Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей через игровую деятельность

Профилактика психоэмоционального напряжения у детей через игровую деятельность
Автор: Денисова Анна Николаевна, педагог-психолог.
Описание: Данный материал пригодится в практике и воспитателю, и учителю начальных классов, и школьному психологу, и педагогу-психологу дошкольных учреждений. В статье представлены комплекс игр и упражнений различного характера (тренирока с фиксацией на дыхании, на расслабление и напряжение мышц рук, ног, туловища, лица, шеи, головы), упражнения с элементами психогимнастики (релаксационные упражнения), эмоциональные упражнения. Эти игры и упражнения можно использовать на уроках вместо динамических пауз, на переменках, в НОД в детском саду, при проведении режимных моментов, в совместной деятельности с детьми.

В своей деятельности часто использую упражнения на снятие психоэмоционального напряжения посредством психомышечной тренировки.
Основными задачами психомышечной тренировки являются снятие пcихоэмоционального напряжения; тренировка напряжения и расслабления отдельных групп мышц.
Особое внимание в образовательной практике уделяется расслабляющим упражнениям при проведении режимных моментов, совместной деятельности детей.
Существует мнение, что если ребенок поиграл – значит отдохнул. В какой–то степени это утверждение верно. Часто взрослые не задумываются о том, что даже в ходе игры ребенок может утомиться. Игра различного характера — подвижная, настольная — требует отдыха, как физического, так и психоэмоционального. Я рекомендую использовать ряд следующих упражнений. Например:

1. «Штанга», где ребенок поднимает воображаемую «тяжелую» штангу, потом «бросает» ее и отдыхает.
В качестве примера в заключительной части мы предлагаем комплекс психомышечной тренировки с фиксацией на дыхании

2.«На берегу моря».
Педагог говорит детям:
«Представьте, что Вы — на берегу моря. Плещетесь в воде. Вдоволь накупавшись, вы выходите из воды и ложитесь на прогретый солнцем песок пляжа… Закрываете глаза от яркого солнца. Раскидываете в приятной лени руки и ноги…
Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук)
Наберите в руки воображаемый песок (на вдохе).
Сильно сжав пальцы в кулак, удерживайте песок в руках (задержка дыхания). Посыпьте колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе). Стряхните песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уроните бессильно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками».

3. «Игра с муравьем» (на напряжение и расслабление мышц ног)
«На пальцы ног залез муравей (муравьи) и бегает по ним.
С силой натяните носки на себя, ноги напряженные, прямые (на вдохе). Оставить носки в этом положении, прислушайтесь, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания).
Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросьте муравья с пальцев ног (на выдохе).
Носки идут вниз — в стороны, расслабьте ноги: ноги отдыхают».

4. «Солнышко и тучка» (на напряжение и расслабление мышц туловища)
«Солнце зашло за тучку, стало свежо — Вы сжались в комок, чтобы согреться (задержать дыхание).
Солнце вышло из–за тучки. Жарко — расслабьтесь — разморило на солнце» (на выдохе).
«В уши попала вода» (на напряжение и расслабление мышц шеи)
«В положении лежа на спине, ритмично покачайте головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого».
«Лицо загорает» (на напряжение и расслабление мышц лица)
«Подбородок загорает — подставьте солнышку подбородок, слегка разожмите губы и зубы (на вдохе).
Летит жучок, собирается сесть к кому–нибудь из Вас на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания).
Жучок улетел. Слегка откройте рот, облегченно выдохните воздух, прогоняя жучка, можно энергично двигать губами.
Летит бабочка. Выбирает, на чей нос сесть: Сморщите нос, поднимите верхнюю губу вверх, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабьте мышцы губ и носа (на выдохе).
Брови — качели: снова прилетела бабочка. Пусть бабочка качается на качелях. Подвигайте бровями вверх — вниз. Бабочка улетела совсем. Спать хочется, расслабьтесь».

