Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы по роману-эпопее Шолохова "Тихий Дон", 10 класс

Картины жизни донских казаков в романе-эпопее М.А.Шолохова "Тихий Дон"»
Автор: Мусаэлян Ирина Нобеловна, МБОУ СОШ №6 г.Георгиевска
Данный материал может быть интересен и полезен как для педагогов, так и обучающихся 10-11 классов или студентов. Материал может быть использован как на уроке литературы в 11-ом классе, так и для обсуждения темы в "Литературной гостиной" или занятиях литературного кружка.
Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения донского казачества, с их образом жизни, характерными особенностями казачества как сословия через литературные образы романа «Тихий Дон».
Задачи:
Учебные: научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы и размышлять над ними; научить понимать идейный смысл произведения и способы его воплощения.
Развивающие: развивать умение анализировать текст, развивать критическое мышление учащихся. Совершенствовать навыки анализа текста, развитие умения подтверждать свои ответы цитатами из текста, развитие исследовательских способностей учащихся, развитие речевой культуры; развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к истории своей Родины, своего народа; осознанию того, что Гражданская война-это одна из трагических страниц нашей истории. Воспитание доброго, чуткого отношения к окружающим людям, стремление к истинным ценностям: добру, труду, семье как основе человеческого бытия.
Результаты урока:
личностные: любовь и уважение к большой и малой Родине, её населению, его языку и традициям; эффективное накопление своего личностного опыта: умение сопереживать героям, развитие этических чувств, понимание общечеловеческих ценностей.
предметные: понять смысл названия произведения; соотнести личность автора и героев романа; уметь анализировать поступки героев, видеть их связь с особенностями жизни казачьего сословия в определённую эпоху, определить причинно-следственные связи участия казачества в Великой Российской революции и в Гражданской войне.
метапредметные: осознание закономерности исторических процессов с фактами частной жизни на примере изображения Шолоховым казачьих семей; уметь делать философские, политические, нравственные выводы.
Оборудование и материалы к уроку: проектор, компьютер, презентация, видео- и аудиозаписи, фрагменты художественного фильма А.Герасимова «Тихий Дон», раздаточный материал – экспресс-тест.
Особенности урока: интегративный (литература, русский язык, история).
Ход урока.
I. Организационный момент. (Сообщение темы и цели урока)
Эпиграф: В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата…
II. Вступительное слово учителя.
Донские, сердцу милые пейзажи!
Луга, изгибы берегов крутых…
Я изменился, стал с годами старше,
Но мне и часа не прожить без них.
Уже в Базках волнуешься немножко,
И в душу веет свежею волной
Паром пересекает Дон.
Здесь Вёшки
Раскинули сады передо мной.
Слепят пески, влекут деревьев шорохи,
Зеленокрылых елей торжество.
Здесь «Тихий Дон» писал
Волшебник Шолохов,
И мы во власти волшебства его.
- «Тихий Дон» - прежде всего книга о донском казачестве. «Библия дон-ского края», как о ней говорят. Шолохов стремился показать казачество как целый мир, при всех его особенностях, живущий общечеловеческими радостями и печалями.
- Шолохов с пронзительной ясностью и горечью показал нам в своём произведении трагедию казаков в годы Великой Российской революции и коллективизации. А за историческими судьбами казачества вырисовывается судьба народа России.
-Михаилу Александровичу была присуждена Нобелевская премия, как значится в дипломе лауреата, «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».
-На вручении Нобелевской премии Михаил Шолохов нарушил правила этикета церемонии, не поклонившись королю Густаву Адольфу VI, вручавшему премию. По некоторым данным, это было сделано намеренно со словами: «Мы, казаки, ни перед кем не кланяемся. Вот перед народом - пожалуйста, а перед королем не буду и все…». Действительно, одна из заповедей казака гласит:
служи преданно своему народу, а не вождям.
