Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Авторская программа по развитию связной речи через стабилизацию основных психических процессов

Программа развития и коррекции речевого и творческого аспекта личности воспитанников дошкольных учреждений через сказкотерапию «Я слышу, вижу и понимаю тебя»
Данная разработка может представлять интерес для работников дошкольных образовательных учреждений, логопедов и практикующих психологов.

Возрастной контингент:старшая-подготовительная группа

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характере: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, креативность (способность к творчеству).

По мнению ученых, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого-либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности вцелом.

Дошкольный возраст - уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому психологу воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств ее личности. Показатели речи свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботившихся о своевременном и гармоничном развитии личности.

Изучение речи вне личности значительно ограничивает возможности поиска методологических путей становления коммуникативных черт характера дошкольника.
Развивающаяся инновационная модель современной системы образования ставит своей целью не только формирование знаний, умений, навыков, но и развитие личности ребенка.
Цель программы - создание благоприятных условий для всестороннего гармоничного развития личности.

Данная программа имеет 2 основных раздела:
Первый раздел включает в себя  работу по развитию языковой личности дошкольника: игровую сказкотерапию и специальные занятия по обучению пересказыванию и сочинению сказок. Рассчитан на возрастной контингент старшей группы.
Второй раздел включает в себя самостоятельную работу по дальнейшему формированию языковой личности дошкольника путем составления и сочинения сказок коррекционно-развивающего характера. Данный раздел предусматривает наличие форм работы с элементами куклотерапии и песочной терапии. Изучение данного раздела предусмотрено в подготовительной группе.
Данная программа предоставляет ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в различных видах творческой деятельности (придумывании собственных сказок, их драматизация, фантазирование по музыкальной композиции, психогимнастика, пантомимические и ритмические загадки, создание психологических портретов героев в проблемных ситуациях, показ различных видов театров).

Задачи программы:
1.Развивать восприятие, внимание, кратковременную и долговременную память;

2.Формировать  и развивать активность, самостоятельность;

3.Развивать творческие способности через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции;

4.Развивать эмоциональность через адекватное эмоциональное отреагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове, децентрацию (понимание эмоций других)  и замещению «неэффективного» стиля поведения на продуктивный;

5.Формирование и развитие произвольности через полноценное переживание эмоциональных состояний личности в проблемной ситуации; через оценку собственных и чужих устных сообщений и эмоциональных поступков;

6.Формирование и развитие связной речи через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, импровизации по сюжету.

7.Формирование способностей воспитанников к преодолению различных кризисных ситуаций, поиск наиболее оптимальных путей решения проблем.

Ожидаемые результаты. После реализации программы предполагается сформированность у детей развитие активности, самостоятельности, предпосылки дальнейшего развития творческих способностей, адекватное эмоциональное реагирование на окружающую действительность, развитие произвольности, формирование способностей воспитанников поиска оптимальных путей решения проблемы.
Методологическое обеспечение.
Занятия рассчитаны на 2-летний курс со старшей группы по подготовительную группу дошкольного образовательного учреждения, проводятся психологом 1 раз в неделю.
В начале курса и в конце предусмотрена диагностика определенных качеств личности.

По итогам обязательной диагностики составляются рекомендации для оптимизации процесса обучения по заданному направлению (критерию).
Материалом занятий служат творческие игры и упражнения с элементами поиска, выбора наиболее подходящего варианта решения проблемы (покажи героя, угадай по движению, ритму, музыке, придумай окончание).
В процессе практической работы допустимо сокращение количества игр и упражнений в соответствии с потребностями и индивидуальными особенностями детей.

Перед началом реализации программы рекомендуется провести комплексное индивидуально-психологическое обследование детей по программе «Психологическая диагностика готовности к обучению 5-7 лет»\авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Т.Э. Белотелова, О.Е. Борисова.- Волгоград: Учитель, 2012.-62с. и
Все занятия строятся в доступной и познавательной форме.

Внедрение и апробацией данной программы в образовательном учреждении является проведение деятельности психологического кружка «Сказка».
Что в свою очередь не исключает возможность лонгитюдности проведения исследования, с целью процесса оптимизации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Рекомендуем посмотреть:

Опыт работы педагога психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста Конспект психолого-логопедического занятия в старшей логопедической группе Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы "Путешествие в Психологический турнир для школьников. Конспект

Похожие статьи:

Тренинговое занятие с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Урок психологии в 1 и 2 классах «Мальчишки и девчонки»

Стихи о преодолении эмоциональных состояний

Психологический тренинг для педагогов

Коррекционно - развивающее занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Эссе педагога-психолога | Техники направленной визуализации образов для детей. Техника «Разрисуй майку»
Опубликовано: 3684 дня назад (20 марта 2014)
Просмотров: 2513
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!