Памятка «Работа по исправлению ошибок. Орфография и пунктуация» для 5 – 9 классов
Автор: Цветкова Ксения Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ г. Мурманска СОШ №3
Описание материала: Представляю вашему вниманию один из вариантов памятки «Работа по исправлению ошибок. Орфография и пунктуация» для учеников 6 – 9 классов. Пригодится учителям русского языка. Данная разработка – краткий иллюстративный материал, который напомнит ученикам этапы исправления ошибок.
Цель: формирование грамотности у учеников.
Задачи:
1.Способствовать развитию у учеников навыков самоанализа и самоконтроля.
2.Формировать у учеников навыки обобщения материала (на примере определения орфографического правила, на которое сделана ошибка)
3.Воспитывать чувство ответственности и аккуратности при выполнении работы.
Работа по исправлению ошибок – важная и незаменимая часть методики преподавания русского языка. Данный вид работы необходим, и формирует у учащихся навык самоанализа и самоконтроля, способствует развитию орфографической и пунктуационной зоркости.
Многие учителя используют цифровое обозначение орфограммы, особенно это актуально для начальной школы. Это, несомненно, удобно для детей при исправлении ошибки. Однако в среднем звене ребята уже могут самостоятельно поразмышлять, на какое правило сделана ошибка. Задача педагога – показать алгоритм действий при исправлении ошибок.
1.Орфография
Орфография – совокупность правил написания слов, система правил.
Орфографическое правило – предписание, устанавливающее обязательное для всех написание, а также определяющее способ проверки.
Для исправления орфографической ошибки есть несколько вариантов:
1)Подбор проверочного слова
2)Исправление ошибки с опорой на лексическое значение слова
3)Исправление ошибки с опорой на способ образования слова
4)Исправление ошибки с учетом морфологических особенностей слова
5)Слова, не поддающиеся ни одной классификации правил написания, заучиваются наизусть
2.Пунктуация
Пунктуация - система расстановки знаков препинания.
Пунктуационные ошибки – отсутствие или неправильная постановка знаков
1) конца предложения
2) стоящих на стыке частей сложного предложения
3) стоящих при однородных членах предложения
4) используемых при обособлении второстепенных членов предложения
5) при вводных словах и предложениях.
Чтобы исправить пунктуационную ошибку необходимо произвести полный синтаксический анализ предложения. При разборе ребенок вспомнит главные и второстепенные члены предложения, части речи, типы предложений по цели высказывания, по интонации, и т.д. – то есть повторит теорию русского языка в контексте одного предложения.
Памятка
Орфографические ошибки ( на полях - | )
1.Запишите слово правильно.
2.Подпишите часть речи.
3.Выделите ту часть слова (морфему), в которой была сделана ошибка.
4.Попробуйте подобрать проверочное слово:
5.Если проверочное слово не подобрать, тогда запишите слова - примеры на это же правило (предварительно подумав, на какое):
Пунктуационные ошибки (на полях - V)
1.Спишите предложение, правильно расставьте знаки препинания.
2.Сделайте полный синтаксический разбор.
3.Зарисуйте схему предложения.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы
Конспект урока русского языка в 8 классе
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина»
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения
Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах
Конспект урока русского языка 8 класс
Конспект урока русского языка в 5 классе
Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»