Консультация: Поведение взрослого в конфликтной ситуации между детьми
В данной работе рассматриваются причины конфликтов у детей , выделяются типичные ошибки взрослого и предлагается тактика поведения взрослого в конфликте между детьми . Данная работа будет полезна педагогам ДОУ, родителям дошкольников.
Цель: ознакомление родителей и педагогов с основными моментами поведения в конфликтах между детьми.
Задачи:
1. Познакомить педагогов и родителей с причинами конфликтов у детей.
2. Рассмотреть типичные ошибки взрослых.
3. Выработать тактику поведения взрослого в конфликте между детьми.
В детских коллективах часто возникают конфликты . Наиболее распространенными формами поведения при конфликтах является обидчивость, агрессивность, разрушительность, непослушание. К общим проявлениям конфликтности относятся:
• Стремление ребенка к обострению ситуации
• Эгоистичность и эгоцентричность
• Неумение идти на компромисс
• Желание доминировать , быть первым
• Игнорирование интересов других, неспособность встать на их позицию
Дети друг с другом чаще всего конфликтуют из –за игрушек, по поводу темы игры, ролей, непонимания друг друга и тд.
В современной науке выделяются три основные
причины конфликтности:
1. Отсутствие или недостаточное развитие игровых умений и навыков общения. Другими словами, конфликтующий ребенок не научен позитивно взаимодействовать со сверстниками, сотрудничать с ними, что выливается в непринятие его другими, в отказе принять в совместную игру
2. Неблагоприятная семейная обстановка. Это может быть повышенная авторитарность, властность родителей, непринятие ребенка, противоречивость требований , нарушение баланса любви и требовательности в сторону требовательности, невнимание к ребенку, игнорирование его , попустительство и вседозволенность
3. Личностная предрасположенность к конфликту. Это такие особенности , как повышенная тревожность, неуверенность, неспособность утвердить себя, недостаточный уровень развития произвольности поведения, несформированность нормативности поведения.
Маленьким детям трудно самим справиться с конфликтной ситуацией. Здесь большая роль отводится взрослому.
Типичные ошибки реагирования взрослого на детские конфликты:
- Незамедлительная реакция на острый конфликт детей и прямое противостояние ( драка). Однако пассивный протест( уклонение от контактов, пассивность, отчуждение, неучастие в стабильных игровых объединениях) остается незамеченным.
- Внимание направлено в основном на то, чтобы ликвидировать сам конфликт, а не понять причины возникновения разногласий и мотивы каждой из конфликтующих сторон.
- Реакция на конфликт достаточно стереотипна- наказать , осудить обидчика, пожалеть обиженного. В то же время иные аспекты взаимодействия в трудной ситуации ( ложь, хитрость, обман) выпадают из поля зрения
- В ряде случаев взрослый стремится как можно быстрее завершить конфликт, например, конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия.
Тактика поведения взрослого при конфликтах детей
При общении с конфликтующими детьми взрослый должен учитывать следующие правила:
- Желание взрослого разрешить конфликт
- Терпимое отношение к действиям и поступкам детей
- Использование опыта детей, ориентация на самостоятельность и активность
- Использование собственного опыта и опыта других людей
- Убеждения и разъяснения взрослого
- Оказание помощи, совет
-Умение взрослого отделить поведение и проблему от личности ребенка
-Положительная предвосхищающая оценка
- Перевод вспышки гнева ребенка в юмористическую форму
- Отвлечение или переключение внимания на что-то другое
Работа с детьми по обучению их позитивным способам разрешения конфликтов.
К основным направлениям работы можно отнести следующие:
- Обучение дошкольников анализу конфликтных ситуаций с использованием сказок, рассказов, мультфильмов. Художественные произведения способствуют получению представления о конфликтах, причинах их возникновения, методах разрешения. Дети вполне способны осмыслить сказочную ситуацию и найти выход из трудного положения, предложить свое оригинальное решение. Затем эта ситуация связывается с опытом детей, теми конфликтами, которые они пережили некоторое время назад
-Развитие способности к эмпатии, терпимости, принятия других людей. Включая детей в любую совместную деятельность, важно постоянно обращать внимание детей на чувства и переживания партнеров по общению, создавать условия для децентрации и учета интересов друг друга.
-Моделирование жизненных ситуаций. Научиться разрешать конфликтные ситуации с которыми ребенок сталкивается часто , возможно путем их воссоздания в игровой форме. В начале это желательно делать опосредованно, используя куклы и игрушки, когда ребенок разыгрывает конфликт от лица кукольного персонажа с установкой, например, поссориться, а затем помириться. После можно моделировать ситуации , в которые ребенок уже попадал, при этом желательно их проигрывать дважды- неоптимальный способ, приведший к негативным последствиям, и , оптимальный, мирный .
-Обучение приемам посредничества в конфликтах. Суть – при возникновении конфликта, обратиться за помощью к третьему лицу, специально подготовленному для этого. Первоначально роль посредника играет взрослый. Главное – чтобы дети приняли решение в данном конкретном конфликте обратиться ко взрослому.
Рекомендуем посмотреть:
Одиночество и особенности его проявления в юношеском возрасте
Психологические методы развития и коррекции личности в подростковом возрасте
Психология подросткового возраста
Похожие статьи:
Как справиться со стрессом подростку. Советы психолога
Как избавиться от негативных мыслей подростку. Советы психолога
Как справиться с обидой. Советы психолога
Как справиться с плохим настроением? Беседа
Как побороть лень. Советы психолога