Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час для студентов колледжа. Творчество Даля

Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин" (к 214-летию В.И. Даля)
22 ноября 2015 года в день рождения Владимира Даля в рамках празднования Года литературы - Всероссийский словарный урок. "Родные россыпи жемчужин"
(к 214-летию В.И. Даля)


Цель классного часа: познакомить студентов с жизнью и творчеством В.И.Даля; показать, как актуальны книги Даля для современного общества.
Задачи:
Образовательные:
расширить читательский кругозор; обогатить словарный запас студентов.
Развивающие: актуализировать знания студентов о малых фольклорных формах; совершенствовать умение работать с книгами и словарями; развивать эмоциональную сферу студентов.
Воспитательные: воспитывать любовь к родному языку; осуществлять нравственно-этическое просвещение детей через художественное слово.
Оформление:
Газета, посвященная Далю.

Высказывания Даля:
“Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!”
Портрет В.И.Даля. ( Художник В.Перов.)
Словарь Даля, книги.
Презентация “Родные россыпи жемчужин” (О жизни В.Даля).
Музыка Паганини. Романс.
Ход:
Ведущие зачитывают цитаты из “Писем о добром и прекрасном ” Д.С.Лихачева:
“Молодость - это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости”.
“Человек рождается и оставляет о себе память. Так что жизнь - это и есть вечное созидание... Созидание принципов, цели своего поведения, чтобы не стыдно было вспомнить”.
“Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через 100 , и через 200 лет”.
“Исторические города населяют не только те, кто в них сейчас живёт. Их населяют великие люди прошлого, память о которых не может умереть”.
Учитель: Ребята! Сегодняшний классный час посвящен удивительному человеку, посвятившему всю свою жизнь великому русскому языку - Владимиру Ивановичу Далю. Владимир Иванович обладал талантами в разных сферах - он был моряком, хирургом, чиновником, проявил себя и как инженер, и как ученый. А ещё он всю жизнь собирал слова... Его слова: «Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш»
Чтец:
Ветшают прадедов слова,
Они уже полузабыты,
Но как извечная трава,
Всё пробивается сквозь плиты.
Кто нынче скажет “окоём”,
Иль “росстани”, иль “первопуток”-
Все, что Толковым словарём
В безвестный загнано закуток?
Слова угасшей старины
Вдали мерцают еле-еле,
А прежде, жизнью рождены,
Они ласкали, жгли и пели.
Они рождались неспроста,
Не прихотью, а волей сердца
Из чернозёмного пласта
Для друга и единоверца.
Но даже в наши времена
Для тех, кто с русской речью дружен,
Не так легко добыть со дна
Родные россыпи жемчужин.
Всеволод Рождественский
Ведущий 1: Даль родился 22ноября 1801 года в Луганске. Отец его происходил из датчан, был хорошо образованным человеком, знал медицину и много языков. Еще до рождения Володи принял русское подданство, был патриотом России и этому учил детей, преподавая им уроки истории и литературы. Мать – наполовину немка, наполовину француженка, знала пять языков. Благодаря матери и бабушке детство Даля было радостным.

Чтец:
Мне родина – Москва, мне горько удаленье
От дома, от родной чужбины пустяков.
Покинутость детей и дружб разъединенье,
И одиночеств скит – вот родина стихов.
Заслышав зов, уйду, пред утром непосильным,
В угодия твои, четырехтомный Даль,
Отчизны языка всеведущий спаситель,
Прощенье ниспошли и утешенье дай…
Б. Ахмадулина.
Ведущий 2: В.И.Даль учился в Морском кадетском корпусе в Петербурге. Именно здесь проявился у него интерес к русскому языку, он составил первый словарь, в который входило 34 слова кадетского жаргона. В 1819 году Даль поступил на службу морским офицером, сначала на Черноморский, а затем на Балтийский флот. В этом же году Владимир Даль записал свое первое заинтересовавшее слово “замолаживать”. Это слово произнес новгородский мужик, который вез Даля. Неоценимые пополнения для словаря приносили и военные походы. “Бывало, на дневке где - нибудь соберешь вокруг себя солдат из разных мест, да и начнешь расспрашивать, как такой-то предмет в той губернии зовется, как в другой, в третьей, взглянешь в книжечку, а там уж целая вереница областных речений”.

