Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Одиночество и особенности его проявления в юношеском возрасте

Психология подростка
Автор: Зарицкая Ольга Николаевна, практический психолог КВУЗ «Донецкий педагогический колледж»
ОДИНОЧЕСТВО И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Статья посвящена проблеме возникновения и проявления одиночества в юношеском возрасте и разработка рекомендаций по его предупреждению и преодолению.
Ключевые слова: юность, одиночество, экзистенциальный кризис, индивидуум, стереотипы, фрустрация, Я – концепция, социализация, дезадаптация.
Стаття присв`ячена проблемі виникнення та прояву самотності в юнацькому віці і розробка рекомендацій щодо його попередження та прояву.
Ключові поняття: юність, самотність, екзистенціальна криза, індивідум, стереотипи, фрустрація, Я – концепція, соціалізація, дезадаптація.
Актуальность исследования. Достаточно распространённым является мнение, что проблема одиночества более актуальна для людей старших возрастных групп. Действительно, им сложно изменять социальные стереотипы. Но современная социальная ситуация такова, что по ряду причин достаточно сильное проявление чувства одиночества испытывают и в юношеском возрасте.
Юность – время осознания и овладения одиночеством. Через переживание одиночества в юности проходят практически все.
Анализ исследований и публикаций. Научные исследования феномена одиночества в рамках психологии и педагогики ведутся недостаточно. В трудах А.Маслоу, К.Роджерса, Х.С. Салливана, З.Фрейда, Э.Фромма, К.Хорни, Э.Эриксона, К.Г. Юнга были рассмотрены психологические предпосылки возникновения одиночества и предложены психотерпевтические пути его преодоления [1].
В исследованиях К.А. Андерсона и Л.М. Хоровица, Р.Вейса, Дж. Де Джонг-Гирвельд и Д.Раадшелдерс, Т.Б Джонсона и У.А. Садлера, К.И Кутрона, М.Мицели и Б.Мораша, Л.Э. Пепло, М.Э. Селигмана, Ф.Фромм-Рейхман, Дж.И. Янга показано сложное содержание феномена одиночества, акцентируется внимание на его причинах, связанных как с типичными ситуациями жизни, так и с характером личности [1].
В отечественной науке интересующая нас проблема рассматривалась в работах: В.Г. Асеева, А.А. Бодалёва, Е.В. Бондаревской, Б.С. Гершунского, Е.И. Головахи и Н.В. Паниной, Н.И. Гуткиной, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, Ю.М. Орлова, Н.А. Рождественской, В.Ф. Сафиной, Е.Т. Соколовой, Д.И. Фельдштейна и др.
Указанные авторы анализировали ее в приложении именно к лицам подросткового и юношеского возраста, уделяя внимание социальным и психологическим причинам, вызывающим чувство одиночества у молодых людей, а также его последствиям в процессе формирования личности [1].
Цель статьи – выявить особенности влияния одиночества на процесс развития личности в юношеском возрасте и разработка рекомендаций.
Изложение основного материала. Одиночество различно для каждого человека. Некоторые люди чувствуют себя одинокими в отношениях с конкретными людьми. Некоторые чувствуют себя одинокими в толпе. Некоторые чувствуют себя одинокими, потому что не нашли своей любви. Некоторые чувствуют себя одинокими, потому что страдают от депрессии повышенной тревожности и других болезненных состояний.
Болгарский психолог Л.Симеонова [2] сделала попытку сгруппировать людей, подверженных к одиночеству, по их характерным поведенческим особенностям и выделила следующие типы:
1. Люди с ненасытной потребностью в самоутверждении, у которых в центре внимания стоит только собственный успех.
2. Люди с сильно выраженной стереотипизацией поведения, вследствие которой они не в состоянии выйти из рамок выбранной ими роли и не могут позволить себе раскованность.
3. Люди, отличающиеся, напротив, сильной нестандартностью в поведении, у которых мировосприятие и поступки не соответствуют установленным в доступных для них группах правилам и нормам.
4. Люди, сосредоточенные на своём внутреннем мире, представляющие события собственной жизни и свои внутренние состояния исключительными, не похожими на все то, что происходит с другими.
5. Люди застенчивые, с заниженной самооценкой, недооценивающие себя как личность и в силу этого боящиеся быть неинтересными, стремящиеся всегда держаться в тени. В результате они действительно никем не замечаются, что, в свою очередь, болезненно переживается.
Получается, что одиночество – это очень широкое понятие, и каждый чувствует его по-разному.
Одиночество в юности есть стремление к уединению, столь непостижимое для предшествующего подросткового возраста. Уединение позволяет подготовиться к будущим чувствам влюбленности и любви, которые могут восприниматься наедине с собой.
Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».
Становление самосознания происходит по нескольким направлениям:
1. Открытие своего внутреннего мира, юноша начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего «Я», появляется и чувство одиночества.
2. Появляется осознание необратимости времени, понимание конечности своего существования. Именно понимание неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем, о своих целях.
3. Формируется целостное представление о самом себе, отношение к себе, причем вначале осознаются и оцениваются человеком особенности своего тела, внешности, привлекательности, а затем уже морально-психологические, интеллектуальные, волевые свои качества. Юношеские самооценки часто бывают, противоречивы («Я в своем представлении гений + ничтожество»).
4. Происходит осознание и формируется отношение к зарождающейся сексуальной чувственности. Юношеская сексуальность отличается от сексуальности взрослого человека. Если зрелая половая любовь взрослых представляет собой гармоническое единство чувственно-сексуального влечения и потребности в глубоком духовном общении и взаимопонимании любящих людей, то в юности эти два влечения созревают не одновременно, и к тому же по-разному у девушек и юношей.
Анализируя возрастные особенности проявления одиночества, Г.М. Тихонов отмечает, что одиночество в юности — широко распространенное и интенсивно протекающее явление. Молодые люди в целом проявляют более высокую уязвимость по отношению к одиночеству и большую склонность к нему, чем зрелые или пожилые люди [3, с. 35]. Одиночество в юности во многом определяется объективными условиями: стремлением жить отдельно от родителей (быть независимыми от них), изменениями социальных (в том числе и межличностных) отношений, переживаниями, связанными с поиском смысла своего существования, вступлением в новые условия, связанные с учебой или профессией, и т. п.
С.В. Малышева и Н.А. Рождественская выделили четыре причины,
обусловливающие возникновение чувства одиночества юношей и девушек [4]
Известно, что в юношеском возрасте большая роль отводиться коллективно-групповым формам общения и, вместе с тем, нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей.
Усиливается потребность в установлении более широких отношений, выходящих за пределы семьи.
Блокирование данной потребности создает ситуацию одиночества, которая вызывает у многих негативные переживания, чувство отчужденности, порождает фрустрацию – эмоционально тяжелое переживание неудачи. На границе подросткового и юношеского возраста резко усиливается потребность в статусе, в признании и уважении со стороны сверстников и старших, в подтверждении своей личностной состоятельности, а также в меж половых отношениях. В свою очередь, все это вызывает необходимость в резком расширении социальных и межличностных контактов. Затруднения в реализации указанных потребностей часто становятся базой для формирования негативно переживаемого одиночества.
Причины негативных переживаний одиночества в юности также могут быть связаны с возрастными доминантами в психосоциальном развитии личности. Они полагают, что в юности важнейшими социальными потребностями становятся [1]
Испытываемые юношами негативные переживания влияют на процесс социализации и формирования личности, становятся одной из основных причин их социальной дезадаптации. Ощущение собственного одиночества нередко приводит к формированию нигилистического отношения личности к обществу, к развитию у нее форм поведения, направленных на противоборство с ним или "уход" от него: криминальные и экстремистские действия, алкоголизм, наркомания и др.
В связи с этим, проблема одиночества и его переживания в юношеском возрасте является далеко неоднозначной. Практическая актуальность разработки различных ее аспектов выходит за пределы собственно психологии так же, как за ее пределы выходят пути и способы преодоления одиночества. Однако именно психология и, прежде всего, социальная психология, является наукой, в рамках которой проблема одиночества может быть наиболее полно исследована и определены основные направления и пути ее решения.
Поскольку одиночество – переживание субъективное, то нельзя придумать единый способ его преодоления, подходящий всем и каждому в любом случае. Поэтому при оказании помощи юношам и девушкам нужно придерживаться принципа «золотой середины», т.е. уделять им достаточно внимания и понимания, демонстрировать готовность оказания помощи в трудной ситуации, но в тоже время поощрять самостоятельность, активность в поиске преодоления негативного переживания одиночества. Разделить одиночество означает: выслушать человека, когда он захочет рассказать о своей боли; понять и принять его чувства. Преобразовать в позитивное переживание, значит, быть готовым изменить ситуацию, проанализировав ее и начать налаживать отношения с окружающими, рассмотрев альтернативные возможности, как, например, изменение своего поведения и отношение к себе и людям, развитие рефлексии и навыков общения.
Способы преодоления одиночества в юношеском возрасте [6]:
1. Отвлечение при помощи умственной деятельности (просмотр ТВ, книги, прослушивание музыки).
2. Занятие напряженной работой, чтобы преуспеть в какой-либо деятельности.
3. Выполнение домашних дел.
4. Занятие спортом, творчеством и т.п. с целью избавления от негативных эмоций.
5. Шопинг с целью изменения собственного имиджа.
6. Поиск новых способов знакомства (дискотека, вечеринки, различные клубы, интернет).
7. Анализ причин своего одиночества.
8. Прогулка на свежем воздухе, выезд на природу.
9. Обращение к психологу или психотерапевту для разрешения проблем.
Вывод: Итак, в психологии сильны две тенденция в изучении одиночества. Первая – трактовка его как психического состояния или субъективного переживания. Вторая – трактовка одиночества как исключительно негативного состояния и переживания. Если даже человек месяцами находится один, не поддерживает ни с кем никаких контактов, но чувствует себя при этом превосходно и не нуждается ни в какой помощи, он не считается находящимся в одиночестве.
Можно сделать следующие выводы:
- переживания одиночества в юношеском возрасте связаны с особенностями проявления Я - концепции;
- одиночество в юношеском возрасте необходимо рассматривать с позиции нормы и патологии оно играет существенную роль в процессе индивидуализации личности, но обладает свойством подчинять себе другие психические процессы и состояния; нарушая внутреннюю целостность личности ( по исследованиям Н.И. Глушкова, А.А. Хмеленко).
Лев Толстой однажды написал в своем дневнике: «Живя с людьми, не забывай того, что ты узнал в уединении. В уединении обдумывай то, что узнал из общения с людьми». Поэтому, одиночество - это всего лишь шаг в познании себя и мира. Но каждый из нас делает этот шаг в назначенное ему время.
Литература
1. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания
студентами. – Елабуга: «Алмедиа», 2007. – 157 с.
2. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально – психологические проблемы / Ю.М. Швалб, О.В. Данчева. – Киев: Украина. 2001. – 270с.
3. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений: Монография. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. — 174 с.
4. Малышева С.В., Рождественская Н.А. Особенности чувства
одиночества у подростков // Вестник московского университета. Серия 14.
Психология. 2001. – №3. – С. 63-68.
5. Неумоева Е.В. Одиночество как общественно-историческое явление и как явление индивидуальной жизни // Гуманитарный вектор. Вестник Забайкальского отделения Академии гуманитарных наук. - № 1 – 2 (10 – 13). – 2002. – Чита: ЗабГПУ. – 2004. – С.23 – 29.
6. Янг Д.И. Одиночество, депрессия и когнитивная терапия: теория и её применение / Д.И. Янг. – М.: Прогресс, 1989. – С.552-593.

