Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы в колледже

Конспект урока. Любовь и правда Ф.И.Тютчева
Автор: Пушкарёва Ксения Фёдоровна, преподаватель русского языка и литературы, Учебно-производственный комплекс Петропавловского строительно-экономического колледжа, Казахстан, г.Петропавловск
Описание материала: Предлагаю урок изучения нового материала по творчеству Ф.И.Тютчева. Урок, был проведен в колледже, уровень подготовки студентов очень слабый, соответственно задания разработаны простые. На уроке применены средства эмоционального воздействия (видео); применение технологии развития критического мышления; метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; метод стимулирования интереса деятельности; метод стимулирования отвественности; репродуктивный метод.
Тема: Любовь и правда Ф.И. Тютчева.
Цель урока: вовлечь учащихся в мыслительную и познавательную активность в изучении жизни и творчества Ф.И. Тютчева;
Задачи урока:
Образовательная: помочь учащимся увидеть своеобразие сложной личности поэта и проникнуть в поэтический мир лирики Ф.И. Тютчева.
Развивающая: формировать познавательный интерес учащихся к культурному наследию и мотивацию к дальнейшему изучению русской поэзии; развивать умение учащихся выбирать нужный материал, чётко формулировать и ясно излагать свои мысли; развивать внимание, воображение, мышление, память, слуховое восприятие и творческие способности учащихся; развивать коммуникативные навыки непосредственного взаимодействия учащихся между собой, а также с преподавателем; развитие умения аргументировать собственную точку зрения; создать условия для развития личности учащихся, способной любить большую и малую родину, ее природу; формировать гуманистическое мировоззрение; развивать творческую активность учащихся; дать им возможность проявить интеллектуальную мобильность, способность к сознательному и ответственному выбору, личностную и гражданскую зрелость.
Воспитывающая: воспитание гуманного отношения к людям; воспитывать в подростках свойства человеческой души: доброту, справедливость, любовь к людям, чувство собственного достоинства; обратить внимание учащихся на актуальные для сегодняшнего дня и одновременно вечные проблемы духовности, нравственности; воспитывать бережное отношение к слову, к его звучанию; интерес к прекрасному.

Оборудование: портрет Ф.И.Тютчева, фильмы, тексты стихов изучаемого поэта, презентация

Методы обучения:
По источникам знаний:
словесные;
практические;
наглядные.
По степени взаимодействия:
аналитическая беседа;
По характеру познавательной деятельности участия учителя и учащихся в учебном процессе:
частично-поисковый;
репродуктивный.
По принципу расчленения и соединения знаний:
сравнительный;
аналитический;
обобщающий.

Средства эмоционального воздействия (видео); применение технологии развития критического мышления; метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; метод стимулирования интереса деятельности; метод стимулирования отвественности; репродуктивный метод.

Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
…Для Тютчева жить – значит мыслить.
И.С. Аксаков
Жизни блаженство в одной лишь любви …
Ф.И. Тютчев
I. Вводно-мотивационный этап.
Объявление цели, темы урока, озвучивание эпиграфа. (Запись в тетради). Слово учителя.
Итак, давайте мысленно перенесемся в далекий для нас 19 век. Осень. Ноябрь 1921. Тютчев только что окончил Московский университет со степенью кандидата словесных наук и был определен на службу в коллегию иностранных дел в Петербурге. На домашнем совете было решено, что с блестящими способностями Феденьки можно сделать карьеру дипломата. И в середине 1822 года Тютчев едет в Германию в Мюнхен, где получает место сверх читанного чиновника при русской миссии. Никто не знал, что его отъезд обернется разлукой.
Именно здесь, за границей, начинается его личная жизнь, полная страстей и горестей, здесь он начнет создавать изумительные стихи, посвященные своим возлюбленным. Здесь повстречает первую любовь, впервые женится, переживет смерть первой жены, женится вторично, испытывая пылкие чувства.
II. Просмотр фильма о Ф.И. Тютчеве (17 минут)
III. Изучение нового материала.
Просмотр фильма «Любовь и правда Ф.Тютчева» (1 часть)
Просмотр фильма «Любовь и правда Ф.Тютчева» (2 часть)
У Мюнхен. 1823. Молодой Тютчев приглашает на танец графиню Амалию Крюденер.
С Амалией Тютчев познакомился во второй половине 1823г. Она была пятью годами моложе его. Её отец был дипломатом. Часто совершали прогулки по прекрасному Дунаю. Тютчев был очарован и стал серьезно думать женитьбе. Однако родители Амалии были против и предпочли ему товарища. Тютчев был убит горем.
Но жизнь продолжалась. У Тютчева были свои заботы – увеличение семьи, служба. И все-таки судьба еще дважды подарила им дружеские свидания. Через 30 лет после их последней встречи (1870) они вновь увиделись в Карсбадене на лечении летом 1870г. В это время сюда съезжалась вся европейская и русская знать, многие знали Тютчева. Но самой радостной была встреча с Амалией. Прогулки с пожилой но все еще сохранявшей привлекательность графиней, вдохновили Тютчева на создание прекрасного стихотворения “Я встретил вас…
Последняя его встреча произошла 31 марта 1873г., разбитый параличом поэт увидел у своей постели Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слезы. Он долго смотрел на нее, не говоря ни слова. А на следующий день дрожащей рукой Тютчев написал несколько слов дочери Дарье: “Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с моей дорогой Амалией и т.п.(из письма поэта). Амалия пережила Тютчева на 15 лет. Ей он посвятил стихотворения: “Я помню время золотое…”, “Твой милый взор”, “Я встретил”, Я знал ее…”.
Элеонора Петерсон: Но вернемся теперь в далекие 1820-ые годы. Летом 1825 получив отказ от родителей Амалии, Тютчев уехал в отпуск, вернулся в 1826г. А 5 марта свадьба Тютчева. Элеонора Петерсон была на четыре года старше. О свадьбе никто не знал, даже родители поэта. Она была лютеранкой, а он православного вероисповедания. Возникли трудности не только с получением родительского благословения, но и разрешения церковного. Скрывали свой брак.
В 1838 году я пережила страшное потрясение: пожар на корабле, где Элеонора находилась с тремя детьми. Этот несчастный случай подорвал её здоровье.
Простуда и волнение сделали свое. Через 3 месяца после этого события Элеонора скончалась в страданиях. Смерть жены потрясла Тютчева. Он поседел в одну ночь.

