Цели:
1. Расширение знаний детей о дружбе.
2.Воспитание дружеские взаимоотношений доброжелательности, уважения друг к другу.
3. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
УУД
Познавательные:
1. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
2. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
3. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
4. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и объекты;
5. Делать выводы на основе обобщения умозаключений;
6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
7. Переходить от условно-схематических моделей к тексту.
Регулятивные:
1. Самостоятельно формулировать цели беседы после предварительного обсуждения с классом;
2. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3. Составлять план решения отдельной учебной задачи;
4. Работая по плану, сверять
5. Свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью класса;
6. В диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные:
1. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
4. Читать про себя тексты учебников и при этом ставить
вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя,
отделять новое от известного,
выделять главное, составлять план;
Личностные:
1. Придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2. В созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Форма проведения: беседа-диалог
1. Вводная беседа
Здравствуйте, меня зовут Кристина Александровна, сегодня я проведу у вас классный час. Тему классного часа нам поможет узнать стихотворение:
Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно?
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть, молчанье в классе,
Если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил,
Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать…
Ну, а может, дружба - это если
Друг приятно говорит всегда,
Речь свою пересыпая лестью,
И не скажет резкость никогда?
Какова тема классного часа?
Правильно ребята – это дружба!
Ребята, я прочитаю стихотворение еще раз, а вы подумайте, все ли предложения в этом стихотворении рассказывают именно о проявлениях дружбы?
Какое определение вы бы дали этому слову?
2. Введение понятия «дружба»
В словаре В. Даля дружба – это «бескорыстная стойкая приязнь». О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. У вас на партах разрезанные пословицами. Соберите их. Прочитайте по цепочке, что у вас получилось?
Старый друг лучше новых двух
Был бы друг, найдется и недруг
Доброе братство дороже любого богатства
Не забывай друга ни в радости, ни в горе
Друга ищи, а найдешь, береги
Сам пропадай, а товарища выручай
Друга за деньги не купишь
Друг познается в беде
Друга иметь – себя не жалеть
Дружба - это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация №1
Вы пришли из школы и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. Какая пословица поможет справиться с этой ситуацией, и каковы были бы ваши действия? (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)
Ситуация № 2
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. {Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
Ситуация № 3
Ваш друг поступил с вами нехорошо, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)
Ситуация № 4
Два хороших друга, Саша и Коля, разговаривая о своих домашних животных, начинают спорить и ругаться, потому что Саше нравятся собаки, и он считает их лучшими, а Коле нравятся кошки, он считает их лучшими животными в мире. Мальчики поссорились и больше не разговаривают.
- Прокомментируйте ситуацию. Как бы поступили вы? ( «Друга ищи, а найдешь, береги»)
Ситуация № 5 “Плохо”.
Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалостно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам не стыдно!
- А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивлялись мальчики.
- Вот это и плохо, - гневно ответила женщина.
- Почему рассказ называется «Плохо»? В чём вина мальчиков? (Друг познается в беде)
Ситуация № 6
Класс спускался по лестнице в школе. И вдруг одна из учениц – Вера поскользнулась, взмахнула портфелем и упала. Когда падала, то нечаянно толкнула впереди спускавшуюся Иру, а портфелем стукнула Колю. Как реагировали на случившееся ребята? Ира закричала: “Ты что толкаешься? Вот неловкая, растяпа этакая!” вслед за Ирой Петя громко сказал: “Не растяпа, а слепая курица. Надо смотреть под ноги”. Коля взмахнул портфелем и пытался дать сдачи упавшей девочке. Люда громко смеялась. Остальные дети шли мимо с таким видом, как будто ничего не случилось. И только Оксана сказала: “Ребята, ну что вы на нее набросились? Разве она нарочно толкалась? Она ведь упала!” И Оксана подошла к Вере, помогла ей подняться, отряхнула платье.
- Кто из детей повел себя правильно и почему вы так считаете?
- Вспомните еще раз – каким должен быть настоящий друг? (Друг познается в беде).
Молодцы, а сейчас вашему вниманию видеофильм «Притча о друге».
Как вы поняли увиденное?
3. Диспут.
-А сейчас выскажите свое мнение, согласившись или не согласившись со мной.
-У плохих людей не бывает друзей.
- Друг и приятель - одно и то же.
- Животные не могут быть друзьями.
- Друг всем – никому не друг.
-Не может быть дружбы между людьми разного возраста.
- Дружный класс – это класс, где каждый дружит сам с собой, любит только сам себя, переживает за себя.
Дети высказывают свое мнение.