Аудиозапись «Гимн Донского казачьего войска
«Взволновался казачий дон»
III. Происхождение казаков.
-Действие романа сосредотачивается в одной из наиболее «сложных» провинций России - на Дону. Кто же составляет население Донской области? Кто такие казаки? Слово «казак» тюркского происхождения, известное с XIV века. Тем не менее, относительно происхождения казачества как явления в XY веке существует разные версии:
• Казаки - это славяне, заселившие пустующие земли Дикого поля
(В. С. Соловьев, Е. Савельев)
• Казаки - это обрусевший восточный народ (касоги, черкесы, хазары)
(В. Шамбаров и Л.Н. Гумилёв).
-А вот что говорит о происхождении казачества один из героев романа большевик Штокман:
Фрагмент фильма «Штокман просвещает казаков»
IV. Главная идея романа - идея дома, святости семейного очага, его защиты. Не случайно роман начинается с предыстории семьи Мелеховых.
Анализ эпизода «История Прокофия Мелехова»
(сообщение Спиридонова М.)
-Семья Мелеховых в романе Шолохова «Тихий Дон» — это «хранилище нравственного опыта» казачества, оплот национальной русской культуры.
Вопросы учащимся:
- На каких принципах строятся отношения в казачьей семье?
- Какие этические нормы лежат в основе этих отношений?
-Из заповедей казака: Чти старших, уважай старость!
Анализ эпизода «Утро в семье Мелеховых» (ч.1, гл.9)
(сообщение Багдасарян В.)
-В заповедях казака сказано: Будь трудолюбив, не бездействуй! Действительно, на примере семьи Мелеховых это можно доказать.
Анализ эпизода «На сенокосе»
(сообщение Корчиной Ю.)
Вопрос учащимся:
- Как выдумаете, какие чувства испытывают казаки от общения с землей и друг с другом? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
-Яркая одежда, улыбки, добрый, незамысловатый юмор казаков, портреты героев и особенно веселое лицо Дуняшки, как будто выражающее общее настроение, — все создает ощущение праздника. Крестьяне-труженики испытывают радость от общения с землей, от труда на ней.
Вопрос учащимся:
- Какую роль играет описание быта казаков в начале романа?
V. Традиции и обычаи казачества.
1.-Внимание М.А.Шолохова к быту казаков не случайно. Обычная жизнь, мелочи быта подчиняют человека сложившимся обычаям, нравам, привычкам. Именно в быту проявляется традиционный уклад жизни.
-Казаки являются воинами и хлеборобами одновременно. Этими двумя понятиями определяется жизнь казаков. Надо сказать, что исторически казачество складывалось на границах России, где были часты вражеские набеги, поэтому казаки были вынуждены с оружием в руках вставать на защиту своей земли, которая отличалась особенным плодородием и сторицей вознаграждала за вложенный в нее труд. Позднее, уже находясь под властью русского царя, казачество существовало привилегированным военным сословием, что во многом и обуславливало сохранение у казаков древних обычаев и традиций.
2.-Обратите внимание на эти лица. Сразу же вспоминается стихотворение
Н. Заболоцкого «О красоте человеческих лиц»
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно...
3.Образы казачек
Героини романа «Тихий Дон» - это Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Ильинична. В их характерах воплощены лучшие черты женщины-казачки: верность и преданность в любви, неиссякаемое терпение, гордость, трудолюбие, стремление сохранить домашний очаг.
(выступление Лосевой А.)
-«Тихий Дон» – оксюморон, взаимопротиворечивое сочетание слов. В романе Шолохова Дон не тихий, а буйный: идет братоубийственная война, льется кровь, один за другим гибнут казачьи роды. Как и в старинной песне, проливают казаки кровь за родную землю, бьются с врагами и друг с другом, но не зерном засевают казаки степь, впитывает она их кровь; страшные урожаи предстоит собирать их матерям и женам. Казачий поэт Н.Н.Туроверов писал: «Бросил я косу, взял я шашку, не пашу я землю родную, а защищаю».
