Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы для студентов колледжа. Достоевский

Автор: Пушкарёва Ксения Фёдоровна, преподаватель русского языка и литературы, Учебно-производственный комплекс Петропавловского строительно-экономического колледжа, Казахстан, г.Петропавловск
Описание материала: Предлагаю урок изучения нового материала по творчеству Ф.М. Достоевского. Урок, был проведен в колледже, уровень подготовки студентов очень слабый, соответственно задания разработаны простые. На уроке применены средства эмоционального воздействия (видео); применение технологии развития критического мышления; метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; метод стимулирования интереса деятельности; метод стимулирования отвественности; репродуктивный метод.
Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.
Цель урока:
Осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне.
Задачи урока:
Развитие умения аргументировать собственную точку зрения; создать условия для развития личности учащихся; формировать гуманистическое мировоззрение; развивать творческую активность учащихся; дать им возможность проявить интеллектуальную мобильность, способность к сознательному и ответственному выбору, личностную и гражданскую зрелость; развивать умение сопоставлять, обобщать, выделять главное в изучаемом материале; развивать самостоятельность мысли.
Воспитание гуманного отношения к людям; пробудить живой отклик на проблемы своего времени; прививать любовь к слову, воспитывать патриотизм,
воспитывать в подростках свойства человеческой души: доброту, справедливость, любовь к людям, чувство собственного достоинства; обратить внимание учащихся на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности; заставить учащихся задумываться о своей позиции в жизни; убедиться в нетленности принципа гуманизма в человеческих отношениях.
Ход урока
В сегодняшнем мире
тревожный набат Достоевского
гудит неумолчно, взывая к человечности и к гуманизму.
Ч. Айтматов.
I. Вводно-мотивационный этап.
II. Просмотр фильма «…Их воскресила любовь», ведущий Михаил Дунаев, профессор Московской Духовной Академии, доктор богословия, доктор филологических наук.
III. Актуализация прежних знаний.
Каким он видится вам, человек совершивший преступление и искупающий свою вину через наказания?
(Р. Раскольников – бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Отзывчивый, добрый по натуре человек, остро воспринимающий чужую боль. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, делится своими скудными грошами с отцом умершего товарища, отдает последние деньги семье Мармеладовых. Это одаренные юноша, наделенный острым умом. Вместе с тем он горд, необщителен, одинок, быть может потому, что убежден в своей исключительности. Но гордость его уязвляет на каждом шагу: он принужден прятаться от хозяйки, которой задолжал, появляется на улице в рубище, вызывая насмешки и удивленные взгляды прохожих. Под низким потолком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория. Раскольников упорно думает о бедах людей, как же избавить людей от страданий и приходит к мысли деления людей на два разряда. Так созревает индивидуалистический бунт Раскольникова. Он думает, что людей, которые не способны сами изменить жизнь, спасет некий «властелин», т.е. добрый тиран. Решает, что можно в одиночку проложить путь к всеобщему счастью, т.к. убежден, что воля и разум сильной личности могут осчастливить толпу. И только сам перенеся мучительные страдания и видя, какие муки испытывают его близкие, понимает ошибочность своей теории.)
IV. Изучение нового материала. Работа с текстом.
Обратимся к эпилогу.
Проследим, как происходит воскрешение человека в Раскольникове через любовь.
Как каторжники относились к Раскольникову?
…Вообще же и наиболее стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом. Казалось, он и они были разных наций. Он и они смотрели друг на друга недоверчиво и неприязненно. Он знал и понимал общие причины такого разъединения; но никогда не допускал он прежде, чтоб эти причины были на самом деле так глубоки и сильны…
…Его же самого не любили и избегали все. Его даже стали под конец ненавидеть – почему? Он не знал того. Презирали его, смеялись над ним, смеялись над его преступлением те, которые были гораздо его преступнее…
На второй неделе великого поста пришла ему очередь говеть вместе с своей казармой. Он ходил в церковь молиться вместе с другими. Из-за чего, он и сам не знал того, - произошла однажды ссора; все разом напали на него с остервенением.