Чтец: Зачитывает стихотворение И.А. Бунина.
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь,
Хоть в меру сил в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

Ведущий 3: В 1826 году Даль меняет профессию и поступает на медицинский факультет Дерптского университета (ныне г.Тарту.) Именно здесь началась его дружба с выдающимся русским хирургом Н.И.Пироговым. Досрочно завершив образование, двадцатилетний хирург отправляется на русско-турецкую войну. Он не только оперирует солдат и офицеров, но и спасает гражданское население от эпидемии чумы.
Литературовед 1: К этому времени у Владимира Ивановича накопилось столько записей, что чемодан стал тесен, и командование выделило Далю вьючного верблюда для перевозки груза. Однажды верблюд пропал, попал в плен к неприятелю. Даль был грустен: “Я осиротел без своих записей”. Но, к счастью, через неделю казаки отбили верблюда и привели его в лагерь. С тех пор он не расставался с записями, постоянно пополняя их новыми словами.
Ведущий 2: С 1833 года по 1859 год Даль на правительственной службе Он чиновник в Оренбурге, затем в Петербурге, затем в Нижнем Новгороде. В эти годы приходит к Далю литературная известность. Он знакомится с В. Жуковским, И. Крыловым, Н. Гоголем, В. Одоевским, А. Пушкиным. Известно, что Даль подарил Пушкину сюжет сказки о рыбаке и рыбке. Позже Пушкин подарил Далю свою знаменитую “Сказку о рыбаке и рыбке” с подписью: “ Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому (таков был псевдоним Даля) сказочник Александр Пушкин”.
Литературовед 2: В.И. Даль находился у постели смертельно раненого Пушкина, стараясь облегчить его мучительные страдания. Перед смертью Пушкин подарил Далю свой старинный перстень – талисман с изумрудом.
Ведущий 3: Заботясь о полезном чтении народа, Даль писал повести и рассказы, очерки, сказки для детей. Он сознательно использует строй простонародной речи, тон доверительной беседы. Он хотел дать народу полезные для него знания. Вот, например, как выглядит “Таблица умножения” в изложении Даля:
Придет маслёна - будет блин,
Одиножды – один.
Волга Дону пошире
Дважды два – четыре.
Хлеб жнем, а сено косим,
Дважды четыре-восемь.
Без закваски хлеб не месят,
Дважды пять – десять.
Чтец:
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В столбцах мерцают искры чувства
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь
На всех словах – события печать
Они дались недаром человеку.
Читаю: “Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой...”
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
С.Маршак

