Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Способы разрешения конфликтов в дошкольном возрасте

Способы разрешения конфликтной ситуации в дошкольном возрасте.
В настоящее время проблема регулирования поведения дошкольников в конфликтных ситуациях является одной из актуальных проблем. Этому вопросу были посвящены многие работы известных педагогов и психологов. Так, Д.Б.Эльконин считает, что предупреждение конфликтного поведения детей способствует следование положительным образцам поведения. По его мнению, образцы «взрослого» поведения и «взрослых» отношений играют существенную роль в формировании социально¬моральной, интеллектуальной и внешнеповеденческой взрослости. Эти образцы берутся из окружающей ребенка действительности. Их подсказывают ребенку сверстники дети более старшего возраста или знакомые взрослых, а также собирательные образы людей определенных профессий или определенных нравственных качеств. Ученый считает, что копирование образцов поведения является одним из механизмов интериоризации детьми внешних социальных требований, в том числе требований морали.
Необходимость регулирования социального поведения детей рассматривалось также О.Г.Дробницким, согласно его утверждению нормативная регуляция поведения ребенка достигается благодаря постоянному «социальному контролю» за ним, наличию у него нормативного сознания в форме представлений о должном и ценном.
И.А.Байченко, И.И.Коваленко, Е.И.Щербаков касались проблемы. Они настаивают на том, что воспитатель в целях предотвращения разрешения конфликтов дошкольников должен учитывать их возрастные особенности и применять к ним такие приемы, которые помогают усвоению и осознанию ими правил поведения .обеспечивающих самостоятельное решение споров и конфликтных ситуаций.
По мнению А.В.Запорожца, М.И.Лисиной и А.П.Князевой эффективным средством налажизания контактов детей и, следовательно, предотвращения конфликтов в детской среде, является умение сговариваться на игровую и трудовую деятельность, уступать друг другу в случае необходимости, спокойно настаивать н своем и приходить к общему решению, а также приближение воспитателем деятельности дошкольников к нормативной структуре с одновременным введением моральных правил, обосновывающих и подкрепляющих их выполнение.
А.А.Рояк были выделены конфликты в операциях и мотивах. Она разработала 2 типа психолого-педагогических приемов: при несформированности операциональной основы и при искажениях мотивационной основы игровой деятельности.
А.А.Рояк ориентировалась на материалы, представленные в исследованиях А.П.Усовой, Д.В.Менджерицкой, Р.И.Жуковской, З.И.Лиштван, В.Г.Нечаевой, Р. И. Ивановой.
Прежде всего, по мнению А.А.Рояк, нужно привлечь внимание детей к сюжетам игр, содержанию игровых действий и их последовательности путем специально организуемых наблюдений за деятельностью сверстников, владеющих соответствующими навыками и умениями. Далее нужно стремиться обогатить игровые замыслы детей, обучить их выполнению необходимых действий и их последовательности, устраивая совместные игры-занятия со взрослыми.
Чтобы научить детей сосредотачиваться на своей деятельности, использовать по назначению игровой материал, производить целенаправленные игровые действия, последовательно воплощать замысел сюжетной игры. Нужно от «подсказывания» замысла и прямого участия воспитателя в игре необходимо постепенно переходить к общему руководству и направлению игры.
Следующим звеном психолого-педагогической работы стало подключение детей к совместной со сверстниками деятельности. Здесь, Рояк А.А. применяла приемы, способствующие изменению отклонения сверстников в положительную сторону. Здесь большую роль играет положительная оценка воспитателя.
Также Рояк А.А. считает, что процесс переориентации недоброжелательного отношения сверстников необходимо продолжать и на этапе совместной игры, т.к. одной лишь оценочной поддержки педагога еще недостаточно
Чтобы изменить внутреннее отношение сверстников.
Процесс изменения отношения сверстников, предшествующий совместной игре, Рояк А.А. рассматривался в качестве очень важного, самостоятельного, но лишь подготовительного периода к истинной переориентации. Он способствует повышению уверенности детей в себе, появлению более оживленного общения.
Следующим после переориентации сверстников методическим приемом является прием включения в совместные игры со сверстниками. Здесь, по мнению ученого, нужно создать условия, способствующие возникновению детей и сверстников игрового взаимодействия. Также необходимо проводить индивидуальную работу с детьми, которая заключается в проведении систематических совместных занятий с ребенком, основной целью которых является обогащение предметно-содержательной стороны его игровой деятельности. Также целесообразно использовать для локализации двигательного беспокойства у детей игры с интересными, развернутыми сюжетами.
Таким образом, комплексная работа по устранению дефицита у неблагополучных детей может способствовать восстановлению его направленности на сверстников и, следовательно, ликвидации вторичных дефектов конфликта.
Рассмотрим мотивационные конфликты. Конфликт в мотивах возникает из-за несовпадения ведущей потребности ребенка и его сверстников. Налаживание отношений, по мнению Рояк, возможно лишь после соответствующей коррекции мотивов детской деятельности. Она требует длительной систематической работы с ребенком.
Общение ребенка со сверстниками и его отношения с ними рождаются в деятельности и, следовательно, опосредованы ею, в качестве одного из возможных путей коррекции авторитарных установок является включение его в социально-полезную деятельность, что приносит ребенку не только новые ценные переживания, но и сознание собственного «роста».
Для коррекции социальной позиции авторитарного ведущего. Рояк был разработан прием «включения авторитарного ведущего и его партнеров по, реальным играм в проблемную ситуацию взаимных требований».
Указанные мероприятия следует сочетать с фиксацией внимания сверстников на успехах этих детей, так как поддержка группы - важное звено коррекционной работы.
Налаживание полноценных отношений со сверстниками у ребенка с несформированностыо потребности в совместной игре происходит следующим образом. Автор считает, что имеет смысл вначале создавать микрообъединения, включающие не более 1-2 партнеров которых объединяли бы общие увлечения. И лишь впоследствии постепенно и осторожно расширять круг общения таких детей.
Роль педагога, его участие, поддержка, эмоциональное тепло по отношению к такому, возможно недополучившему в раннем детстве «психических витаминов» ребенку, могут оказать существенное влияние на расширение его контактов со сверстниками.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь креативности и невротизации детей старшего дошкольного возраста Конспект НОД по развитию речи «Обучение детей 5-6 лет рассказыванию русских народных сказок с помощь Родительское собрание в детском саду. Роль игры в развитии ребенка Семинар для родителей. Кризис 3 лет