- Ты безбожник! Ты в Бога не веруешь! – кричали ему. – Убить тебя надо.
Он никогда не говорил с ними о Боге и о вере, но они хотели убить его как безбожника…

Как каторжники относились к Соне?
…Неразрешим был для него ещё один вопрос: почему все они так полюбили Соню? Она у них не заискивала; встречали они ее редко, иногда только на работах, когда она приходила на одну минутку, чтобы повидать его. А между тем все уже знали ее, знали и то, что она за ним последовала, знали, как она живет, где живет. Денег она им не давала, особенных услуг не оказывала. Раз только, на рождестве, принесла она на весь острог подаяние: пирогов и калачей. Но мало-помалу между ними и Соней завязались некоторые более близкие отношения: она писала им письма к их родным и отправляла их на почту. Их родственники и родственницы, приезжавшие в город, оставляли, по указанию их, в руках Сони вещи для них и даже деньги. Жены их и любовницы знали ее и ходили к ней. И когда она являлась на работах, приходя к Раскольникову, или встречалась с партией арестантов, идущих на работы, - все снимали шапки, все кланялись: «Матушка Софья Семеновна, мать ты наша, нежная, болезная!»… Они любили даже ее походку, оборачивались посмотреть ей вслед, как она идёт, и хвалили её; хвалили ее даже за то, что она такая маленькая, даже уж не знали, за что похвалить. К ней даже ходили лечиться…
Какой сон приснился Раскольникову на каторге?
…Ему грезилось в болезни, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной и невиданной моровой язве, идущей из глубины Азии на Европу. Все должны были погибнуть, кроме некоторых, весьма немногих ИЗБРАННЫХ. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей…Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими… Целые селения, целые города и народы заражались и сумасшествовали… Собирались друг на друга целыми армиями, но армии, уже в походе, вдруг начинали сами терзать себя, ряды расстраивались, воины бросались друг на друга, кололись и резались, кусали и ели друг друга…Спастись во всем мире могли только несколько человек, это были ЧИСТЫЕ и ИЗБРАННЫЕ, предназначенные начать новый род людей и новую жизнь, обновить и очистить землю, но никто и нигде не видал этих людей, никто не слыхал их слова и голоса.
Где же искать «чистых»? Не среди ли тех, кого Раскольников считал раньше обыкновенными?
Вспомним, теорию Раскольникова о « делении людей на два разряда».
Обыкновенные люди
Необыкновенные люди
«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных»
« Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово»
Живут в послушании
Переступают закон во имя лучшего
Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям»
Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они « внутри себя, по совести» могут « дать себе разрешение перешагнуть через кровь»
«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон – «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.
Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.
Вывод: Теория Раскольникова носит антигуманный характер, т.к. оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие, произвол, убийство. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы. Достоевский стремился убедить читателя, что Раскольникова увлек идеал сильной личности. Мысль о праве сильной личности родила у Родиона желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решил проверить себя – кто он? Убийство – своеобразная проверка героя: способен ли он «преступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих», переступить через кровь «по совести». Преступление героя воспринимается как протест против мира, который он не хочет принять и этот протест отравлен ядом эгоистического утверждения.
Так начинается переоценка ценностей в Раскольникове, что говорит об изменении его взглядов. Новый взгляд на жизнь породил и новый взгляд на Соню, что-то неведомое открывается ему в ней, удивительная сила спасительной чистоты (встает перед ней на колени, плачет…). Эти слёзы – НОВЫЙ РУБЕЖ: начинается контакт с окружающими, Раскольникову легче дышать, мы видим его на берегу большой реки, необозримые степные просторы открываются ему…
Новая жизнь начинается с очищения, с осуждения себя. Стать человеком, по мнению героя, - сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освященные религией.
