Опыт работы педагога психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по теме «Предметно – развивающая среда сенсорной комнаты»
Автор: Капустина Наталья Владимировна, педагог – психолог, МОУ НШДС «Лесная сказка» г.Железногорск-Илимский.
Описание материала: Предлагаю Вам опыт работы в условиях психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста в соответствии с ФГТ и ФГОС по теме «Предметно – развивающая среда сенсорной комнаты». Данный материал будет полезен: психологам, воспитателям и учителям начальных классов.
Цель: развитие, сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Психоэмоциональное развитие детей;
2. Сенсорное и познавательное развитие;
3. Формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;
4. Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом (у детей);
5. Развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления (у детей).
Демонстрационный материал:
Светильник с пузырьковым эффектом; сухой душ; меховые шарики;
антистрессовые подушечки; подушечки с различными наполнителями (горох, крупа, гречка, рис, фасоль, мука, соль); тарелочки для рисования сыпучими материалами; емкость для занятий с водой (наполнители - камушки, ракушки); для развитие мелкой моторики используются обычные раскрашенные рожки; яркие бусины; столик с песком; массажные шарики.
Методические приемы: релаксационные, приемы мышечного расслабления и глубокого дыхания, снятия напряжения, повышение самооценки, налаживание отношения с окружающими.
Горжусь профессией своей
За то, что душу человека согреваю,
За то, что я могу понять детей.
И детство вместе с ними проживаю.
Пусть отступают все сомненья прочь,
Уходят пусть тревога и забота.
Кусочек сердца людям отдавать,
Такая у психолога работа!
«Кодекс практикующего психолога»
Результатом работы по стандартам второго поколения является человек, личность, портрет которой представлен как «портрет выпускника дошкольного учреждения и начальной школы». Так, как я сопровождаю воспитанников детского сада и учащихся начальной школы, поэтому я ориентируюсь на принцип преемственности ФГТ и ФГОС. Вспомним некоторые характеристики выпускника ДОУ по ФГТ: «любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (предметов и вещей, отношений и своем внутреннем мире); эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей».
Характеристики выпускника начальной школы по ФГОС: «любознательный и с интересом познающий мир; умеющий самостоятельно организовывать свою деятельность; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, высказывать и обосновывать свое мнение».
Хотелось бы вам представить мой опыт работы как один из способов формирования вышеперечисленных характеристик с помощью элементов сенсорной комнаты.
Что же такое Сенсорная комната? Это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, осязания и вестибулярные рецепторы. Эту комнату дети называют волшебной. Говоря языком детей, в ней происходят настоящие чудеса и живут в ней волшебники.
Волнение, стресс, невозможность сосредоточиться - все эти состояния «души и тела», к сожалению знакомы не только взрослым, но и детям. Специально разработанное оборудование сенсорной комнаты помогает детям научиться справляться с негативными эмоциями, восстанавливать душевное равновесие и укреплять здоровье. Для каждого ребенка занятия в сенсорной комнате являются откликом на его внутренне стремление к полноценному развитию. С разной степенью интенсивности такое развитие в процессе занятий происходит у каждого ребенка.
Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в самом оборудовании сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.
Задачи Сенсорной комнаты такие:
1. Психоэмоциональное развитие детей;
2. Сенсорное и познавательное развитие;
3. Формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;
4. Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом (у детей);
5. Развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления (у детей).
Адаптированный вариант сенсорной комнаты, представляемый мной, был создан без приобретения дорогостоящего оборудования. Началось все с песка, песочной терапии(рис.1). Я видела, как дети положительно реагируют на сенсорную стимуляцию, и это побудила меня искать новый инструментарий для дальнейшей работы. Игровое и релаксационное оборудование изготовлено лично мною: сухой душ(рис.3); меховые шарики, которые дети называют пушистики; антистрессовые подушечки; подушечки с различными наполнителями; тарелочки для рисования сыпучими материалами; емкость для занятий с водой (наполнители - камушки, ракушки)(рис.2,4), упражнение в воде стимулируют работу мозга детей и вызывают ощущения счастья и радости, т.е. такие чувства, которые невозможно вызвать волевыми усилиями взрослых; для развитие мелкой моторики используются обычные раскрашенные рожки, которые нанизываются на нитку, вместе с ними используются яркие бусины, все это создает возможность также развивать фантазию, креативность и воображение ребенка.
