Взаимосвязь уровня креативности и уровня невротизации у детей дошкольного возраста
Автор:Пономаренко К.Ю., 6 курс, специальность «Педагогика и методика дошкольного образования»
Дошкольный возраст как важнейший этап развития ребенка, период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми, характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью, что определяет предрасположенность к развитию нервно-психической патологии, о чем пишет один из известнейших исследователей А.И. Захаров. Одним из самых распространенных видов нервных расстройств у детей являются неврозы. Как психогенные заболевания неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, и отражают многие аспекты жизни ребенка, прежде всего проблемы понимания и общения, поиска оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви.
Такая сензитивность возраста нервной патологии «сопровождается» малой приспособленностью дошкольных образовательных учреждений для оригинальных, нестандартных детей, тех, кто сильно отличается от среднего уровня в сторону больших способностей.
С этой точки зрения можно утверждать приоритет исследований взаимосвязи креативности и невротизации детей дошкольного возраста и, одновременно с тем, недостаток сведений относительно заявленной взаимосвязи, за исключением некоторого числа работ, авторы которых ссылаются на труд итальянского невропатолога XIX века Чезаре Ломброзо «Гениальность и помешательство».
Проблема дефицита сведений касается и отдельно взятых аспектов обозначенной проблемы. Несмотря на многообразие в психологической науке теоретических и экспериментальных направлений в исследовании креативности (Торренс Э.П., 1963; Бирюков С. Д. 2000; Богоявленская, 1983; 2002) и длительную историю изучения феномена, единое представление о креативности отсутствует, как и единый подход к ее диагностике.
Нерешенным является вопрос и о сущности и природе детского невроза, существование которого как собственно невроза рядом ученых отрицается вовсе в силу теоретических представлений о личности (В.Н. Мясищев, 1960).
Данные противоречия определили цель и задачи предпринятого исследования. Для анализа факта взаимосвязи детской невротизации и креативности были использованы такие методы исследования, как:
Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей А.И. Захарова и субтест «Дорисовывание фигур» теста кративности Торренса. Испытуемыми выступили 14 воспитанников МБДОУ Детский сад компенсирующего вида № 6 «»: 10 мальчиков и 4 девочки в возрасте 6-7 лет. Состав группы постоянен, основное большинство детей посещают эту группу со старшего дошкольного возраста.
В соответствии с планом исследования на первом этапе была проведена психодиагностика невротизации детей. Результаты показывают, что у 10 детей невысокая степень напряжения, у 3 детей средняя степень, и лишь у одного высокая степень напряжения.
Рисунок1. Диаграмма признаков психического напряжения и невротических тенденций.
Однако, как нам представляется, такие данные должны анализироваться с большой долей критичности: в соответствии с описанием методики оценку наличия – отсутствия невротических проявлений осуществляли родители. В их ответах избежать социальной желательности к сожалению не получилось, некоторые авторы создают шкалу лжи, но в нашем опросники ее нет. Социальная желательность ни как просто тенденция отвечать на вопросы социально положительно, а как личностную характеристику, которая определяет поведение человека в социуме. Это объясняется тем, что оценка других людей подвержена большему влиянию пристрастий, стереотипов, отношений. Родители не являются пассивными объектами восприятия других людей, а стараются «подать себя» ,а в нашем случае «своих детей» в наиболее привлекательном виде, т. е. скрыть одни черты и, наоборот, обратить внимание на другие свои особенности.
Изучение креативности проводилось с учетом основных параметров, выделенных Э. Торренсом: беглости, гибкости, оригинальность. Беглость определялась подсчетом числа завершенных фигур и максимальный балл равен 10, гибкость – числом различных категорий ответов, оригинальность – согласно частоте встречаемости одинаковых ответов.
Сложность обработки результатов заключалась в том, что полученные данные сугубо субъективны и рассмотрены с точки зрения исследователя.
Проведя эту диагностику можно сказать, что высшего балла оригинальности ни у кого из детей не обнаружено, следует учитывать, что чрезвычайно высокая оригинальность ответов может наблюдаться при некоторых психических или невротических расстройствах, но в нашем случае получилось опровержение гипотезы в отдельных случаях, чем меньше креативность детей, тем выше уровень невротизации, и наоборот.
Рисунок 2.Диаграмма показателей креативности.
Примечательными с этой точки зрения оказались ответы части детей. Мальчик, кавказской национальности, имеющий отставание в психическом развитии, изображал всего две категории рисунков: «это мужчина» и «это буква». Другая девочка, долго размышляя, что же ей нарисовать, по истечению времени, затруднялась дать название рисунку.
Наиболее же частыми, распространенными ответами были: «облако» на стимул №1 и «гроза и молния», «молния» на стимул № 5.
Имея количественные показатели одного и другого психолого-педагогических явлений, мы с помощью методов математической статистики – критерия rs Спирмена – предприняли попытку установления корреляции между степенью невротизации ребенка и уровнем креативности по каждому из параметров.
В результате подсчетов были получены следующие эмпирические значения критерия:
Параметр креативности и эмпирическое значение критерия
беглость 0,46
гибкость - 0,19
оригинальность 0,77
В соответствии с критическими значениями для данной выборки можно делать вывод о наличии статистически достоверной прямопропорциональной зависимости между степенью невротизации и оригинальностью (p = 0.01), то есть, чем более невротичен ребенок, тем он и более оригинален. Данные результаты представляются интересными, в особенности при условии, что никакой корреляционной зависимости между степенью невротизации и беглостью, гибкостью не выявлено.
В заключение хотелось бы подчеркнуть, что именно креативность в значительной степени чувствительна к соответствующим развивающим воздействиям. Основываясь же на данных исследования, можно говорить о неоднозначности задач в воспитании дошкольника: одновременно развитие воображения и креативности ребенка, наиболее ценным параметром которой является оригинальность, и в то же время содействие нервно-психическому благополучию, снижение невротизации.
Литература
1.Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. В.Н. Дружинин. СПб.: Питер, 2008. 368 с.
2. Захаров А.И. Неврозы у детей СПб.: Дельта 1996 с. 480
3.Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство Ч. Ломброзо. Симферополь: Реноме, 1998. 400 с.
4. Пономарёв, Я.А. Психология творчества. Психологический журнал. 1994 № 6. 38-50с.
5.Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1997.240с.
6.Туник, Е.Е. Диагностика творческого мышления. М.: Парус,2006. 352с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по развитию речи «Обучение детей 5-6 лет рассказыванию русских народных сказок с помощь
Способы разрешения конфликтов в дошкольном возрасте
Родительское собрание в детском саду. Роль игры в развитии ребенка
Семинар для родителей. Кризис 3 лет
Похожие статьи:
Содержание процесса обучение в психологии
Младенческий возраст. Характеристика и особенности психического развития
Ранний возраст. Особенности развития и ведущая деятельность этого возраста
Дошкольный возраст. Общая характеристика кратко