Ведущий 1: И все же смыслом жизни, самым главным для Даля стало составление “Толкового словаря живого великорусского языка”. Долгие годы он мечтал поселиться в Москве, и в 1859 году его мечта сбылась. Владимир Иванович собрал за свою жизнь 200000 слов. Если их просто записать столбиком в тетрадь (без пояснений), то понадобится 450 ученических тетрадей в линейку. Для упорядочения материала Даль склеивал большие коробки, куда складывал длинные листы, написанные в алфавитном порядке. Они складывались на полках - так выглядела рукопись словаря. Он мечтал поскорее пустить свой корабль на воду. Его мечта сбылась.
Чтец:
То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит, подобно древу,
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет.
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся как звенья,
И так растет строка.
И можно различать сердцебиенье родного языка.
...Сидят теперь четыре института
Над словарем одним,
А Даль все так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.
М Матусовский
Ведущий 3: Работа над словарем потребовала от составителя словаря энциклопедических знаний. Даль был любознательным и трудолюбивым человеком. Он понимал толк в земледелии и торговле, коневодстве и рыболовстве, судостроении, знал многие ремёсла. Он умел сколотить табурет, выточить на станке шахматы. Построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла, Даль знал 12 языков. Кроме русского, он знал немецкий, французский, английский, а также украинский, белорусский и сербский, владел татарским, башкирским и казахским.
Ведущий 1: “Словарь Даля озаряет нас изобилием добрых слов, сказанных добрыми людьми в добром расположении духа. Надо бы пользоваться ими пошире и почаще учиться у них добру”,- писал В.Д. Берестов. Вот как Даль объясняет слова “добро” и “честь”
Добро - в вещественном значении –имущество, достаток.”У них пропасть добра по сундукам”
В духовном значении благо, что честно и полезно, всё, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина. “ Добрая слава дороже богатства”
Честь - внутреннее, нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Честный человек - прямой, правдивый, неуклонный по совести своей и долгу, надёжный в слове, кому во всё можно доверять.
Литературовед: После выхода в свет словаря Даль катастрофически стал стареть, бездействие его тяготило, ему все время чего-то не доставало.22 сентября В.И.Даль умер. Говорят, что перед смертью он позвал дочь и попросил: “Запиши словечко”.
Ведущий 2: Одновременно с работой над словарем Даль работал и над сборником “Пословицы русского народа”, куда вошли не только пословицы, но и поговорки, скороговорки, загадки. Каждую пословицу он переписывал дважды на узких полосках бумаги, Даль называл их “ремешками”. Один “ремешок” шел в словарь, как пример для пояснения, а другой в тетрадь, предназначенную для сбора пословиц. 180 тетрадей, куда Даль вклеивал “ремешки” - это 180 тем.Среди них “ Ум-глупость”, “Народ-мир”, “Правда –кривда” и т.д.
Даль собрал 30130 пословиц. Если склеить “ремешки” друг с другом, получится лента длиною в 7 километров. “Сами того не подозревая, мы пользуемся лишь обрывками пословиц и поговорок, которые в прошлом веке каждый человек знал их в полном, неусечённом виде”.-_В.Д Берестов
Вот некоторые пословицы в полном виде:
“Гора с горой не сходится, а горшок с горшком столкнется”
“Чудеса в решете! Дыр много, а выскочить некуда”
“Собаку съел, а хвостом подавился”
“Утро вечера мудренее, а трава зеленее”.
“Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку”
Ведущий 3: “Толковый словарь живого великорусского языка” принес Далю бессмертие.
Созданное В.И. Далем иначе как подвигом не назовешь - подвиг всей его жизни. Он собрал слова, которые можно назвать “родные россыпи жемчужин”.
На родине Даля в городе Луганске в честь его названа улица. Здесь, на улице Даля, дом №12, открыт музей писателя. Восточно-украинский Национальный Университет в городе Луганске носит имя В.И.Даля. Мемориальной доской отмечен дом в Нижнем Новгороде, где жил Даль. Мемориальная доска установлена и на доме в Москве, где жил писатель в последние годы жизни. Похоронен Даль на Ваганьковском кладбище в Москве.
Ведущий 1:
Из “ Напутного слова” Даля, прочитанного им в Обществе любителей русской словесности при Московском университете, 21 апреля 1862 года:
“С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека- это видимая осязаемая связь, союзное звено между телом и духом: без слов нет сознательной мысли, а есть разве одно только чувство и мычание”. “ Вот с какой целью, в каком духе составлен мой словарь: писал его не учитель, не наставник, не тот. Кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь свой век по крупице то, что слышал от учителя своего - живого русского языка...”

