чтобы воспринимать окружающий мир ярко и тонко;
- математика - для развития ума;
- язык - для общения и радости познания;
- «космос» - чтобы найти своё место в этом огромном и чудесном мире.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми играми-пособиями в духе Монтессори из группы упражнений практической жизни и сенсорики. Все пособия очень просто сделать из того, что есть под рукой.

УПРАЖНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
1. Волшебный поднос
Поднос, на который ставится что-то для пересыпания, переливания или перекладывания пинцетом.
При пересыпании «что-то» - это две тарелочки, и инструмент для перемещения. В одну из тарелочек насыпьте любое сыпучее наполнение. Это может быть крупа, бобовые, орехи. Пересыпать можно чайной или столовой ложкой. А можно переносить щипцами или китайскими палочками.
При переливании «что-то» - это два кувшина с водой, или кувшин и бутылочка, или кувшин и чашечки. И обязательно губка для удаления пролитой влаги. Вначале предлагайте ребенку простое, а потом постепенно развивайте материал, давая возможность осваивать различные виды пересыпания и переливания.
2. Многогранные прищепки
Отлично держат белье, цепляются к маминой юбке или превращаются в солнышко на желтой бумажной тарелке.
Воплощайте в жизнь так, как это ближе вам. Прищепки – важный предмет в развитии ребенка.

3. Рвалки, мялки, разрезалки
Бумага – ещё одно волшебное пособие. Малыши могут её мять и рвать, развивая свои маленькие пальчики. А после 2,5 лет – резать ножницами. Сначала узенькие полосочки разрезать на квадратики и постепенно усложнять фигуры вырезания.
4. Крутилки и раскручивалки
Болты и гайки, различные пузырьки и баночки. Всё, что можно закрутить и раскрутить. Всё, где нужно подумать и подобрать крышечку. Всё, где можно сосредоточиться и упорно поработать пальчиками.
5. Уборка в доме, как лучшее развивающее занятие
Наводите уют и порядок в доме вместе. Вместе мойте посуду (или каждый свою, или по очереди). Пусть у каждого будет свой инструмент для мытья и подметания пола. Дайте ребенку его личную салфетку для вытирания пыли.

СЕНСОРИКА
1. Подбор одинакового, классификация
На сенсорном уровне дети отлично понимают, как классифицировать, без лишних слов и объяснений. Важно дать им такую возможность. Глаза видят, руки ощущают. А уже после мозг обрабатывает информацию и делает выводы. Классифицируйте по форме, цвету, вкусу. Всё зависит от того, что увлекает ребенка больше всего «здесь и сейчас». Для классификации отлично подходят природные материалы, шарики из разноцветных салфеток, порезанные твердые фрукты или ягоды.
2. Осознание размера
Почти в каждой семье с ребенком рано или поздно появляются матрёшки, пирамидки, вкладывающиеся друг в друга стаканчики. Это чудесные пособия для осязания размера и градации размеров. А если их нет, можно заглянуть на кухню – судочки из одной серии, разных размеров, кастрюли.
3.Тактильные открытия
Трогайте окружающий мир. Называйте то, что чувствуете: это твердое, это мягкое. Наждачная бумага шершавая, а столешница – гладкая. Под вашими руками целый мир для сенсорных, тактильных открытий. Помните об этом. А если ребенку сейчас хочется всё трогать – сделайте ему тактильные коробочки. Коробочку с парными кусочками разных тканей. Коробочку с разными на ощупь поверхностями - дерево, камень, стекло (безопасное), металл.
4. Чудесный мешочек
Обычный мешочек из ткани или льна, в который вы можете положить предметы, в зависимости от увлечений: плоские геометрические фигуры, объемные геометрические фигуры, ткань, игрушки по теме, разные камни. Найти что-то руками – это так удивительно. А если будет два мешочка, то искать одинаковое в двух разных мешочках очень увлекательно (и не каждому взрослому под силу).
5. Градация цвета
Названия основных цветов дети открывают для себя достаточно быстро. А вот темнее, еще темнее, самый темный, т.е. градацию цвета – труднее. Чтобы помочь в этом деле, обращайте внимание на разные оттенки цветов в природе. Также можно быстро сделать пособие из ниток для вышивания, или катушечных ниток, или из рекламных карточек в строительных магазинах.
Книги по теме:

Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет
В книге подробно описаны способы организации развивающей среды для ребенка с первых дней его жизни, игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.

Мой метод. Мария Монтессори
Книга является первой публикацией на русском языке фундаментального труда выдающегося итальянского педагога, психолога и философа Марии Монтессори. Она была написана почти 100 лет назад, но идеи свободного саморазвития детей в специально обустроенном пространстве актуальны и сегодня.

Рекомендуем посмотреть:

Семинар - практикум для педагогов детского сада по Монтессори Стоит ли изучать иностранный язык до школы Игрушки Монтессори для незрячих детей Развитие музыкального восприятия у дошкольников

Похожие статьи:

Школа раннего развития детей

Современные методики раннего развития детей

Вкладыша и рамки Марии Монтессори

Стихи для формирования культурно гигиенических навыков у малышей | Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО
Опубликовано: 2807 дней назад (25 февраля 2017)
Просмотров: 6507
+5
Голосов: 5
Любовь Владимировна Супрунова # 25 февраля 2017 в 17:55 +1
Очень интересная методика я тоже в своей работе использую некоторые элементы.Спасибо за Ваш опыт.ГОЛОС.
Наталия Александровна Клюка # 28 февраля 2017 в 21:43 0
Спасибо, Любовь Владимировна!
Оксана Михайловна Жидикина # 25 февраля 2017 в 22:48 +1
Здравствуйте, Наталия Александровна. Примите от меня первый голос.
Случайно столкнулась с Вашей публикацией. С удовольствием ознакомилась с материалом, с развивающей методикой Марии Монтессори. С недавних пор интересуюсь методиками раннего развития. Спасибо за опыт. Беру в закладки.
Наталия Александровна Клюка # 28 февраля 2017 в 21:44 0
Спасибо, Оксана Михайловна!
Сидорова Зоя Григорьевна # 26 февраля 2017 в 22:05 +1
Наталия Александровна!
Просто бесценный материал "Игры по методике Марии Монтессори"!
Я часто использую подобные игры, но огромное спасибо за возможность систематизировать такие занятия. Насколько интересней, когда можно использовать такой замечательный материал развивающих игр.
Это намного интереснее, результативнее.
Огромное спасибо за публикацию, отличный востребованный материал.
Удачи вам!
Голос!
Зоя.
Наталия Александровна Клюка # 28 февраля 2017 в 21:45 0
Спасибо, Зоя Григорьевна!
Мария Александровна Ветрова # 26 февраля 2017 в 22:20 +1
Здравствуйте, Наталья Александровна! Часто использую игры по методике Марии Монтессори на коррекционных занятиях для детей с особенностями развития. Методика очень популярная и эффективная. Игры по Марии Монтессори очень нравятся детям, привлекают своей необычностью, яркостью. А также, если для детей с нормальным развитием данная методика просто полезна, то для детей с нарушениями развития, она просто бесценна. В Вашем материале открыла для себя новые игры. Обязательно опробую при возможности. Спасибо за внимание к данной теме! Успехов! Отдаю Вам голос.
Наталия Александровна Клюка # 28 февраля 2017 в 21:45 0
Спасибо, Мария Александровна!
Ирина Борзова # 20 февраля 2022 в 12:39 0
Наталья, добрый день! Я сейчас пишу книгу о Soft skills (мягких навыках) и в виде примера по ТРИЗ технологиям хотела бы использовать ваши игры с сайта, с указанием сайта и автора. Спрашиваю вашего разрешения на публикацию.