4.- Привольная и братская жизнь сильно привязала казаков к родине. Историк В.О.Ключевский писал: «…русский человек всегда жил с рекой душа в душу…» А казаки особенно. Они славили свой Тихий Дон, называя его «кормилец родимый». В плену ли, на смертном одре казак, прощаясь со всем, что имел драгоценного в своей жизни, всегда обращался к Дону: «Ты прости, мой Тихий Дон Иванович! Мне по тебе не ездити, дикого зверя не стреливать, вкусной рыбы не лавливать».
- Свои чувства казаки выражали в песенном фольклоре. Песня... Она со-путствовала казаку всю жизнь. Истоки донской казачьей песни уходят вглубь столетий. В песнях рассказывалось, прежде всего, о героях-донцах, прославивших себя и своих сподвижников на ратном поле. Не без основания один из первых собирателей донских песен в прошлом веке Андроник Савельев, говоря о природном даровании донцов, назвал их «народом в высшей степени певучим». Тексты старинных песен выказывают душу казачью со всей ее многогранностью. Вот одна из них:
Песня «Тихий Дон наш батюшка» (исполняет Шахова В.)
- Конечно же, без песен не обходилась ни одна казачья свадьба.
Фрагмент фильма «Свадьба Григория и Натальи»
Вопросы учащимся:
- Как данный эпизод характеризует нравы казаков?
- Какие еще семьи находятся в центре повествования?
VI. Своеобразие казачьего диалекта.
-При чтении романа вы не могли не обратить внимание на язык героев. Язык донского казачества довольно своеобразный. Он получил название донских говоров. Эта народная речь, или донской диалект, относится, безусловно, к русскому языку, но в то же время имеет значительные особенности. В традиционном диалекте употребляются специфические донские слова и выражения, отражающие старинный казачий быт, военные занятия, складывавшиеся общественные отношения.
Вопрос учащимся:
- Какие диалектные слова встретили вы на страницах романа «Тихий Дон»?
О значении большинства слов можно было догадаться по контексту, но если какие-то из них остались для вас непонятыми, вы можете посмотреть в специальный словарь диалектных слов, составленный М.Г.Павловец, Т.В.Павловец ( показать словарь). А если вы их услышите вне контекста, посмотрим, поймёте ли вы, о чём идёт речь?
(выступление Кораблиной А. и Мельникова А. Учащиеся в игровой форме проводят мини-викторину «Казачий диалект», показывая одноклассникам картинки, по которым нужно угадать слово)
- Действительно, донские выражения очень певучи и искрометны, читаешь их и не перестаешь удивляться, как точно в них проявляется душа донского жителя.
VII. Казачество и Гражданская война.
1.Советская власть принесла с собой самое страшное, что может быть в истории государства,- гражданскую войну. Это война, которая идёт внутри страны, заставляет отца убивать сына, а брата-брата. Война сломала казачество, разбила его крепкие и трудолюбивые семьи, разрушила вековые традиции и устои. Внесла разногласия война и в семейные отношения Мелеховых. Семья Мелеховых - своего рода микромир, в котором, как в зеркале, отражалась страшная трагедия войны.
Обратим внимание на эпиграф романа «Тихий Дон»:
Не сохами-то славная землюшка наша распахана…
Распахана наша землюшка лошадиными копытами
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, материнскими слезами.
-В эпическое повествование врывается голос автора: «Властно тянули к себе родимые курени, и не было такой силы, что могла бы удержать казаков от стихийного влечения домой». Каждому хотелось дома побывать, «хучь одним глазком глянуть». И, словно выполняя это желание, Шолохов рисует хутор, «по-вдовьему обескровленный», где «шла жизнь на сбыв - как полая вода в Дону». Авторский текст звучит в унисон со словами старинной казачьей песни, которая стала эпиграфом романа.
2.-Закономерности эпохи заключаются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и ломка их рождает острые, драматические конфликты. Мирный труд казаков, жизнь, наполненная повседневными заботами, запутанные сложные отношения обрываются войной. Перефразируя немецкого поэта Г.Гейне, скажу: «Мир раскололся пополам, и трещина прошла через сердце…казака»
Вопросы учащимся:
- Великая Российская революция изменяет веками устоявшийся уклад жизни казачества. Обратитесь к историческим фактам и попробуйте определить причины участия казаков в Гражданской войне.