Светильник с пузырьковым эффектом для детей – огромнейшее удовольствие и источник расслабления, кроме того он развивает координацию движения глаз. Все это активизирует и развивает мышление ребенка путем стимуляции его органов чувств, мелкую моторику, двигательную активность, благоприятно влияет на психическое и физическое здоровье как основу психоэмоциональной реабилитации детей, формирования саморегуляции поведения.
Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия и уважения ребенка к взрослому и настраивает его на эффективную и результативную работу. Если мы вернемся к портрету выпускника, то мы увидим, что развитие этих качеств и является нашей целью - эмоционально отзывчивый; любознательный и с интересом познающий мир; умеющий самостоятельно организовывать свою деятельность; доброжелательный умеющий слушать и слышать собеседника, высказывать и обосновывать свое мнение.
На специально разработанных занятиях дети постепенно осваивают приемы мышечного расслабления и глубокого дыхания, учатся снимать напряжение, повышать самооценку, налаживать отношения с окружающими. За период работы я поняла, как важно для детей правильно представить оборудование, пользуясь принципом «не навреди» грамотно подойти к подбору игр и упражнений для сенсорного стимулирования детей. Занятия проходят в игровой форме по подгруппам и индивидуально. В атмосфере приглушенного света, в сочетании с музыкальным сопровождением, меняющимися цветовыми эффектами ребенок или взрослый словно попадает в сказку, где все обволакивает, переливается, успокаивает, что в короткое время приводит его в состояние релаксации (расслабления), способствует быстрому восстановлению сил и работоспособности.
Учеными установлено, что через 15-20 минут пребывания в сенсорной комнате наступает состояние релаксации (расслабления), а это означает реальное сокращение времени на восстановление сил и работоспособности. Посещают сенсорную комнату не только воспитанники детского сада, учащиеся начальной школы, но и педагоги, что уменьшает риск профессионального выгорания.
В целях отслеживания результативности работы, была проведена диагностика по методике цветового теста Люшера для школьников и его адаптированного для дошкольников варианта - теста «Паровозик», которая позволила определить особенности эмоционального состояния ребенка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной социальной среде.
В процессе работы я получила следующие результаты:
1. Некоторые показатели негативной психической напряженности в специально организованной предметно-практической среде Сенсорной комнаты как минимум частично компенсируются.
2. Дети получают положительные эмоции через погружение в среду Сенсорной комнаты, у них развивается интерес к предлагаемой деятельности, к взаимодействию.
3. Овладение приемами релаксации способствует стабилизации негативной психической напряженности.
4. Для дальнейшей работы необходимо пополнение активационного блока Сенсорной комнаты.
Таким образом, можно сделать выводы, что занятия в Сенсорной Комнате достоверно улучшают психическое состояние детей, положительно влияет на эмоциональную сферу, на развитие коммуникативных качеств, на формирование познавательной активности. Еще раз отметим, что это и является одной из целей ФГТ и ФГОС. Кроме того занятия в Сенсорной Комнате, как «скорая помощь» в сложной или стрессовой ситуации, очень актуальна и значительно повышает эффективность проводимой работы.
Хотелось бы завершить словами В.А. Сухомлинского «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Рекомендуем посмотреть:
Дезадаптация как социальный феномен
Психологическая игра для детей 5-7 лет. Дружная семейка
Конспект психолого-логопедического занятия в старшей логопедической группе
Памятка родителям. Как перестроить ребенка с каникул на учебу
Похожие статьи:
Неделя психологии в ДОУ
Программа курса: «Психолого-педагогические аспекты урока»
Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»
Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»
Стихи о преодолении эмоциональных состояний