Конспект психолого-логопедического занятия с детьми старшей логопедической группы первого года обучения с элементами психологического тренинга
Автор: Власова Таисия Вячеславовна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР – детский сад №42 «Родничок» Московская область, г. Видное
Описание материала: Предоставляется материал для использования в работе специалистов ДОУ: учителя-логопеда и педагога-психолога. Данный конспект показывает возможную форму хода занятия. В нашей работе мы предпочитаем взаимодействовать между собой для благополучной динамики речевого и эмоционально-волевого развития, особенно это относится к работе с детьми, имеющими ОНР.
Цели:
Психологические:
1. Дать детям представление о понимании вариантов взаимодействия в различных ситуациях;
2. Развивать навыки общения между детьми.
Логопедические:
1. Обогащать словарный запас по теме «Зима».
2. Развивать мускулатуру лица и состояние кровеносных сосудов, тканей периферического речевого аппарата.
3. Развивать мелкую моторику.
Материал к занятию:
Символ занятий «Пуфа», аудиозапись веселых детских песен.
Ход занятия
(Дети стоят в кругу на ковре)
Психолог:
Упражнение «Мое настроение»
- Дети, доброе утро! Я хочу узнать, какое у вас сегодня настроение и на что оно похоже прямо сейчас, в данное время. Для этого я передам каждому из вас Пуфу, а вы мне расскажите, какое у вас настроение и на что оно похоже. Не забудьте, когда Пуфа находится у вас в руках, говорите только вы, а остальные молчат и внимательно слушают. Итак, мы начинаем. Ира, пожалуйста.
(Дети поочередно передают символ занятия друг другу, рассказывая о своем настроении)
Психолог:
Упражнение «По следам»
Здорово. Теперь мы узнали, у кого хорошее и веселое настроение, а кто немного огорчен. И для того, чтобы наше общее настроение стало замечательным, мы поиграем с вами в игру, которая называется «По следам». Внимательно меня слушаем. Возьмемся за руки и выстроимся в единую цепочку. Перед вами разложены следы. Вам необходимо, не торопясь, без слов, пройти по этим следам, наступая только на них. Если кто-то из команды заступает за края следов, мы начинаем заново. Выполняем задание, пока все дети не пройдут тропинку из следов правильно.
(Заготовлены следы из бумаги и разложены в тропинку. Дети выполняют задание.)
(Дети садятся на ковер, рядом стоит мольберт с изображением зимнего пейзажа)
Логопед: Дети, посмотрите внимательно на доску и скажите, пожалуйста, какое время года наступило? (ответы детей)
Какие признаки зимы вы знаете? (ответы детей)
Молодцы! Самая главная примета зимы – белый, пушистый снег. Я предлагаю вам сейчас сделать самомассаж лица «Снег».
(Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. Игровой логопедический массаж и самомассаж при коррекции речевых нарушений. – СПб.: КАРО, 2013. – С.53-55)
Самомассаж лица «Снег»
Без него скользить не могут
(Погладить лоб обеими руками от середины к вискам)
Лыжи
(Растирать лоб вертикальными движениями указательных пальцев (противоходом)
Санки
(Растирать лоб горизонтальными движениями указательных пальцев)
И коньки,
(Растирать лоб спиралевидными движениями указательных и средних пальцев от середины к вискам )
И на зиму не похожи
(Поглаживать щеки по направлению от носа к ушам по массажным линиям)
Эти зимние деньки!
(Постучать пальчиками, собранными в щепотку, по щекам)
Землю спрячет от мороза
(Погладить подбородок тыльной стороной ладоней от середины подбородка к мочкам ушей)
И порадует нас всех
(Пощипать подбородок от середины к ушам)
Мягкий,
(Надавливать указательными пальцами на верхнюю губу от середины к углам)
Белый
(Надавливать указательными пальцами на нижнюю губу от середины к углам)
И пушистый
(Растирать спиралевидными движениями губы от середины верхней через уголки к середине нижней)
Долгожданный первый снег.
(Погладить лоб, щеки, подбородок)
Психологг:
Упражнение «Петушки»
А сейчас мы представим, что наши мальчики превратились в петушков. Мне необходимо выбрать двух игроков.
(Считалка произносится 2 раза)
Пчелы в поле полетели,
Зажужжали, загудели,
Сели пчелы на цветы,
Мы играем – водишь ты.
(О.Н. Козак, «Чем бы дитя не тешилось. Считалки, дразнилки, мирилки». – Ростов н/Д: «Феникс», СПб.: «Союз», 2004. – С.10)
Коля и Сережа, представьте, что вы петушки, но не обычные. Вам нужно будет встать друг напротив друга и прыгать на одной ноге, при этом хлопать одной ладошкой о ладушку игрока напротив. Кто не сможет устоять на одной ноге, выходит из игры и болеет за своих друзей. В завершении остается победитель игры.
(Дети выполняют задание.)
Логопедед: Молодцы, вы хорошо поиграли, а теперь вспомним, какой главный зимний праздник бывает в это время года? (ответы детей)
Отгадайте загадку «Зимой и летом – одним цветом». (ответы детей)
Правильно, а вокруг елки на Новый год дети водят хоровод. А у нас с вами сейчас будут новогодний хоровод на ладони.
(Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. Игровой логопедический массаж и самомассаж при коррекции речевых нарушений. – СПб.: КАРО, 2013. – С.56)
Развитие мелкой моторики «Новогодний хоровод»
Приходили к зимней елке
(Погладить левую ладошку и нарисовать на ней елочку указательным пальцем правой руки)
Зайцы, белки, лисы, волки.
(Растереть каждый пальчик левой руки от кончика к основанию, начиная с мизинца)
Вот друг с другом повстречались,
(Растереть большой палец левой реки от кончика к основанию, сжать руку в кулачок)
Но совсем не испугались.
(Отгибать пальчики левой руки по одному, начиная с мизинца)
Дружно встали в хоровод,
(Разминать левую ладошку большим пальцем правой руки по спирали)
Чтобы встретить Новый год.
(Пальчиковый «душ» по ладошке, а затем сложить руки «елочкой»)
(Выполнить самомассаж на правой руке)
Психолог:
Упражнение «Мы - пара»
Какие вы сегодня молодцы! Теперь вы разделитесь на пары, но сначала нужно разделиться на «Первого» и «Второго». Маша, начинай. (Дети пересчитываются)
Первые номера подходят к Таисии Вячеславовне, а вторые остаются со мной. Те, кто стоят напротив вас, и является вашей парой в следующей игре. Когда зазвучит музыка, вы начинаете расходиться по группе. Как только музыка заканчивается, я считаю до трех, а вам быстро нужно найти свою пару и взять ее за руку. Итак, мы начинаем!
(Музыка играет, дети расходятся по группе. Игра проводится несколько раз.)
Логопед: Дети, вы – большие молодцы сегодня!
Психолог: Нам очень понравилось сегодняшее занятие. А что вам понравилось на занятии? (ответы детей)
Логопед: Спасибо большое! Занятие закончено.
Рекомендуем посмотреть:
Опыт работы педагога психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы "Путешествие в
Психологический турнир для школьников. Конспект
Комплекс упражнений для дошкольников для выработки правильного произношения звука P
Похожие статьи:
Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»
Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»
Стихи о преодолении эмоциональных состояний
Психологический тренинг для педагогов
Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья