Техники направленной визуализации образов для детей. Техника «Разрисуй майку»
В случае перенесенного сексуального насилия поддержка ребенка со стороны родителя является важным условием эффективного психотерапевтического процесса. Психолог должен найти способы для того, чтобы родитель смог справиться с собственным эмоциональным дистрессом и, насколько возможно, обеспечить ребенку психологическую поддержку. Техника рисования на майке или ночной рубашке может быть одним из средств установления и развития взаимоотношений между родителем и ребенком, а также усвоения последним копинговых приемов, необходимых для успешного преодоления психической травмы.
Некоторыми следствиями перенесенного ребенком сексуального насилия могут быть генерализованные реакции тревоги и страха, нарушения сна (бессонница, ночные страхи и энурез), ощущение «поврежденности» или измененности собственного тела, попытки самоповреждения и соматические нарушения. Техника совместного рисования ребенком и родителем на спортивной майке или ночной рубашке является психологически безопасной методикой, основывающейся на проявлении творческого начала. В процессе создания ребенком какого-либо изображения открыто обсуждаются переживаемые им проблемы и страхи. Параллельно с укреплением контакта между родителем и ребенком происходит изменение всей системы отношений последнего, благодаря чему он становится более открыт для обсуждения своих проблем и страхов, связанных с собственным телом и проявлениями сексуальности. В случае нарушений сна данная техника позволяет выявить особенности негативных ассоциаций с темным временем суток и сформировать определенный ритуал отхода ко сну, включающий положительные ассоциации и разные приемы, помогающие успокоить ребенка.
Используя данную технику, психотерапевт помогает взаимодействию родителя и ребенка и всячески способствует повышению степени их взаимного доверия, что ведет к преодолению имеющихся у ребенка болезненных симптомов и реакций.
Показания и рекомендации к применению
Данная техника может использоваться в самых разных ситуациях для того, чтобы помочь ребенку выразить свои переживания и страхи, связанные с собственным телом. Она позволяет ему испытать чувство комфорта и безопасности (в частности, перед сном) и сформировать более здоровое отношение к своему телу. По моим наблюдениям, эта техника в наибольшей степени подходит детям, перенесшим сексуальное насилие. Для них она является одним из видов творческой деятельности, благодаря которой ребенок и родитель могут установить тесный контакт и обсудить болезненные темы. Родитель может показать ребенку свою любовь и поддержку и внушить ему, что он не виноват в том, что с ним произошло.
Описание техники
Необходимо иметь хлопчатобумажные майки и набор красок по ткани. Прежде чем приступить к работе, я обычно в беседе с ребенком и родителями уточняю особенности проблем и эмоциональных реакций юного клиента. Наиболее оптимальным вариантом работы может служить предложение родителям почитать ребенку какую-нибудь книгу и затем обсудить ее содержание. Выбор книги (или книг) определяется характером переживаний и проблем ребенка. Более старшим детям можно читать книги на тему изменений в организме и эмоциональной сфере ребенка в подростковом возрасте, такие, например, как книга Лоры Фриман «Это мое тело», книга Линды Гирард «Мое тело - моя собственность», а также отдельные главы книги Джейн Сатулло и соавторов «Это случается и с мальчиками». Можно воспользоваться книгой Линды Мадарас «Что происходит с моим телом? Книга для девочек и мальчиков», которая посвящена обсуждению сексуального развития в подростковом возрасте. В работе с детьми, имеющими нарушение сна, можно пользоваться книгой Морин Гарт «Луч лунного света: медитации для детей», в которой описываются техники простой визуализации и приводятся некоторые аффирмации, помогающие успокоить ребенка перед сном и снять имеющееся у него психическое напряжение.
В ходе совместных занятий с ребенком и родителем психолог(психотерапевт) побуждает ребенка к рассказу о своих проблемах и переживаниях, используя незавершенные предложения, такие, например, как: «Мое тело...», «Когда мне страшно, я...», «Люди, которым я больше всего доверяю, это...», «При попытке заснуть я...», «Когда я раздражен, я...», «Я больше всего спокоен, когда...» и т. д. Таким образом, во-первых, могут затрагиваться разнообразные симптомы и болезненные реакции (нарушение сна, попытки самоповреждения, агрессивные и откровенно сексуальные импульсы), и во-вторых, формируется план того, как родителю помочь ребенку, а ребенку - более адекватно выражать свои переживания и делать их понятными для окружающих, равно как и определять для себя самого, что ему необходимо, чтобы чувствовать себя более уверенно и комфортно.
После вводного разговора психолог может предложить ребенку: «Я знаю, что хороший способ напомнить себе и другим людям о том, насколько важно для тебя твое тело, - это разрисовать майку, написать на ней что-то». Теперь психотерапевт, ребенок и родитель работают совместно. Они пытаются разрисовать майку или ночную рубашку, в зависимости от пожеланий ребенка. Родитель вместе с ребенком обсуждают, какой рисунок или надпись лучше всего устраивает последнего; в большинстве же случаев целесообразно предоставить ребенку возможность самому придумать для раскраски майки изображение или надписи. Я обычно предлагаю ребенку использовать какой-либо символ или знак, ассоциирующийся с техникой релаксации или методами когнитивно-поведенческой терапии и позволяющий достичь определенного положительного эффекта. Нередко ребенок считает необходимым разрисовать как майку, которую он может надевать в школу, так и ночную рубашку. Некоторые дети любят разрисовывать майки для своих родителей, братьев и сестер.
Из личного опыта отмечу, отличное психотерапевтическое воздействие данной техники на личность ребенка, а также позитивное, конструктивное воздействие в целях коррекционной работы.
Рекомендуем посмотреть:
Опыт работы педагога психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Конспект коррекционно-развивающей деятельности по развитию зрительного восприятия в средней группе
Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества
Коррекционная работа с детьми с ОНР в подготовительной группе