Технология М. Монтессори как инструмент развития музыкального восприятия детей дошкольников.
Автор: Гуляева Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель ГБОУ ООШ №19 СП "Детский сад "Кораблик" г. Новокуйбышевска Самарской области
В статье описаны практические методы развития музыкального восприятия дошкольников средствами технологии М.Монтессори. Материал будет интересен музыкальным руководителям дошкольных образовательных организаций.
Цель:
- развитие музыкальных способностей дошкольников на основе осознанного восприятия музыки.
Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. В нём участвуют как эмоции, так и мышление. Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. В одном случае музыка воспринимается как простые звуковые сигналы, нечто слышимое и действующее на орган слуха. А
музыкальное восприятие - прочувствованное и осмысленное. Оно зависит как от уровня музыкального и общего развития, так и от целенаправленного воспитания. Поэтому так важно развивать именно музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его.
Действенным инструментом погружения и, главное, осмысления мира звуков является технология М.Монтессори, основная задача которой состоит в развитии способности слушать и воспринимать окружающие звуки, уметь их разделять и категоризировать.
Музыке можно научить, если ребёнок заинтересован. А дети, даже не имеющие средних способностей к музыке, проявляют к ней особый интерес. Именно на нём и на открытиях ребёнка строится система.
Музыкальное воспитание происходит в 3 этапа:
1. Развитие внимания к окружающим звукам;
2. Выявление и закрепление ритмического восприятия музыки;
3. Формирование мелодического и гармонического слуха.
Первый опыт общения с музыкой, развития внимания к звукам, приобретается в возрасте около 3-х лет на
«уроках тишины», цель которых услышать тишину, различать самый легкий шум, сравнивать его со звуком и полной тишиной. Для этого упражнения не нужно никакого особенного материала, используются мебель и предметы, находящиеся в комнате. Нужно сесть удобно, расслабиться. Через несколько минут педагог зовет к себе детей по одному, называя каждого ребенка по имени тихим голосом. Ребёнок встает и как можно тише идёт к педагогу. Детям приходится слушать внимательно, чтобы расслышать своё имя.
Дальнейшие упражнения: в тишине дети слушают шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, журчание воды по трубам, писк комара, пение птиц, шум дождя. Педагог тихим голосом зовет одного из детей, тот подходит и говорит о том, что он услышал, когда тихо сидел. Целесообразно закрыть глаза – внимание и концентрация сместятся со зрительного восприятия на слуховое.
Далее дети знакомятся со звучанием различных предметов, определяют на слух, сравнивают (например, игра «Что шуршит», когда нужно угадать - шуршит бумага, целлофановый пакет или камни). Озвучивают подручными и природными материалами сказки, явления природы (течёт ручей – переливают воду из одной ёмкости в другую, шуршание листьев – сминать пакеты, ветер, метель - дуть в горлышко стеклянной бутылки, дождь мелкий, крупный – перебирать рис, камушки и т.д.)
Для распознавания и сравнения оттенков шума используются шумовые коробочки Монтессори, наполненные сыпучим веществом.
Можно сделать такие коробочки из подручных материалов.
Прислушавшись к шуму, ребёнок подбирает другую коробочку с таким же шумом. Такие упражнения развивают восприятие и дифференциацию различных шумов, способствуют развитию слуховой памяти и готовят ребёнка к восприятию
музыки.
Для распознания музыкальных звуков используются не шумовые, а музыкальные инструменты: металлофон, диатонические колокольчики, фортепиано.
Затем используется возрастающая способность к восприятию: предлагается для слушания в тишине песня, инструментальная пьеса с последующим обсуждением услышанного на основе приобретённого опыта вслушиваться и понимать звуки. Важно обсудить, звуки каких музыкальных инструментов ребёнок услышал, одинаково ли звучала музыка, что он представлял, когда слушал. Необходимо слышать, выделять и различать средства музыкальной выразительности: низкий регистр - поступь медведя, высокий – птичка, мажорный лад - весело, минорный – грустно, громко – поезд близко, музыка становится тише – поезд уезжает, совсем тихо – поезд далеко, музыка медленная – поезд набирает ход, быстро – поезд мчит по рельсам. Это и есть
освоение музыкального языка.
Вторая составляющая музыкального воспитания заключается в пробуждении и развитии
чувства ритма С этой целью практикуются упражнения
«движения по линии». Сначала это ходьба строго по линии под тихую музыку без выраженного ритма. Главное – концентрация (не сойти с линии), умение владеть собой. Затем дети берут предмет (поднос с шариком, колокольчик, стакан с водой). Когда дети во время движения не уронят шарик с подноса, не будет слышен колокольчик, не прольётся вода – можно переходить к следующему этапу. Это движение по линии в темпе и ритме музыки. Можно двигаться медленно, быстро, с поднятыми или разведенными в стороны руками, высоко поднимая колени, спиной вперед, полуприсев, выполнять поскоки, галопы, различные виды танцевальных шагов. Используется музыка, имеющая различные ритмы: марш, вальс, полька и другие. Можно ходить по линии и петь.
Ребёнок становится более чувствительным к ритму, когда не пассивно слушает музыку, а «проживает» движения текста - изображает то, что слышит. Поэтому проводятся пальчиковые, музыкальные игры с движением, хороводы. При разучивании танцевальных движений проговаривается текст. Например, разучивание «Ковырялочки» сопровождает потешка «Каблучками я стучу, пляску русскую учу. Пляска русская моя – замечательная!» Дети осваивают такие понятия как долгие-короткие звуки (а их чередование это и есть ритм), паузы, выполняют упражнения по ритмическим карточкам.
Уже с 3-х лет нужно развивать мелодический и гармонический слух с использованием колокольчиков М. Монтессори, которые естественным путем раскрывают музыкальный слух ребенка, заложенный природой в каждом, независимо от того, назначено ему быть музыкантом или нет.
Дети учатся различать музыкальные звуки по высоте, знакомятся с высотой звуков и нот, звукорядом, интервалами, поют по нотам с помощью нотных досок. То есть, с 6 лет осваивают основы сольфеджио.
Для развития слуха используются металлофоны, детское пианино, арфа, рояльчик, играя на которых анализируем и сравниваем звуковысотность, а также даём возможность придумать свою последовательность звуков, сыграть, спеть её.
Одним из приёмов развития
мелодического слуха является
«рисование голосом» - сначала линий (сплошных и пунктирных, прямых и волнообразных, с разной амплитудой, круговых и т.д.).
Можно рисовать голосом различные фигуры (елочки, снежинки, цветок и др., а также геометрические – треугольник, ромб, квадрат).
Для развития
гармонического слуха (умения различать количество звучащих одновременно звуков) используем игру «Сколько нас поёт», когда дети вслушиваются в звучащие интервалы, аккорды, сравнивают их по фонической эмоциональной окраске.
Таким образом, технология М.Монтессори является действенным инструментом для развития музыкального восприятия дошкольников.
Рекомендуем посмотреть:
Общеразвивающие упражнения под музыкальную дорожку для детей 5-7 лет
Игровые методы и приёмы для развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста
Семинар - практикум для педагогов детского сада по Монтессори
Консультация музыкального руководителя для родителей в детском саду
Похожие статьи:
Вкладыша и рамки Марии Монтессори