Примерные ответы учащихся:
- Первые декреты большевиков - «О мире и земле» склоняют основную массу казаков на сторону Советов- после длительной войны они смогли вернуться в свои станицы, и земля рядовых казаков, согласно Декрету о земле, осталась не тронута. Но это не касалось казаков зажиточных. А среди донских казаков таких было немало.
-Политика расказачивания, начатая большевиками с принятием в ноябре 1917 г. декрета «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» постепенно превратилась в истребление казаков. В процессе расказачивания проводили реквизиции домашнего скота, сельскохозяйственных продуктов, переселение иногородней бедноты на земли, ранее принадлежавшие казачеству. Разве нельзя это расценить иначе как преступление против казаков? Ответом стали восстания казаков, переход их на сторону Белого движения.
Вопросы учащимся:
Какие эпизоды в романе подтверждают отношение казачества к советской власти?
Примерные ответы учащихся:
- В романе Котлярову, увлечённо доказывающему, что новая власть дала бедным казакам права, равенство, Григорий Мелехов возражает: «Казакам эта власть, окромя разору, ничего не даёт!».
- Гражданская война смертельной бороной перепахала вольное казачье братство. Брат шел на брата, сын на отца. Каждый верил в свою правоту и ради нее принимал смерть.
-Григорий Мелехов служит то у красных, то у белых. Так, в конце января 1918 года он в рядах Красной гвардии сражается против Каледина, а затем полгода воюет против красных в составе Всевеликого войска Донского, подчиняющегося генералу Краснову, а в конце зимы 1920-21 годов уходит в банду Фомина. Григорий Мелехов искал свой, третий путь. Но этого пути в то время как раз и не существовало. Нельзя было оказаться между двух огней и не сделать выбор. В этом, как мне кажется, тоже отразилась трагедия казачества.
Фрагмент фильма «Казаки и советская власть»
-Трагизм положения Мелехова да и всех казаков можно передать словами Есенина: «...в сплошном дыму, в развороченном бурей быте с того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий». Как личность, Григорий многое взял из историко-социального и нравственного опыта казаков, хотя автор и утверждал: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, в нем я никак не пытаюсь олицетворить среднее казачество».
VIII. Жестокие нравы казачества.
Вопрос учащимся:
-Найдите в первой книге романа примеры жестокости, изуверства, нравственной развращенности казаков.
Примерные ответы учащихся:
1) Разъяренная толпа хуторян жестоко расправляется с женой Прокофия Мелехова.
2) Сам Прокофий разрубает до пояса батарейца Люшню (1-1-I).
3) Пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти.
4) Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на сле-дующий день после свадьбы (1-1-VII), а затем вновь, вернувшись с военных сборов, «охаживает» ее сапогами на глазах у равнодушно улыбающегося Алешки Шамиля.
5) Братья Мелеховы вступают в драку со Степаном, «клюют» его, «как стервятники падаль» (1-1-XIV).
6) С дикой яростью набрасываются казаки на ни в чем не повинных тавричан, приехавших на мельницу (1-2-V).
Немало среди казаков и нечистых на руку, причем во время войны воровство, мародерство не только никого не смущает, но едва ли не становится предметом гордости.
- Шолохов не скрывает дикости нравов, которая подчас царила в казачьей среде, но не она, по мысли писателя, определяет духовный мир казака. Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень - вот его важнейшие составляющие, вот условия, которые сформировали характер настоящего казака Григория Мелехова. Тяжелый путь пролег между начальной и конечной точкой жизни Григория Мелехова. От начала до конца романа Мелеховы существуют как целое: семья, дом. Из таких кирпичиков и построен был мир казака, бывший долгое время несокрушимым.