Однолюбом Тютчев не был. Он мог страстно обожать двух женщин сразу. Женщины, которых он любил, отвечали ему еще более беззаветным и самоотверженным чувством. Он умел порой влюбить в себя женщин с первого взгляда.
В 1836 году он встретил и полюбил Эрнестину Дернберг, молодую вдову, на семь лет моложе поэта. Она была из первых красавиц Мюнхена, ее красота сочеталась с блестящим умом и прекрасным образованием (показать портрет). Эрнестине он посветил немало стихотворений, вот одно из них: “Люблю глаза твои”
Юноша читает стих: “Люблю глаза твои, мой друг…”.
Через год после смерти первой жены в 1839 году обвенчался с Эрнестиной. А осенью 1844 года вместе с женой и младшими детьми Марией и Дмитрием возвращается в Россию в Петербург. Дочери от первого брака временно остаются в Германии под присмотром теток. В 1845 он привезет дочерей в Россию. Дарья и Екатерина будут учиться в Смольном институте благородных девиц. Вместе с дочерьми воспитывалась в Смольном институте и Е.А. Денисьева.
Эта женщина стала последней любовью поэта. Она была для него и блаженством, и безнадежностью. Денисьевой он посветил целый цикл стихов о любви, который так и был назван “Денисьевский цикл”
Они познакомились с Тютчевым в 1846 году, но действительное начало любви относится к лету 1850 года и т.д.
Она принадлежала к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Рано лишилась матери и была на попечении тетушки, инспектрисы Смольного института.
14 лет продолжалась эта радостная, но и мучительная любовь. Жили в гражданском браке. Трое детей. Все они носили фамилию Тютчева. Мучительная раздвоенность терзала его.
4 августа 1864 Е. Денисьева умирает от скоротечной чесотки. Тютчев себя винит в ее смерти, раскаяние не покидает.
На годовщину ее смерти он напишет стих, где вновь вспоминает о своей любви к
Денисьевский цикл стихов вошел в сокровищницу мировой поэзии, а Е.Денисьева, благодаря стихам, обрела бессмертие.
Вот что сегодня хотелось рассказать вам о возлюбленных поэта, которые стали его музами и вдохновили на создание замечательных стихов. Мы убедились, что любовная лирика отразила его личную жизнь, полную страстей, трагедий.
Итак, давайте сделаем выводы. Ответим на вопрос:
Что такое любовь в представлении Тютчева, чем она была для поэта?
(Это блаженство и безнадежность, это жизнь, это радость, это счастье, это нежность, это страдание, это слезы, скорбь, разлука, ревность, это средство духовного прозрения.)
Какой изображает Тютчев свою любимую?
Созвучны ли стихи Тютчева о любви нашему времени?
Чем поучительны истории взаимоотношений поэта с женщинами?
(Конечно, можно по разному относиться к роковым страданиям Тютчева к разным женщинам. Но поэт – вне осуждения. Оправданием для него служит любовь женщин, которые его боготворили. Думаю, надо иметь немало внутренних достоинств, чтобы быть любим такими женщинами. Тютчев был необыкновенно галантен, изысканно вежлив с женщинами, и это располагало, это притягивало женщин к поэту. Кроме того, он был блестящим собеседником и увлекательным рассказчиком.)
IV. Анализ стихотворения "Фонтан" (философская лирика)
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной –
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.
О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя метёт?
Как жадно к небу рвёшься ты!..
Но длань незримо – роковая,
Твой луч упорный преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Чему уподобляет Тютчев фонтану?
(лучу, сверху вниз, от неба к земле)
Фонтан - это луч наоборот, он направлен от земли к небу, как бы бросая вызов закону земного тяготения, вызов небу.
И именно за этот вызов, за это упрямство и гордыню он осуждён ниспасть на землю вновь.
Как вы понимаете образ «смертной мысли водомёт»?
«Водомёт» - это устаревший синоним слова «Фонтан».
(это человеческий разум)
Почему Тютчев сравнивает человеческий разум с фонтаном и каков смысл этого уподобления?
(Человеческий разум постоянно работает, как и фонтан, постоянно мыслит)
V. Слово учителя.
Любовь, по мнению Тютчева, несёт ему и счастье, и страдание, это роковой поединок двух сердец, это борьба, в ней есть победитель и побеждённый. Главное, что увидел и оценил Тютчев в женщине это – силу чувства, её способность на подвиг, на самопожертвование, на самоотдачу.
- Конечно, можно по-разному относиться к роковым страданиям Тютчева к разным женщинам. Но поэт вне осуждения. Оправдание для него служит любовь женщин, которые его боготворили. Думаю, надо иметь немало внутренних достоинств, чтобы быть любимым такими женщинами.
- Созвучны ли мысли Тютчева с вашими мыслями ?
- Могут быть разные точки зрения. Значение любовной и философской поэзии неоднозначно.
А.С. Пушкин остался равнодушен к стихотворениям Тютчева, но впоследствии напечатал их в «Современнике».
Белинский ставил произведения Тютчева в ряд третьеразрядных стихов.
Л.Н. Толстой сказал, что без Т. «нельзя жить». Кто, по-вашему, прав?
- Почему нельзя жить без Тютчева?
(Размышления ребят).
VI. Закрепление изученного материала.
VII. Рефлексивно-оценочный этап (приём синквейна).
– Какое у вас сложилось мнение о поэзии Ф.Тютчева?
– Как вы себя чувствовали на уроке?
– Было ли мне комфортно?
– С каким настроением вы работали?
– Довольны ли вы собой?
– В чем вы затруднялись?
Представьте, что вы все поэты. Предлагаю написать стихотворение о поэзии Тютчева. Это особое стихотворение, без рифмы, а называется оно синквейн. Перед вами трудная задача: необходимо найти самые яркие и красивые слова, рисующие поэзию Ф.И.Тютчева.
Правила написания синквейна:
Первая строка – название темы.
Вторая строка – описание темы в двух словах признаках (прилагательных).
Третья строка – описание действия (3 глагола).
Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
Пятая строка – синоним из одного слова, повторяющий суть темы.