4. Упражнение «Мой идеальный друг»
- Ребята, как вы думаете, с любым ли человеком дружат?
- А каким должен быть настоящий друг?
Возьмите тексты, которые лежат у вас на парте и подчеркните те качества личности, которые важны для дружбы. Работа в парах
Текст
уважение и доверие к другу, злоба, готовность оказать помощь и поддержку, принципиальность, эгоизм, лицемерие (лесть), умение критиковать (и себя в том числе), прямота, подлость, принципиальность, искренность, лень, жадность, честность, забота, зависть, бескорыстие, равенство, преданность, верность, трусость, богатый внутренний мир, хвастовство, требовательность.
- Проверьте, все ли качества вы выбрали?
Слайд Для дружбы важно:
- уважение и доверие к другу,
- готовность оказать помощь и поддержку,
- принципиальность,
- умение критиковать (и себя в том числе),
- прямота, принципиальность,
- искренность,
- честность,
- забота,
- бескорыстие,
- равенство,
- преданность,
- верность,
- богатый внутренний мир,
- требовательность.
- Дружба всегда предполагает определенные нравственные принципы – верность, постоянство, честность… Сама потребность в дружбе возвышает человека, делает его добрее, щедрее к людям. Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, корысть мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми. Дружба несовместима с эгоизмом, предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности.
5. Обсуждение вопроса: для чего нужны друзья?
- А для чего нужны друзья?
- Существует мнение, что слово друг образовано от слова другой, то есть иной, не Я. И настоящая тайна дружбы содержится в том, что благодаря ей маленькое человеческое Я расширяется, включает в себя другую жизнь, обогащается ею. В этом понятии — глубина человеческой сущности, заключающаяся в том, что человек не может быть счастлив один. Уместно вспомнить библейское «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему», то есть сотворим друга, другого, который разделит жизнь, ее заботы и радости.
- Аристотель считал: "Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает жизни без друзей, даже если он имел бы все остальные блага".
6. Игра «Знаю ли я своего друга?»
- Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия. Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
Одну пару приглашаем к доске.
- Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?». В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает.
- Какой урок у него любимый?
-На чем он любит кататься?
-Какое время года у него любимое?
-Какой вид спорта любит?
-Кем хочет стать, когда вырастет?
-Какое животное он хотел бы иметь дома?
Давайте сравним результаты!
7. Тест «Умею ли я дружить»
Действительно, быть настоящим другом очень нелегко. Нужно много работать над собой. Сейчас я предлагаю вам пройти тест умею ли я дружить? Перед вами лежат тесты. Выберите на каждый вопрос только один ответ, обведя его кружочком.
Психологический тест: умеешь ли дружить?
1. Что ты думаешь о дружбе?
А) Я не верю в дружбу. Есть только люди, которым что-то нужно друг от друга.
Б) Дружба неплохая вещь, если бы друзья так часто не предавали.
В) Это самое прекрасное, что есть на свете. Настоящих друзей ни на что не променяю.
2. У тебя много друзей?
А) Мало.
Б) Не очень много, и, к сожалению, большинство из них не так мне близки, как хотелось бы.
В) Много, причем самых-самых хороших, настоящих друзей.
3. Представь, что одна твоя подруга (друг) в разговоре с тобой сказала о другой какую-нибудь гадость. Что ты сделаешь?
А) Поддакнешь из вежливости, потому что тебе не хочется терять подругу.
Б) Промолчишь, а потом все расскажешь той подруге, о которой шла речь.
В) Прямо скажешь этой девочке, что с ней не согласна, а в дальнейшем попросишь её воздерживаться от подобных высказываний в адрес ваших общих знакомых.
4) Ты с подругой (другом) пошла в магазин одежды. Она меряет брюки, и ты совершенно ясно видишь, что она слишком пополнела для них. Ты ей скажешь:
А) «Ну ты и растолстела!»
Б) «Дорогая моя, по-моему, они тебе не идут».
В) «Знаешь, мне кажется, что предыдущая пара шла тебе гораздо больше».
5) Как твои друзья относятся друг к другу?
А) Все мои друзья — из одной компании, так что они хорошо ладят между собой.
Б) Мои друзья все разные, но у большинства из них общие интересы, так что они почти всегда дружат между собой.
В) Многие мои друзья очень непохожи друг на друга, и часто я стараюсь общаться с ними по отдельности.
6) Ты заметила, что твой друг, который очень нравится тебе, стал больше времени проводить с другим другом. Что ты думаешь по этому поводу?