Упражнения с элементами психогимнастики:
Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности

Игра «Слушай хлопки»
Играющие идут по кругу (можно под музыку). Если ведущий хлопает в ладоши один раз, дети останавливаются и принимают позу «аиста». Если ведущий хлопает 2 раза, играющие принимают позу «лягушки». На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Релаксационные упражнения:

Игра «Сон бабочки» (выполняется под музыку)
Сейчас мы превратимся в красивых разноцветных бабочек. Они лёгкие и воздушные. Закрываем глазки. Тело стало лёгким и воздушным. Бабочка выпорхнула и полетела. Движения её «крыльев» плавные и красивые. Она летит на красивую поляну. Всюду цветы: белые, жёлтые, розовые. (Вдох-выдох. 2 раза)
Бабочка садится на самый красивый цветок. Она чувствует аромат цветка. Он напоминает запах мёда. Вдохните глубже. Насладитесь этим запахом. (Вдох-выдох. 3 раза)
Рядом много красивых цветов. На них много красивых разноцветных бабочек – это ваши друзья. Они приветливо машут вам своими крылышками. И вот вы все вместе взлетаете. Вы кружитесь в плавном танце. (Вдох-выдох. 3 раза)
А теперь мы снова превращаемся в ребят. Возьмём с собой радость, чистоту и добро, которые окружали нас.
Эмоциональные упражнения:
1. «Шалтай-болтай»
Шалтай-болтай сидел на стене
Шалтай-болтай свалился во сне.
Ребёнок поворачивает туловище вправо-влево, при этом руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. При словах «свалился во сне» ребёнок резко наклоняется вперёд.

2. «Улыбка»
Звучит песня «От улыбки..» Дети образуют круг, берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему самую добрую улыбку.

3. «Хлопок бежит по кругу»
Дети стоя в кругу передают хлопки по кругу. Можно передавать друг другу всё, что угодно: игрушки, холодный снежок, горячий уголёк, маленького котёнка или птенчика.

4. «Солнечный зайчик»
Дети вытягивают руки вперёд, изображая лучи солнца. Ведущий просит показать движениями рук, как светит солнце зимой (медленное движение рук вверх-вниз), летом (быстрое движение рук вверх-вниз). Затем дети «ловят» солнечного зайчика, который прыгает на носик, глазки, ручки и т. Д., на спину к соседу.

5. "Кот по имени Щекот"
Педагог с детьми поёт песенку «Кот по имени Щекот» весело, в достаточно быстром темпе.
1-2 строка песенки: поём;
3-5 строка: «ходим» указательным и средним пальцами по руке, ножке, животу или спинке ребёнка;
6-я строка: ласково щекочем ребёнка (или дети друг друга) по рёбрышкам, животику, носику и т.д.
Повторить игру 1-2 раза.
Жил на свете рыжий кот,
Звали все его Щекот.
Он по улицам ходил,
Всех смешил и щекотил.
Хочешь, и к тебе придёт?
Щекотушки принесёт.

Желаю всем здоровья, сил, бодрости и удачи.

Рекомендуем посмотреть:

Детское воровство Семинар для педагогов ДОУ Почему дети ругаются? Взаимосвязь креативности и невротизации детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи:

Младенческий возраст. Характеристика и особенности психического развития

Ранний возраст. Особенности развития и ведущая деятельность этого возраста

Дошкольный возраст. Общая характеристика кратко

Памятка педагогу, работающему с детьми, имеющими нарушения вследствие церебрального паралича | Кризис трёх лет у ребёнка. Советы для родителей
Опубликовано: 3526 дней назад (28 марта 2015)
Просмотров: 2999
+2
Голосов: 2
Елена Николаевна Галенко # 28 марта 2015 в 15:03 +2
Анна Николаевна, здравствуйте! Прочитала ваш материал и хочу выразить вам огромное спасибо! Я работаю с умственно отсталыми ребятами и ваш материал для моей работы будет как нельзя кстати. Думаю, что в ближайшее время обязательно воспользуюсь им. Если у вас есть другие разработки, то буду рада с ними познакомиться и применить в своей работе... Спасибо! Желаю вам профессиональных успехов!
Анна Николаевна Денисова # 28 марта 2015 в 17:04 +1
Спасибо вам, Елена Николаевна, за тёплые слова. Буду рада, если моя статья поможет в работе с вашими ребятишками.Теперь будем дружить и обмениваться опытом.
Татьяна Викторовна Шеремет # 28 марта 2015 в 18:25 0
Анна Николаевна, познакомилась с вашим материалом. Пришла к мнению, что статья будет полезна как педагогам работающим с детьми с ОВЗ, так и педагогам обычной группы.Спасибо.
Анна Николаевна Денисова # 28 марта 2015 в 19:52 0
Татьяна Викторовна, спасибо за ваши оценки и комментарии моих материалов!!!