Поэзия Ф.И. Тютчева.
Поражающая, вдохновляющая.
Живет, радует, запоминается.
Поэзия Тютчева- поэзия «чистого искусства».
Жизнь.
Молодцы, ребята! Вы все можете считать себя начинающими поэтами.
4 декабря 1872 года у Тютчева случился удар, повлекший за собой резкое ухудшение зрения и паралич левой руки. Начались непереносимые головные боли. Но и в таком тяжком состоянии он пытался работать, диктуя стихи жене. Утром 1 января 1873 года, невзирая на предостережение окружающих, поэт пошел на прогулку, намереваясь посетить кое-кого из знакомых. На улице с ним случился удар, парализовавший всю левую половину.
Далее свидетельствует И. С. Аксаков: Первым делом Тютчева по мере того, как он стал приходить в сознание, было - ощупать свой ум. Жить - значило для него мыслить, и с первым, еще слабым возвратом сил, его мысль задвигалась, заиграла и засверкала, как бы тешась своей живучестью. Прикованный к постели, с ноющею и сверлящею болью в мозгу, не имея возможности ни приподняться, ни перевернуться без чужой помощи, голосом едва внятным, он истинно дивил и врачей, и посетителей блеском своего остроумия и живостью участия к отвлеченным интересам. Он требовал, чтоб ему сообщались все политические и литературные новости.
Он прожил еще полгода в неподвижности, пытаясь работать, диктуя письма, стараясь писать стихи, но слова уже не были подвластны ему... Разбитый параличом, почти до последнего дня он был общителен, много читал наизусть из римской классики, требовал допускать к себе всех визитеров. Когда к постели больного привели его внучку, он, глядя на ребенка и памятуя о всех своих утратах, со слезами сказал: "C'est une fleur qui croit sur les tombes" (Это цветок, растущий на могилах). После последнего припадка в июне 1873-го его жизнь стала медленной агонией.
Все постепенно изнемогало в нем, никло и умирало, - не омрачалось только сознание, и не умирала мысль. Сделайте так, чтоб вокруг меня было немного жизни, - сказал он однажды дочери.
Учитель:
- Я хотела, чтобы каждый из вас встретил в своей жизни человека, которому, как и Тютчев вы могли бы сказать:
Я встретил вас – и всё былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое –
И сердцу стало так тепло …
Буду рада, если этот урок поможет вам иначе, более возвышенно посмотреть на взаимоотношения с подругами, друзьями, задуматься об истинном значении любви в жизни человека.
Выставление оценок
Д/З: выучить наизусть стихотворение Ф.И. Тютчева (на выбор)
ЕХ: «Я встретил Вас», «…Ещё томлюсь тоской желаний».
Приложение
Амалия Лерхенфельд
Бал. Мюнхен. (1823 год). Тютчев увидел девушку поразительной красоты и почувствовал себя околдованным, влюблённым…
Звали её Амалия. Тогда, в первую встречу с Тютчевым, Амалии было всего … 14 лет. Молодые люди понравились друг другу. «Я помню время золотое».
Шли годы… И вдруг новая встреча с Амалией, и снова – признание в стихах. Свою любовь к ней Тютчев пронёс через всю свою жизнь.
Поэт посвятил Амалии стихотворения: «Я знал её ещё тогда…», «Я помню время золотое …», «Я встретил Вас …».
Элеонора Петерсон
В 1826 году Фёдор Иванович встречает Элеонору Петерсон, покорившую его своей красотой, живостью ума и силой любви. И хотя она — вдова, у нее четверо детей, но их роман свеж и страстен. Сказать, что Элеонора любила Тютчева – ничего не сказать, она его боготворила.
На долю семьи Тютчева выпало жестокое испытание – Элеонора пережила пожар на корабле, где оказалась с 3 детьми. Стресс, пережитый во время катастрофы, подорвал здоровье Элеоноры, и вскоре она умерла. Смерть жены потрясла Тютчева. Он поседел в одну ночь.
Эрнестина Дернберг
Причуды судьбы определили, что именно новое чувство и ответная любовь Эрнестины помогла Тютчеву пережить боль утраты. Она стала нежной матерью осиротевшим дочерям Фёдора Ивановича и вскоре, как он сказал, «моя коллекция барышень обогатилась ещё девочкой» - родилась дочь Мария. А затем и сыновья – Дмитрий и Иван.
Елена Александровна Денисьева
Елена Денисьева принадлежала к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Рано лишилась матери и была на попечении тётушки.
Лёле Денисьевой было двадцать лет, Тютчеву – сорок семь, когда поэт впервые увидел её. Об их бурном романе вскоре заговорил весь Петербург. Елена Александровна прекрасно понимала, что её ждёт впереди. Она знала, что Фёдор Иванович никогда не оставит жену, а ей не сможет обеспечить достойное содержание. От неё отвернётся свет и их дети будут незаконнорождёнными. Но чувство оказалось сильнее доводов разума…