-Начало романа дышит мерным чередованием времен года в жизни бес-крайней донской степи, неспешным ходом хуторской жизни с хозяйственными заботами. Но, когда кончается роман, нет на земле более ни самого дома, ни этой семьи. Вихри страшного революционного времени пронеслись над домом, сорвали крышу, разметали людей, навсегда разрушили прежний порядок. Шолохов заставляет нас всмотреться в процессы на стыке старого, тысячелетнего, и нового, принесенного XX веком. Этот стык прошел через самую душу, через судьбу Григория Мелехова.
-Таким образом, казачество представляло собой относительно обособленное сословие, отличавшееся стремлением к независимости, своеобразной замкнутостью, свободолюбием, трудолюбием, дисциплинированностью, почитанием старших. То есть казачество было своеобразным этносом, со своими привычками, обычаями, со своим языком, со своим кодексом чести.
Вопрос учащимся:
-Есть ли среди вас потомки казаков?
-Ощущаете ли вы себя причастными к славной истории казачества?
(ответы уч-ся)
-Казачество—это состояние духа! Наш земляк поэт В.Ходарев историю, жизнь и нравы казаков часто изображал в своих произведениях. Одно из них, стихотворение «Казачество», прочитает Е.Козин:
Говорили мне:
- Брось чудачества,
Вспоминать, что быльём поросло.
Ну какое теперь казачество?
Всё пропало и всё ушло.
Отскакали своё буланые,
В степь с казачкою не пойдёшь…
И стальные клинки булатные
Лишь в музеях теперь найдёшь.
Говорили мне:
- Брось чудачества,
О другом постарайся петь.
В прошлой жизни теперь казачество,
Мол, его-то и не узреть.
Так ли это? Не спорю.
Истина
О другом говорит порой.
Вот мы пояс казачий пристально
Рассмотрели опять с тобой.
Сохранили.
И этим гордые.
Он остался из давних дней.
Как зовут нас откосы горные
Редким ржаньем гнедых коней!
А хопёрский напев услышится,
Наш протяжный, то сразу тут
Чем-то вольным душа возвысится.
Эти песни своё берут.
Говорили мне:
- Брось чудачества,
Но глаголю я вновь и вновь,
Что осталось, живёт казачество,
Вечна наша казачья кровь.
IX. Рефлексия
1.- Своим романом «Тихий Дон» писатель обращается и к нашему времени, учит искать ответы на важные вопросы, определять нравственные ценности не на пути нетерпимости и войны, а на пути мира, гуманизма, милосердия.
Вопросы учащимся:
-Из чего складывается духовный мир казачества?
-Назовите положительные и отрицательные стороны этого мира.
-Можно ли утверждать, что М.А.Шолохов объективно, со всей полнотой изображает казаков?
2.-Роман М. А. Шолохова возвращает нас к трагическим страницам российской истории, заставляя вновь и вновь осознавать простую истину, что высший смысл человеческого бытия — это созидательный труд, забота о детях и, конечно же, любовь, которая согревает души и сердца людей, неся в мир свет милосердия, красоты, человечности. И эти вечные общечеловеческие ценности ничто не способно уничтожить.
3. - Казачеству нашего края близки герои «Тихого Дона». Казаки Ставрополья являются потомками Донских казаков, переселенных на Кавказ в XVIII в. Обращаясь к истории, культуре донцов, мы вплотную прикасаемся к собственной истории и культуре.
4.-Итак, какие проблемы и вопросы поднимаются М.А.Шолоховым в романе «Тихий Дон»?
Примерные ответы учащихся:
-проблемы гуманизма: уважение к человеку, как личности;
-проблема влияния войны на судьбу человека;
-проблемы общечеловеческие: честности, патриотизма, чувства собствен-ного достоинства, доброго отношения между людьми, проблемы семейных отношений, любви между женщиной и мужчиной, прославление святого чувства материнства и другие.
5.Экспресс-тест по роману «Тихий Дон» (учащиеся выполняют его в течение 3-х минут, звучит песня «Матушка-река» на фоне видео «Донские пейзажи»)
X. Заключительное слово учителя.
-Роман с точки зрения аргументации на ЕГЭ по русскому языку и истории является настоящим кладезем, ибо автор затронул целый ряд проблем, вечных и в то же время актуальных во все времена.