Слово учителя:
Владимир Иванович верил, что люди, которые придут на смену, будут жить счастливее, что они продолжат и улучшат его дело. “Передай заднему мост”,- любил повторять Даль. Всякий человек своим трудом помогает двигаться вперед тем, кто идет следом. Даль утверждал: «Пришла пора подорожить народным языком и выработать из него язык образованный…»
Учитель: Память о таких людях не должна умереть. Даль незаменим и сегодня. Его труды не пропали даром. Даль передает сегодняшнему поколению всю свою любовь к русскому народу и его языку. Сохранить наш язык в его величии - одна из главных задач сегодняшнего времени.
Ведущий 2: А сейчас мы предлагаем игры. Вас ждут призы и подарки.
Игры
Скороговорки
1. В.И.Даль считал не просто забавой. “Их заучивают, чтобы натореть в чистом и скором говоре”. В книге “Старик – годовик” Даль собрал скороговорки. Объявляем конкурс на лучшее произношение скороговорок.
Сыворотка из под простокваши.
Говори, говори, да не заговаривай.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова, на траве двора.
Сшит колпак, вязан колпак, вязан колпак, да не по- колпаковски.
Ткёт ткач ткани на платок Тане.
Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
2. Как пословица звучит на самом деле?
Баба с возу недалеко падает,
Не родись красивой, коли рожа крива.
Смотришь в книгу – ума не надо.
Не плюй в колодец- вылетит не поймаешь.
3.Продолжи пословицу.
Куй железо....
Не зная броду....
Грамоте учиться.....
Береги платье снову.....
4.Собери пословицу. (Все пословицы разделены на части).
Кто пахать не ленится/ у того и хлеб родится.
Не спеши языком /торопись делом.
Не пеняй на соседа/когда спишь до обеда.
От трудов праведных/не нажить палат каменных.
У ленивого, что на дворе / то и на столе.
На печи лежать /так и хлеба не видать.
Трудовая денежка плотно лежит / чужая ребром торчит
На одном месте лежа / и камень мхом обрастает.
Кто рано встает /тому бог подает
Труд человека кормит /а лень портит
У ленивой пряхи / и для себя нет рубахи
Лентяй праздники знает /да будней не помнит.
5.Собери “рассыпавшуюся” пословицу:
Насмешишь, людей, поспешишь.
(“Поспешишь – людей насмешишь”
Не, рубить, чай, дрова, пить
“Чай пить – не дрова рубить”
Потеряешь, за, погонишься, своё, чужим.
“За чужим погонишься, своё потеряешь.”
День, коли, до, нечего, скучен, вечера, делать
“Скучен день до вечера, коли делать нечего”.
6. Отгадай загадки:
1.Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)
2.Вся дорожка обсыпана горошком. (Звезды на небе)
3.Что растёт без кореньев? ( Камень)
4.Сидят кошки, против каждой кошки две кошки. Много ли всех? (Три)
5.У семерых братьев по сестрице. Много ли сестриц? (Одна)
7.Разберите “ремешки”- пословицы по темам.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Красна весна, да голодна.
Лето со снопами, осень с пирогами.
Ученье - свет, а неученье –тьма.
Век живи – век учись.
Слезами горю не поможешь.
Будет и на нашей улице праздник.
Несчастья бояться - счастья не видать.
Завьём горе веревочкой.
Лодырю всегда не здоровится.
Кто не сеет, тот и не жнёт.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Всякое дело мастера боится.
Труд человека кормит, а лень портит.
Темы-“Времена года”, “Наука, ученье”, “Трудолюбие-лень”, “Радость-горе”
8. Что означают данные слова? (Кто точнее угадает, тот побеждает)
Авсень (встреча весны)
Вёдро (ясная погода)
Длань (рука)
Желя (печаль, грусть)
Левретка (борзая собака)
Клёвый (хороший, пригожий)
Кондуит (список, с отметками о поведении учащихся)
Суседко (дедушка, домовой)
Фаля (простак, разиня)
9. Викторина
Назовите город, где родился В.И.Даль. (Луганск)
Какими профессиями владел Даль? (моряк, военный врач, писатель, знаток языка и собиратель слов/лексикограф/)
Каким именем подписывал В.И.Даль свои книжки? (Казак Луганский)
Сюжет какой сказки подсказал Даль Пушкину? (“Сказка о рыбаке и рыбке”)
Как называется главный труд всей жизни В.И.Даля? (“Толковый словарь живого великорусского языка”).
Что означает слово “вёдро”?(Ясная погода)
Заключительное слово учителя:
Второго Даля, как и второго Пушкина, мы вряд ли дождемся. Во Франции или, к примеру, в Японии составление словарей обеспечено государственной поддержкой, т.к. входит в сферу национальных интересов. У нас лексикография (составление словарей)-это чаще всего удел энтузиастов. И причина тут не только в нашей бедности, но и в том, что всякий замечательный словарь у нас – это авторское произведение. Как роман или поэма. Мы так и говорим: «Посмотри у Даля…Проверь по Ожегову…Загляни в Ушакова…Справься у Фасмера…»
Как и столетия назад, составление словаря в Казахстане, России требует от взявшегося за этот труд, не просто времени, а колоссального труда, вложение души, отдача целой жизни. Не одного упорства, а полного самоотречения, готовности годами жить в забвении. Жить с мыслью, что сделанное тобой , возможно, оценят только потомки…
Музыка из фильма «Мой ласковый и нежный зверь…»
Литература:
1. Журнал “Читаем, учимся, играем” №9 2006год
2.Приложение к журналу “Школьная библиотека” серия 2, выпуск 6.М, 2006год.
3.В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.4 тома. М. “Русский язык”1989год.
4.Даль В.И. Пословицы русского народа. Т 1 и 2.М, 1996год.
5.Булатов М.А., Порудинский В.И. Собирал человек слова...: Повесть о Дале. - М.1969год
6. Андреева М. С., Короткова М. П. Владимир Иванович Даль. Выставка в школьной библиотеке. – М.: Школьная библиотека, 2006
7. Ткаченко А. Владимир Даль. – М.: Издательский дом Фома, 2010. – 22с.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час для 9-11 классов. Как не попасть под влияние религиозных сект Классный час "Тайна имени" для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида Конспект классного часа «Украсим серые будни» для старшеклассников Методическая разработка классного часа о милосердии для студентов колледжа

