Консультация: "Почему дети ругаются?"
Обычно лет в пять-шесть каждый ребенок приносит домой « изящные выражения», шокирующие взрослых. Связано это бывает с тем, что малыш начинает проводить часть времени отдельно от семьи- в детском саду, на улице, в кружках, гостях , где активно усваивает все новое.
Возникает вопрос- нужно ли говорить малышу, «подхватившему» какое-либо нецензурное слово, что это ругательство, или лучше не обращать внимание- авось забудет? Сказать все таки стоит. Ведь иначе как он узнает что это плохое слово и его произносить нельзя. К тому же дети очень тонкие психологи- он уже может знать , что это слово плохое- ну вот вырвалось-а раз взрослый его не останавливает, значит ничего не имеет против этого слова.
Конечно, ругать ребенка не следует. Равно как и объяснять ему значение определенных слов. Это лишь привлечет его внимание к запретной теме. Разумнее спокойно сказать малышу, что хорошие дети таких слов не произносят , бранятся только хулиганы и глупые малыши, за что их, кстати, в приличные места не берут..Обычно ребенок понимает все с первого-второго раза и инцидент бывает исчерпан.
Но случается и так, что малыш невзирая ни на что упорно продолжает ругаться. О чем свидетельствует такое поведение?
Ребенок — демонстрант
Чаще всего это бывает проявлением демонстративности, когда ребенку хочется выделиться, противопоставить себя окружающим, показаться взрослее и независимее, чем он есть на самом деле. Такие дети рано начинают подражать плохим примерам. К ним как-будто липнет все отрицательное. Совладать с демонстративным ребенком нелегко, но вполне возможно.
Принципиальная позиция взрослого: с одной стороны, надо помогать ему самоутвердиться ( так как демонстративные зачастую люди очень неуверены в себе). С другой- резко отрицательно реагировать на все его выкрутасы, в частности на ругательства.
Нужно помнить, что демонстративные дети больше всего не любят, когда их не замечают или им кажется, что их не замечают. Опираясь на это выберем тактику воздействия на ребенка- сначала предупредить, а если это не возымеет действия, лишить ребенка каких либо благ, связанных с общением, например, похода в гости, совместной игры- естественно , это не одноразовый акт, необходимо не давать ребенку слабины и не идти на уступки. Помните- ваше благородство оценено не будет- ребенок просто заставит вас плясать под свою дудку.
«Тяжелая артиллерия» - это бойкот. Если вы видите, что ребенок ругается вам назло, прекратите с ним разговаривать, естественно , объяснив ему причину своего поведения. Ваш бойкот должен касаться только общения с ребенком, и не затрагивать вопросы его жизнедеятельности. Помните- необходимо четко определить ситуацию. Пусть ребенок поймет, что если он вежлив, то окружающие это ценят и стараются его порадовать. Хорошее поведение демонстративного ребенка должно быть обязательно положительно подкреплено взрослым, только тогда возникает стимул вести себя хорошо.
Возбудимый ребенок
Еще сложнее обстоит дело с возбудимыми и расторможенными детьми . Такие дети , войдя в раж, уже не могут контролировать свои слова и поступки. Конечно, их тоже следует учить сдерживаться, при этом нужно помнить, что зачастую они просто не могут сдержаться. Это не каприз, это болезнь. И педагогические приемы в данном случае необходимо сочетать с лечением врача.
Грубость на уровне тона.
Начинать борьбу с детской грубостью надо уже на уровне тона, не дожидаясь пока ребенок настолько распоясывается, что ему еже ничего не стоит оскорбить родителей- «Отвяжитесь! Надоели!»...
Никогда не позволяйте ребенку говорить с вами грубым, властным, требовательным тоном. Это правило на всю жизнь!
Что делать?
1. Начните с себя. Проанализируйте обстановку в вашем доме- возможно у вас вообще принято разговаривать на повышенных тонах. Но ведь дети — это наше зеркало, они копируют нас с вами. И уж тем более не должно звучать из уст взрослого ругательное слово в присутствии малыша или , еще хуже, в его адрес.
2. Возьмите себе за правило не выполнять детские просьбы , выраженные грубым тоном. Предупредите ребенка об этом заранее.
3. Старайтесь почаще демонстрировать ребенку добрые, вежливые слова, постарайтесь максимально разнообразить свой запас «волшебных» слов.
4. Любите ребенка безусловно, то есть не за что-то , а просто так, за то что он есть!
Рекомендуем посмотреть:
Детское воровство
Семинар для педагогов ДОУ
Взаимосвязь креативности и невротизации детей старшего дошкольного возраста
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей через игровую деятельность
Похожие статьи:
Младенческий возраст. Характеристика и особенности психического развития
Ранний возраст. Особенности развития и ведущая деятельность этого возраста
Дошкольный возраст. Общая характеристика кратко