V. Закрепление изученного материала. Тестирование.
Тест.
1. Р.Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы ради:
А) Семьи Мармеладовых;
Б) матери и сестры;
В) оправдания своей теории.
2. Определите, портрет какого героя приводится ниже:
«Это был человек лет 35, росту ниже среднего, полный и даже с брюшком, выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами на большой круглой голове… Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое».
А) Залитов;
Б) Разумихин;
В) Лужин.
3. Определите, портрет какой героини приводится ниже:
«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами… выражение лица такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней».
А) Дуня Раскольникова;
Б) Соня Мармеладова;
В) девушка на мосту.
4. В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире»?
А) в Свидригайлове;
Б) в Лужине;
В) в Лебезятникове.
5. Кто о Раскольникове отзывается так: «Я вас во всяком случае за человека наиблагороднейщего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?
А) Дмитрий Прокофьич;
Б) Порфирий Петрович;
В) Петр Петрович.
6. О ком идет речь?
«Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он… чувствовал, как много на нем было её любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят…»
А) Раскольников и Софья Семёновна;
Б) Свидригайлов и Марфа Петровна;
В) Разумихин и Авдотья Романовна.
7. Сколько частей в романе занимает преступление, сколько наказание?
А) Одну часть, пять частей;
Б) пять частей, одну часть.
8. Кто из героев романа по профессии юрист?
А) Порфирий Петрович;
Б) Заметов;
В) Лужин;
Г) все.
9. Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я … поклонился,» - как-то дико произнес он»,
А) Всем страдающим женщинам;
Б) всему страдающему человечеству;
В) всем обиженным.
10. Вставьте недостающие слова во фразу: «Разве я старушонку убил?...а не
старушонку убил!»
А) «…я Лизавету убил»
Б) «…я мать свою убил»
В) «…я себя убил»
Ответы.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
В В Б А Б А А Г Б В

VI. Просмотр отрывка из фильма «Преступление и наказание». (каторга) (4 мин)
VII. Заключительное слово учителя.
В конце романа, истерзавшись до одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счёте – отказывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития образа Раскольникова. В записных книжках автора сохранились другие варианты финала романа: Раскольников бежит за границу или кончает жизнь самоубийством. Есть и другая запись: «Прощения не просит у народа… Соня и любовь сломали». Да и в окончательной редакции покаяние и смирение Родиона звучат неубедительно.
И всё-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы, прежде всего, для самого человека! Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром зла и насилия.
Итак, мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой.
VIII. Рефлексивно-оценочный этап.
Выставление оценок
Задание на дом: Эссе “Над чем заставил меня задуматься роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного мероприятия по литературе 10-11 класс Конспект урока литературы в колледже Конспект урока литературы по роману-эпопее Шолохова "Тихий Дон", 10 класс Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов по УД «Литература» для СПО
Конспект урока литературы в колледже | Конспект урока. Человек и действительность в прозе С. Довлатова
Опубликовано: 3644 дня назад (14 ноября 2014)
Просмотров: 10559
+6
Голосов: 6
Светлана Анатольевна Савостьянова # 14 ноября 2014 в 21:04 +1
Здравствуйте, Ксения Фёдоровна. Ваш урок, на котором происходит осмысление последних страниц романа Достоевского «Преступление и наказание» мне понравился. Урок составлен грамотно, учтён уровень подготовки обучающихся. Работая с текстом произведения, ребята учатся выделять главное в изучаемом материале, отвечая на вопросы по ходу урока - развивают умение аргументировать собственную точку зрения. Тест для закрепления материала составлен по произведению и должен показать знание текста. Использование видеовставок в урок делает его более наглядным. Я так поняла, что на вводно-мотивационном этапе происходит просмотр фильма «…Их воскресила любовь». Так как нет возможности увидеть фильм, желательно было дать краткое описание, о чём он.