-В качестве домашнего задания Вам предлагается написать сочинение по роману в форме задания №25 ЕГЭ по русскому языку, а также выполнить проблемное задание в форме задания №39 ЕГЭ по истории:
- «В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по кото-рым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке. «Политика советской власти в период Гражданской войны была направлена против казачества» . Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Закончить наш урок хочется такими словами: пусть всё чаще рождается в вашей душе прекрасный и благородный порыв - погрузиться в мир произведений М.А.Шолохова!
Использованная литература
Егорова Н.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. - М: «ВАКО», 2007г.
Павловец М.Г., Павловец Т.В. Словарь диалектных слов, встречающихся в «Тихом Доне».
Турьянская Б.И., Гороховская Л.Н., Миллионщикова Т.М. Литература в 11 классе. Урок за уроком.- М: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008г.
М.А. Шолохов «Тихий Дон», Ростов- на- Дону, Ростовское книжное издательство, 1998г.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеклассного мероприятия по литературе 10-11 класс Конспект урока литературы в колледже Конспект урока литературы для студентов колледжа. Достоевский Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов по УД «Литература» для СПО
Родительское собрание «Выбор профессии», 10 класс
Опубликовано: 3405 дней назад (10 июля 2015)
Просмотров: 30707
+2
Голосов: 2
Валерий Григорьевич Вершинин # 10 июля 2015 в 23:59 +3
Здравствуйте, Ирина Нобеловна! Вы взяли очень трудную, объёмную тему урока.
Итак, « Картины жизни донских казаков в романе-эпопее М.А.Шолохова "Тихий Дон"». Далее напрашивается продолжение - « раскрывают основную идею произведения». Цель урока - это доказать. А основная мысль заложена в названии и в эпиграфе. Вот отсюда и вести разговор. А вы пишете в цели, познакомить учащихся с историей возникновения донского казачества, с их образом жизни, характерными особенностями казачества как сословия через литературные образы романа «Тихий Дон». Для чего?
Кажется, в задачах берёте правильное направление, но в ходе урока отклоняетесь от него. Такой объём материала, как вы предлагаете, не войдёт в один урок. Значит, не надо брать стихи Н. Заболоцкого, Гимн казачества, историю с Нобелевской премией, происхождение казаков. Последнее стихотворение о казачестве, конечно, хорошо само по себе, но оно забирает у вас необходимое время и уводит от темы, от задач, вами указанных: "выявлять заложенные автором в произведении проблемы и размышлять над ними; научить понимать идейный смысл произведения и способы его воплощения. развивать умение анализировать текст, развивать критическое мышление учащихся. Совершенствовать навыки анализа текста, развитие умения подтверждать свои ответы цитатами из текста, развитие исследовательских способностей учащихся, развитие речевой культуры; развитие творческих способностей учащихся".
Главная идея романа - это не только "идея дома, святости семейного очага, его защиты", это и казачество в мирное и военное время. О картинах мирного времени вы говорите, а эпизодов на войне – нет. Нет и их анализа, как нет и главной картины в конце романа: возвращение Григория Мелехова к реке, к Дону. А это - итог всех его мучений и сомнений. С уважением, Валерий Григорьевич
Тамара Васильевна Енина # 11 июля 2015 в 13:21 +2
Здравствуйте, Ирина Нобеловна, не могу со всем согласиться из предыдущего комментария коллеги,может быть я выскажу даже крамольную мысль,но разве не может получиться так, что в ходе дискуссии,возникшей на уроке, Вы вообще отойдете от задуманного конспекта.Разве задача литературы не достучаться до ребенка, не увлечь его русской литературой, не открыть ему удивительный мир русских писателей. Если дети на Вашем уроке почувствуют свою причастность к казачеству, через себя пропустят события того непростого времени, это ли не заслуга Вас как литератора? Не думаю,что Вы только один урок посвятите "Тихому Дону", будут и другие уроки, где и проанализируется казачество в военное время.Успехов Вам в дальнейшей работе. Голос.