Рекомендуем посмотреть:

Опыт работы педагога психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Техники направленной визуализации образов для детей. Техника «Разрисуй майку» Психологические методы развития и коррекции личности в подростковом возрасте Как правильно вести взрослому в конфликте между детьми

Похожие статьи:

Как справиться со стрессом подростку. Советы психолога

Как избавиться от негативных мыслей подростку. Советы психолога

Как справиться с обидой. Советы психолога

Как справиться с плохим настроением? Беседа

Как побороть лень. Советы психолога

Межличностное пространство или дистанция в общении
Опубликовано: 3834 дня назад (25 мая 2014)
Просмотров: 21695
Рубрика: Статьи
+5
Голосов: 5
Светлана Николаевна Ефименко # 25 мая 2014 в 17:54 +4
Актуальная тема не только для подростков, но и для уже зрелых людей...
Ольга Николаевна Зарицкая # 25 мая 2014 в 22:27 +1
спасибо!!!
Елена Валерьевна Коновалова # 5 июня 2014 в 13:38 +1
Осень полезная информация! Спасибо!
Инна Анатольевна Власенко # 5 июня 2014 в 19:37 +1
Спасибо большое!!!
Валентина Владимировна Юшковец # 20 июня 2014 в 22:39 0
Полезная и интересная статья. Взяла для себя на заметку способы преодоления одиночества.Спасибо!
Татьяна Георгиевна Бибеева # 29 июня 2014 в 19:43 0
Здравствуйте, Ольга Николаевна! С большим интересом познакомилась с вашей статьей, спасибо большое за полезную информацию и за расширение нашего кругозора. +1
Леся Васильевна Бударова # 4 июля 2014 в 17:46 0
Мне понравилось Ваше рассуждение, на эту тему. Одиночество присуще разным возрастам, а подростки проходят через разные преграды, и через одиночество тоже.