Разрешите дать некоторые советы для дальнейших публикаций по оформлению материала. В изложении урока присутствуют большие куски текста, он очень тяжело воспринимается, особенно для «непосвящённых» в материал. Можно выделять курсивом или вопросы учителя для обсуждения, или текст из произведения, можно подчеркнуть какие-то моменты.
Спасибо за приглашение, с уважением С.А. Мой голос +1!
Ксения Фёдоровна Пушкарёва # 14 ноября 2014 в 21:10 +2
Светлана Анатольевна, спасибо учту! Вставки текста, как раз посвящают "непосвященных" в глубь материала!
Светлана Анатольевна Савостьянова # 15 ноября 2014 в 13:51 +1
Ксения Фёдоровна, извините, думаю, Вы меня не правильно поняли или я не корректно выразилась. Текст из произведения очень важная часть урока, дети с ним работают, я не про него писала. А про размещение информации, если она не разбавлена картинкой или другим написанием, то с экрана тяжеловато читается. Ваши слова учителя и слова Достоевского сливаются в один сплошной «текст». А каждый из нас заинтересован, что бы наш материал прочитали и прокомментировали не менее трёх коллег. Ещё раз добавлю, что урок интересный и мне понравился!
Ксения Фёдоровна Пушкарёва # 15 ноября 2014 в 14:36 +2
Светлана Анатольевна, в следующей публикации, обязательно, учту ваши советы! Спасибо за комментарий!
Анна Васильевна Рак # 15 ноября 2014 в 22:37 +1
Ксения Фёдоровна, спасибо за приглашение! С интересом ознакомилась с конспектом урока. Вами проделана большая работа, ведь даже до слабых учащихся необходимо донести смысл произведения. В этом поможет и просмотр фильма, и составленный Вами тест.Примите мой голос.
Ксения Фёдоровна Пушкарёва # 16 ноября 2014 в 06:34 +1
Спасибо, за оценку и комментарий!
Светлана Анатольевна Скачедуб # 15 ноября 2014 в 22:47 +1
Добрый вечер, Ксения Федоровна! Спасибо за приглашение! Думаю, что своим уроком Вы заинтересовали учеников. На мой взгляд урок составлен интересно, вы использовали различные методики- закрепление пройденного материала, просмотр фильма, знакомство с новым материалом, тест. Голосую.
Ксения Фёдоровна Пушкарёва # 16 ноября 2014 в 06:34 +1
Свветлана Анатольевна, спасибо за комментарий!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 16 ноября 2014 в 19:04 +1
Ксения Фёдоровна, видна серьёзная подготовка к уроку вас как педагога. Он получился насыщенный информацией и безусловно интересный, уверенна, что результат был положительный. По поводу оформления публикации повторяться не буду, думаю, что вы учтёте пожелания и у вас всё будет хорошо Удачи вам!
С уважением, Т.Н.
Ксения Фёдоровна Пушкарёва # 16 ноября 2014 в 19:09 0
Учту, Татьяна Николаевна, спасибо!
Наталья Евгеньевна Хохлова # 17 ноября 2014 в 19:31 0
Ксения Федоровна, спасибо за приглашение. Я работаю с дошкольниками, поэтому не сильна в методике проведения урока. Но сам материал и его содержание мне понравился. Это здорово, что вы с таким воодушевлением знакомите студентов с классикой. Многие возможно и сейчас осмыслят произведение, а кто-то может в будущем перечитав еще раз Достоевского вспомнит ваш урок. Я люблю классику и перечитывая ее в разные возрастные периоды все воспринимается по-новому. Спасибо за интересный материал. Мой голос вам.
Ксения Фёдоровна Пушкарёва # 17 ноября 2014 в 19:52 0
Спасиббббббббббббббоооо))) dance
Ольга Николаевна Анисимова # 26 ноября 2014 в 19:03 0
Добрый вечер, Ксения Федоровна! Спасибо за приглашение!Очень интересный урок у Вас получился. Хорошее закрепление пройденного материала.Спасибо.+1