Похожие статьи:

Тематические классные часы в старших классах. Возрастные особенности учащихся старших классов

Список тем классных часов. Классные часы для старшеклассников и студентов колледжа

Классный час для старшеклассников. Классный час для учащихся 10, 11 классов. Классный час «Отцы и дети»

Классный час для старшеклассников. Классный час для учащихся 10, 11 классов. Классный час «Прощение или месть»

Классный час для старшеклассников. Классный час для учащихся 10, 11 классов. Классный час «Опасности современной молодежи»

Выпускной в колледже. Сценарий
Опубликовано: 3411 день назад (21 июля 2015)
Просмотров: 14945
+6
Голосов: 6
Тамара Васильевна Енина # 21 июля 2015 в 18:41 0
Здравствуйте,Ксения Федоровна, замечательный материал Вы предоставили.Очень познавательно, актуально и полезно вспомнить такую выдающуюся личность, как В.И.Даль.Вы не просто рассказали биографию ученого и сподвижника,Вы еще и интересные игры провели.Думаю, что Ваши учащиеся с удовольствием посетили данное мероприятие. Успехов Вам в дальнейшей работе. Голос.
Ксения Фёдоровна Пушкарёва # 21 июля 2015 в 18:43 0
огромное спасибо, Тамара Васильевна))) теперь надеюсь участвовать в конкурсе педагогического мастерства)))
Галина Васильевна Егорова # 21 июля 2015 в 19:35 +1
С интересом посмотрела ваш материал. Он развивает внимание, память, воображение, любознательность. Но хочу вам подсказать про оформление публикации. Вы должны указать автора, описание материала и его назначение по возрасту. Цель пишется в имени существительном. Шрифт - заголовок H1 только для первого заголовка темы, шрифт H2 для подзаголовка темы. Ваши подзаголовки цели, задач, хода и т.д. обозначьте просто жирным. Время еще есть для редактирования. Желаю удачи! И примите голос за интересный материал.
Елена Владимировна Николаева # 21 июля 2015 в 21:26 +1
Ксения Федоровна, Вы представили на портале очень интересный, познавательный не только для школьников, но и для нас, педагогов, материал. Подработайте оформление и участвуйте в конкурсе! Ваш материал очень актуален, может быть использован как в воспитательной работе со школьниками, так и учителями- предметниками на уроках. Успехов Вам! Примите мой голос!
Ольга Васильевна Яковлева # 21 июля 2015 в 22:08 +1
Здравствуйте, Ксения Фёдоровна. Интересный, познавательный, актуальный материал Вы опубликовали. Мне очень понравилось. Вами предложен не только биографический материал, но и подобраны замечательные стихи, прекрасные игры на закрепление материала. Творческих успехов! голос
Елена Сергеевна Яковлева # 14 августа 2015 в 10:43 0
Добрый день, Ксения Федоровна. Вы выбрали восхитительную тему и достойно её представили. Конспект занятия доступный и хорошо продуманный, применяемые методы способствуют достижения поставленных задач. Цель актуальная. Впечатлило умело подобранное высказывание: “Я полезу на нож за правду, за отечество, за русское слово, язык!” Примите мой голос. С благодарностью и уважением, Елена Сергеевна.