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе в 9 -11 классах Литературно-музыкальная композиция. Сценарий для 9-11 класса с презентацией Внеклассное мероприятие по литературе, 9-11 класс Конспект внеклассного мероприятия по литературе 10-11 класс

Похожие статьи:

Урок литературы, 11 класс. Горький «На дне», 1 урок

Тест по литературе Куприн «Олеся» для 11 класса с ответами

Конспект урока литературы, 11 класс. Любовная лирика Маяковского

Урок литературы, 11 класс. Жизнь и творчество Есенина

Урок литературы, 11 класс. Лирика Пастернака

Конспект урока литературы для студентов колледжа. Достоевский
Опубликовано: 3691 день назад (14 ноября 2014)
Просмотров: 5475
+4
Голосов: 4
Соснина Вера Николаевна # 14 ноября 2014 в 16:14 +1
Спасибо, Ксения Фёдоровна, за урок! Материал подобран очень качественно!
Ксения Фёдоровна Пушкарёва # 14 ноября 2014 в 16:16 0
коллеги, учтите, что я работаю в колледже! у нас пары, а не уроки!Пара длится 1.30 минут, поэтому заданий и материала гораздо больше!
Надежда Владимировна Рябиченко # 14 ноября 2014 в 17:32 +1
Интересно и очень познавательно рассказано о жизни и творчестве поэта. Сам урок мне понравился. Примите мой голос.
Хочу дать некоторые советы по редактированию материала: выделите слова "Автор, описание материала, цель урока, задачи, оборудование, тип урока, учитель" шрифтом В, а также этапы урока. Слово "приложение", а также ФИО "Амалия Лерхенфельд" и др. тоже можно выделить, используя шрифты В, I, U. Вы написали дважды Буду рада, если этот урок поможет вам иначе, более возвышенно посмотреть на взаимоотношения с подругами, друзьями, задуматься об истинном значении любви в жизни человека. Удалите повторяющуюся фразу.
Ксения Фёдоровна Пушкарёва # 14 ноября 2014 в 18:42 0
Спасибо, Надежда Владимировна, учту!
Эльвира Серенкова # 16 ноября 2014 в 19:48 +2
Здравствуйте, Ксения Федоровна! Благодарю Вас за приглашение на Ваш урок по теме :"Любовь и правда Ф.И. Тютчева". Мне нравится творчество Тютчева Ф.И., но я очень много узнала нового из Вашего материала. Я особенно уважаю труд учителей, которые не ищут легкого пути при подготовке к занятиям.Какой огромный труд Вы проделали при подготовке занятия- фильмы,сведения из жизни Ф.И.Тютчева,подбор стихов и правила их написания и многое другое!Видно, что Вы очень любите свой предмет, и детям также хотите привить любовь к литературе. Ваши воспитанники находятся в возрасте "первой любви", и я думаю, что выбранная Вами тема особенно актуальна и интересна для них, не сомневаюсь, что жизнь поэта тронула молодые сердца, заставила задуматься о смысле жизни, о любви, о долге.По оформлению работы - может быть надо было для наглядности написать тексты стихов (я самостоятельно искала в интернете, подзабывшиеся стихи).Желаю Вам вдохновения, талантливых и любящих Ваш предмет воспитанников, и успехов в Вашем нелегком труде!
Ксения Фёдоровна Пушкарёва # 16 ноября 2014 в 19:52 +1
Спасибо, Вам за комментарий и советы!
Ермакова Наталья Александровна # 16 ноября 2014 в 23:10 0
Ксения Фёдоровна,прекрасное занятие!Очень важно заинтересовать детей,вдохновить их на изучение предмета.То как они усваивают тот или иной предмет,зависит от того как его преподнесёт педагог.Голос!