А) Он мне нравится, поэтому я сделаю все для того, чтобы привлечь его внимание — постараюсь перехватить инициативу.
Б) Грустно вздохнешь, но ничего не скажешь.
В) Позже, во время откровенного разговора об этом, искренне поздравишь друга .
7) Дружба — это…
А) Ерунда. Дружбу легко завести, если ты богат.
Б) Она, конечно, есть, и это довольно неплохая вещь, но часто сохранить её бывает очень нелегко.
В) Настоящая дружба – счастье. Одинокому человеку не нужны богатства!
8 ) Ты дружишь со своей лучшей подругой (другом), потому что…
А) Она популярна и её все любят;
Б) не знаю почему, но она мне чем-то нравится;
В) у нас с ней много общих интересов и хобби.
8) Когда тебя с кем-то знакомят, ты хорошо запоминаешь имена?
А) Редко. У меня плохая память на имена, и к тому при знакомствах часто очень шумно и весело, а это отвлекает.
Б) Не всегда. Когда знакомят сразу с несколькими людьми, в голове все путается и ничего не запоминается.
В) Конечно. Как же общаться с человеком, если не знаешь его имени?
9) Как ты обычно беседуешь с подругами?
А) Стоит мне их увидеть, как я тут де начинаю говорить по меньшей мере полчаса без остановки, пока не расскажу обо всем, что у меня произошло.
Б) Предпочитаю поменьше говорить (в разумных пределах, конечно) и побольше слушать.
В) Мне кажется, что лучшее в разговоре — это общение — говоришь примерно столько же, сколько и слушаешь.
10) На дне рождения твоя подруга (друг), которая сидит рядом, уронила себе на юбку кусочек торта. Твои действия?
А) «Наташка, ну ты даешь! — Громко скажешь ты на всю комнату. — Её же теперь не отстираешь!»
Б) Сделаешь вид, что ничего не заметила.
В) Возьмешь со стола салфетку и постараешься незаметно передать её ей под столом
А теперь подсчитаем очки. За каждый отмеченный тобой пункт «Б» прибавь себе 3 балла, если ты выбрала ответ «А» — оставь сумму без изменений, а если где-то предпочла «В» — добавляй 5 баллов. Подсчитаем, что же получилось:
0-12 балла: увы, твои способности дружить оставляют желать лучшего. Так что внимательно просмотри те пункты, где ты набрала минимальное количество очков, и подумай, какие качества ты смогла бы изменить в себе, что по-настоящему научиться дружить.
13-32 баллов: Можешь не сомневаться, тебя уважают и ценят гораздо больше людей, чем ты думаешь. Но тебе тоже не помешает прислушаться к советам, данным выше, и тогда готовься к сюрпризам. Потому что ещё большее количество совершенно замечательных людей захочет подружиться с тобой. Главное — вовремя понять это и предпринять соответствующие действия.
33-50 баллов — Ты просто замечательный друг. И если ты не загордишься от этой немудреной похвалы и не «испортишься», то число твоих друзей с годами будет только увеличиваться. И они всегда поддержат тебя в трудную минуту и порадуются за тебя, когда в твой дом придет радость.
И в конце нашего занятия мне хотелось бы напомнить вам те простые истины. Которые были открыты нами. Прочтем их по цепочке. (включается тихая инструментальная музыка)
Законы дружбы.
1. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе – значит делить с ним радости и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его.
2. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение друг друга.
3. Дружба – это прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность.
4. Дружба и эгоизм несовместимы. Никогда не требуй от своего друга жертв ради тебя.
5. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе.
6. Подлинная дружба несовместима с расчетом.
7. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
А сейчас ребята мы с вами составим ромашку дружбы, на лепестках которых я вам раздам, вы должны написать пожелание своему другу и потом из всех лепестков составить красивый цветок.
- Давайте сделаем нашу жизнь хорошей, будем помогать друг другу в трудную минуту, ценить и беречь хороших и верных друзей. Ведь «Дружба дороже богатства».
Ромашка дружбы под мультипликационный фильм «О дружбе»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект классного часа 3-4 класс ко Дню Победы
Классный час на тему «Дружба», 2 класс
Классный час: Что значит дружить, 3 - 4 класс
Практическое занятие «Гирлянда дружбы» для школьников. Конспект с презентацией
Похожие статьи:
Классный час «Нет друга - ищи, а нашел-береги», 2 класс
Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»
Классный час для 3-4 класса по теме «Огонь ошибок не прощает!»
Классный час для 3-4 класса по теме «Путешествие в страну прекрасного»
Классный час для 3-4 класса по теме «Россия – Родина моя»