Похожие статьи:

Содержание процесса обучение в психологии

Оформление приемной комнаты группы детского сада своими руками | Общение детей дошкольного возраста со сверстниками
Опубликовано: 3420 дней назад (13 августа 2015)
Просмотров: 6742
+14
Голосов: 14
Светлана Александровна Колесникова # 13 августа 2015 в 07:26 0
Очень интересная статья! Спасибо!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 13 августа 2015 в 09:33 +3
Здравствуйте Людмила Константиновна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей статьей способы разрешения конфликтной ситуации в дошкольном возрасте. Нужная, актуальная многим коллегам она будет хорошей шпаргалкой. По поводу оформления хочу дать вам дружеский совет на сайте существуют определённые правила и рекомендации по оформлению публикации. Посмотрите по ссылке
https://ped-kopilka.ru/voprosy-i-otvety/kak-pravilno-oformit-zapis-v-bloge.html
1. Автор
2. Описание материала
3. Цель должна отвечать на вопрос Что?
4. Задачи
Желаю вам дальнейших творческих успехов. С уважением Г.Е.
Мария Александровна Кащеева # 13 августа 2015 в 10:13 0
Замечательная и полезная статья. Продолжайте в том же духе.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 13 августа 2015 в 10:42 +1
Людмила Константиновна, спасибо за приглашение!
Солидарна с коллегами, материал обязательно поможет в работе многим педагогам, но советую прислушаться к пожеланиям, которые указывают на оформление публикации. Уверена, что следующие ваши работы будут оформлены в соответствии всем требованиям нашего Портала. Желаю вам успехов!
С уважением, Т.Н.
Татьяна Александровна Толстикова # 13 августа 2015 в 10:44 +2
Людмила Константиновна, добрый день! Спасибо за приглашение, внимательно познакомилась с Вашим материалом. Естественно, без конфликтных ситуаций среди ребятишек в нашей работе не обойтись, но в наших силах как-то из предотвратить или сгладить. Ваша статья как раз и говорит о таких приёмах и методах. Галина Евгеньевна уже подсказала Вам, как правильно оформить работу. Я бы хотела посоветовать оживить материал, разместив картинку по теме. А за публикацию примите мой голос и пожелания успехов.
Людмила Константиновна Заушицина # 13 августа 2015 в 12:08 0
Картинка удалена согласно п. 3 пользовательского соглашения
Людмила Александровна Липченко # 13 августа 2015 в 13:02 0
Добрый день, Людмила Константиновна!Спасибо за приглашение. Ознакомилась с Вашей статьей.Статья, безусловно, нужная, хорошее подспорье при разрешении конфликтных ситуаций с детьми.
Елена Владимировна Николаева # 13 августа 2015 в 13:12 0
Вы в статье ссылаетесь на большое число специалистов в этой области. Из уважения к ним можно было бы (нужно!) указать источники информации, которые использовали в работе.
Людмила Константиновна Заушицина # 13 августа 2015 в 17:10 0
Конечно, учту. Спасибо!
Светлана Николаевна Ефименко # 13 августа 2015 в 18:42 +1
Здравствуйте Людмила Константиновна, спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашей публикацией "Способы разрешения конфликтной ситуации в дошкольном возрасте". Задумка актуальная, ведь, именно в дошкольном возрасте закладывается модель взаимотношений между детьми.
Примите мой голос и пожелания успехов.
Вера Александровна Орехова # 13 августа 2015 в 21:23 +1
Людмила Константиновна, спасибо за приглашение.
Отличная разработка вами предложена.
Материал достоин внимания и положительной оценки.
Голос +1
Успехов!
Ольга Васильевна Яковлева # 13 августа 2015 в 22:40 +1
Здравствуйте, Людмила Константиновна. Интересную и полезную статью Вы опубликовали. Дальнейших творческих успехов! голос
Сидорова Зоя Григорьевна # 14 августа 2015 в 10:49 0
Людмила Константиновна! Ваша публикация актуальна и необходима. Действительно, конфликтные ситуации в дошкольном возрасте в последнее время возросла и педагогам необходимо знать и уметь правильно разрешить эти проблемы, вовремя заметить, уметь управлять настроением детей, вовремя оказать помощь. Спасибо, что поделились с нами своими наработками, удачи Вам! Голос.
Зоя.
Галина Викторовна Паничкина # 14 августа 2015 в 11:22 0
Замечательная и полезная статья. Спасибо!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 19 августа 2015 в 19:38 0
Людмила Константиновна, спасибо за приглашение. Статья «Способы разрешения конфликтной ситуации в дошкольном возрасте» полезная, интересная. Рекомендации по оформлению материала следует учесть на будущее, работа от этого только выиграет. Голосую, мой голос №12!
Ирина Юрьевна Ерохина # 31 января 2016 в 09:42 0
Актуальная тема в современном обществе. Педагогика миролюбия не раскрыта полностью в психологии и педагогики! С детства необходимо закладывать основы личности мирной и доброй, иначе в более взрослом возрасте этому научиться сложно!