Цели занятия:
1. Учащиеся осознают необходимость соблюдения "личного пространства" в общении.
2. У учащихся сформированы представления об основных принципах выбора дистанции в общении.
Рекомендуемая литература:
1. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999. - 173 с.
2. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - 184 с.
Ход занятия.
Межличностное пространство - это субъективный критерий эмоциональной близости людей. Чем ближе отношения, тем меньше расстояние.
Обсуждение: рекомендуется обсудить с учащимися возможные факторы, влияющие на выбор дистанции в процессе общения.
Выбор оптимальной дистанции в процессе общения зависит от следующих показателей:
• От возраста,
• От пола,
• От статуса,
• От психологических особенностей,
• От национальности,
• От степени знакомства.
Отрицательно сказывается на общении как чрезмерно близкое, так и чрезмерно удаленное расположение. Если большая дистанция, то человек может воспринять, что он неприятен партнеру, или же он может посчитать партнера высокомерным.
На сегодняшний день общепринятой можно назвать следующую классификацию:
До 0,5 метра - интимное расстояние - соответствует интимным отношениям (спорт, балет).
От 0,5 до 1,2 метра - межличностное расстояние - разговор друзей с соприкосновением и без него.
От 1,2 до 3,7 метра - неформальные социальные и деловые переговоры (верхний предел соответствует более формальным требованиям).
От 3,7 и более - публичное расстояние.
Верно выбранная дистанция задает тон дальнейшему общению. Межличностное пространство влияет на частоту и длительность визуальных контактов. Чем ближе находятся люди, тем короче и реже их взаимные взгляды. Находясь на удалении, они дольше смотрят друг на друга и используют жесты для поддержания внимания в разговоре.
Часто в жизни встречаются ситуации, когда общение происходит через стол (например, при трудоустройстве, сдаче экзаменов). Поэтому необходимо учитывать такие компоненты как угол, под которым партнеры предпочитают воспринимать друг друга и ориентация - это расположение общающихся по отношению друг к другу, которое может варьироваться от положения "лицом к лицу" до положения "спина к спине".
Рекомендуемые упражнения:
Цели: осознавание важности пространства в общении; установление влияния пространственного расположения партнеров на процесс коммуникации.
1. правила: группа делится на пары. Партнеры, приближаясь и удаляясь, заходя сбоку и со спины, пытаются определить свои ощущения при приближении - при удалении.
2. Один участник стоит в центре, остальные приближаются к нему.
Обсуждение: какие испытываем ощущения? Почему неприятно то или иное положение участников группы по отношению к человеку? Где возникают ситуации, когда нарушается личное пространство людей?
Вопросы:
1. Что такое межличностное пространство, личное пространство, межличностная дистанция - в чем сходство, в чем отличие?
2. Как определить, что мы нарушаем чьё-либо личное пространство?
Рекомендуем посмотреть:
Занятие-тренинг "Общение — это…"
Тренинги для школьников 5-6 класс
Конспект психологического практикума для педагогов. Осознание себя и других
Конспект занятия по психологии общения для 3-5 классов
Похожие статьи:
Конспект психологического занятия для младших школьников
Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»