Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Комплекс упражнений для дошкольников для выработки правильного произношения звука P

Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P
Описание материала: Предлагаю комплекс артикуляционных упражнений для выработки правильного произношения звуков [Р], [Рь]. Данный материал будет полезен для воспитателей дошкольных групп, а также для родителей, чьи дети имеют неправильное произношение звуков [Р], [Рь].
Работа по устранению недостатков произнесения звука [Р] в большинстве случаев предполагает длительную и кропотливую работу. Простое подражание рокочущим звукам окружающего мира (рычание тигра, рокот мотора) приводит к цели лишь в самых лёгких случаях. Как правило, постановка правильной артикуляции звука [Р] требует специальных подготовительных упражнений. Данные упражнения помогут укрепить мышцы языка и подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука [Р].
«ЛЯГУШКА» («УЛЫБКА»)
Цель: укреплять мыщцы губ, их подвижность.
Описание: Улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета 5 -10. Затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
«СЛОНИК» («ТРУБОЧКА»)
Цель: вырабатывать движение губ вперёд, укреплять мыщцы губ, их подвижность.
Описание: вытянуть губы трубочкой. Удерживать губы в таком положении 5-7 секунд.
«ЧИСТИМ ЗУБКИ»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
«МАЛЯР»
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад.
Внимание!
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
«БЛИНЧИК»
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание!
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.

«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении шипящих звуков.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).
2. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят.
«ЧАШЕЧКА»
Цель: укреплять боковые мышцы языка.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти.
Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы.
«ИНДЮК»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание!
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

«ЛОШАДКА»
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
«ГРИБОК»
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)
Внимание!
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно - ни одна половина не должна опускаться.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
«ДЯТЕЛ»
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно увеличивать темп.
Внимание!
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
«КОМАРИК»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.
Описание: Улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки за верхними зубами. Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.
«ФОКУС»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.


Рекомендуем посмотреть:

Логопедический конструктор Трудности в обучении чтению детей с тяжелыми нарушениями речи Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениям Конспект психолого-логопедического занятия в старшей логопедической группе

Похожие статьи:

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Дидактические игры для логопедических занятий с дошкольниками | Сценарий логопедического развлечения в подготовительной группе «Путешествие по стране сказок»
Опубликовано: 3967 дней назад (11 января 2014)
Просмотров: 9791
+7
Голосов: 7
Наталья Валентиновна Черникова # 11 января 2014 в 18:57 +3
Замечательный материал!И интересно представленный, и полезный.Многие педагоги и родители знают,как трудно бывает научить детей правильно произносить неподдающийся звук {р}.Какого труда это стоит!Причём, важно правильно научить детей его произносить,чтоб звук был не горловым.Вы,Татьяна, представляете практический материал,который можно использовать для упражнений для выработки правильного произношения данного звука.Представленные упражнения заинтересуют детей и помогут в игровой форме  укрепить мышцы языка и подготовить артикуляционный аппарат к его постановке.Материал можно представить для родителей в информационном уголке.Спасибо
Татьяна Васильевна Червякова # 11 января 2014 в 20:44 +1
Спасибо, Наталья за отзыв. Действительно, в последнее время очень часто у детей встречается ненормированное, горловое произношение звука Р. Это вызвано разными причинами. И одна из них связана с недостаточно натренированными мышцами кончика языка. И как раз артикуляционная гимнастика помогает справиться с этой проблемой.
Эльмира Зуфаровна Абдунагимова # 11 января 2014 в 20:49 +1
Я искала подобный материал для занятий с сыном. Хорошие упражнения.
Татьяна Васильевна Червякова # 11 января 2014 в 20:54 0
Спасибо, Эльмира! Я буду рада, если Вы воспользуетесь этими упражнениями.
Ольга Михайловна Подгорных # 12 января 2014 в 05:03 +1
спасибо за подробный материал! обязательно попробую с внучкой, упражнения не сложные, показаны ярко, а главное - доступно.
Татьяна Васильевна Червякова # 12 января 2014 в 09:28 0
Спасибо, Ольга Михайловна за добрые слова! Буду рада, если материал Вам пригодиться для занятий с внучкой. Занимайтесь ежедневно, укрепляйте мышцы язычка в игровой и непринужденной форме.
Лилия Масагутова # 14 января 2014 в 17:44 +1
Замечательный комплекс! спасибо за отличный и полезный материал!
Татьяна Васильевна Червякова # 14 января 2014 в 21:53 0
Спасибо, Лилия!
Ауэр Анастасия Юрьевна # 15 января 2014 в 16:54 +1
Интересный материал, как для воспитателей, так и для родителей. Мой голос
Татьяна Васильевна Червякова # 22 января 2014 в 19:10 0
Спасибо, Анастасия за положительный отклик.
Ольга Семёновна Тутукова # 12 ноября 2014 в 09:27 +1
Большое спасибо за данный материал. Надеюсь он поможет моим внучкам и другим деткам правильно произносить звук "р". ГОЛОС!