Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по психологии общения для 3-5 классов

Конспект занятия по психологии общения «Я – Особенный».
Автор: Цагараева Кристина Сергеевна, педагог-психолог, МАОУ Психологический Центр диагностики и консультирования "Доверие", РСО-Алания, г. Владикавказ.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по психологии, разработанный для учеников 3-5 классов по теме «Я-особенный». Данный материал будет полезен педагогам-психологам, педагогам дополнительного образования.
Цели: развитие групповой динамики, сплочение детей в группе, осознание детьми своей уникальности, снятие мышечного и эмоционального напряжения.
Задачи:
- развитие интереса к себе, формирование первичных навыков самоанализа;
- развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников и способов взаимопонимания;
- формирование умения говорить и думать о себе;
- помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других.
Оборудование:
грецкие орехи по количеству участников, шарф, воздушные шарики (2-3 шт.), свеча, релаксационный диск.
Ход занятия.
I. Вводная часть. Организационный момент. Знакомство с детьми.
1. Игровое упражнение «Имя-хлопок».
Педагог-психолог: Здравствуйте ребята! Какие вы все нарядные и красивые. Я рада вас всех сегодня видеть, и хотелось бы с вами поближе познакомиться и подружиться. Но для начала давайте вспомним правила поведения в группе (дети проговаривают все правила). А теперь пора знакомиться, я произнесу свое имя и отхлопаю его, например, Кри - (хлопок), Сти- (хлопок), На (хлопок), после этого, остальные участники должны повторить мое имя и отхлопать, затем следующий участник точно также называет свое имя и прохлопывает его, и так до конца. Вот мы с вами и познакомились. Вы все такие разные, вот сейчас мы поговорим о нас. Предлагаю всем сесть на стулья.
II. Основная часть.
Беседа о том, какие мы все разные.
Педагог-психолог: Ребята, когда мы встречаем разных людей, кто-то из них похож на нас, кто-то отличается, а кто-то кажется нам необычным и даже странным. Сегодня тема нашего занятия “Я – особенный”. На нашем занятии вы убедитесь в том, что каждый из нас по своему особенный, и каждый из нас не только неповторим, но и до конца непознаваем, потому что сложнее человека природа ничего не создала. Одно из самых увлекательных занятий – узнавать что-то новое о самом себе. А чем мы похожи друг на друга (выслушиваются ответы детей), а чем мы отличаемся друг от друга (выслушиваются ответы детей).
2. Упражнение «Орехи».
Педагог-психолог: Ребята сейчас мы поиграем с вами в очень интересную игру. Ребята, посмотрите, что я для вас принесла в корзине (показываю, что это орехи). Каждый из вас берет себе по одному ореху. Внимание, вам такое задание: в течение одной минуты рассмотреть свой орех и постараться запомнить его особенности, присмотритесь к нему очень внимательно (дается время рассмотреть свой орех), а теперь, положите свои орехи в корзину. Затем все орехи перемешиваются. Внимание, теперь вам новое задание, сейчас каждый из вас должен попытаться найти свой орех.
Обсуждение: спросить у каждого из детей, почему он взял именно этот орех? Что помогло найти свой орех?
Педагог-психолог: Ребята в толпе все люди одинаковые, как и орехи, когда они лежали вместе. Чтобы увидеть особенности человека, нужно потратить время, присмотреться к нему. О ценности ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, зеленым, гнилым, пустым, хорошим. Поэтому нельзя судить о человеке только по его внешнему виду. Можно вспомнить пословицу: «Встречают по одежке, провожают по уму». У ореха очень жесткая скорлупа, она нужна, чтобы защитить нежное ядро. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Они не могут сразу открыться, для этого должно пройти время, чтобы человек вам доверился и открылся.
3. Упражнение “Найди пару”.
Педагог-психолог: Ребята, а вы знаете, что человека можно определить и по рукам? А мне интересно, узнаете ли вы друг друга по рукам на ощупь. Предлагаю детям пройти в другую часть зала, встать в круг и поиграть в следующую игру. Выбирается водящий, которому завязывают глаза шарфом и предлагают изучить своими руками руку одного из участников игры. После этого с него снимают повязку, а дети протягивают руки вперед, и водящий пытается найти “изученную” руку среди рук, протянутых всеми участниками.
Обсуждение: Ребята теперь расскажите, как вы нашли свою пару? Какими были руки на ощупь? Вам приятно было, когда к вашим рукам прикасался ведущий? Вы убедились в том, что у вас и руки разные?
4. Практическая игра “Поменяйтесь местами те, кто…».
Педагог-психолог: Ребята теперь все садитесь на стулья, и поиграем еще в одну игру. Правила игры заключаются в том, что вы должны честно оценивать свои качества, как положительные, так и отрицательные. (В центре сидит ведущий, количество стульев меньше на 1, чем участников.) Ведущий говорит: “Поменяйтесь местами те, кто…» и называет какое- либо качество (например, кто считает себя добрым, умным, справедливым, красивым, терпеливым, сильным, веселым, ленивым, трусливым, грустным, кто может рисовать, петь, готовить, кто не умеет общаться и так далее). Те, у кого присутствует названный признак, встают, и стараются занять свободное место, кроме рядом стоящего стула. Далее игра повторяется снова с новым ведущим.
Педагог-психолог: Ребята вам трудно было оценивать свои отрицательные качества? Вот видите, какие вы все разные и на характер, и на внешний вид.
5. Игровое упражнение «Веселые шарики».
Педагог-психолог: Ребята вам необходимо поделиться на две равные группы. Ваша задача не расцепляя рук продержать в воздухе шар, любыми способами, можно локтем, головой, сцепленными руками. У кого из команд упадет шар или кто расцепит руки, та команда проигрывает. Понравилась вам игра? А не пора ли нам немного отдохнуть?
III. Заключительная часть.
6. Релаксационное упражнение “Дождь в лесу” (снятие мышечного и эмоционального напряжения, развитие чувства эмпатии).
Педагог-психолог включает диск с релаксационной музыкой. Дети становятся в круг, друг за другом – они “превращаются” в деревья в лесу. Педагог-психолог читает текст, дети выполняют действия. “В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко – высоко тянутся, чтобы каждый согрелся, (дети поднимаются на носки, высоко поднимая руки). Но вдруг подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, устойчиво стоят и только раскачиваются, (дети раскачиваются в разные стороны, напрягая мышцы ног). Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали первые нежные капли дождя (дети легкими движениями пальцев касаются спины стоящего впереди товарища). Дождик стучит все сильнее и сильнее (дети усиливают движения пальцами). Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями (дети проводят ладошками по спинам товарищей). Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя, оставили только необходимую влагу. Деревья почувствовали внутри себя свежесть, бодрость и радость жизни”.А вы что почувствовали внутри себя? (выслушиваются ответы детей).
7. Упражнение “Открытая свеча”.
Педагог-психолог: Ребята, а сейчас бы мне очень хотелось, чтобы каждый из вас по очереди взял вот эту волшебную зажженную свечу и пожелал что-нибудь доброе своему соседу слева и у вас обязательно исполнятся все пожелания. Можно мне пожелать первой? Например, “Маша, я желаю тебе, чтобы у тебя сегодня все получалось”. Далее я передаю свою свечу Маше, а она в свою очередь желает своему соседу слева и т. д.
Педагог-психолог: Ребята, что мы сегодня на нашем занятии проходили и узнали нового о себе и других? (выслушиваются ответы детей и только после этого подвести детей к общему выводу). Правильно ребята, у нас всех очень много общего, и это помогает находить нам общий язык. Но каждый человек отличается друг от друга и это здорово, что мы все разные, не похожие друг на друга, каждый из нас уникален! И эту уникальность, и неповторимость нужно ценить и уважать в людях!
Рефлексия текущего занятия.
Что больше всего понравилось на занятии?
Что вы узнали нового о себе и других?
С каким настроением вы заканчиваете сегодняшнее занятие?
Мы все сегодня заслужили аплодисменты, давайте поаплодируем друг другу!

Рекомендуем посмотреть:

Занятие-тренинг "Общение — это…" Тренинги для школьников 5-6 класс Межличностное пространство или дистанция в общении Внеклассное занятие для 5-9 классов на тему: Толерантность

Похожие статьи:

Конспект психологического занятия для младших школьников

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Участник №135 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 июля 2015 года
О роли игры для психологического развития детей дошкольного возраста
Опубликовано: 3453 дня назад (9 июня 2015)
Просмотров: 8646
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!