Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе. В гости к Лесовику
Занятие по окружающему миру в детском саду на тему «В гости к Лесовику». Средняя группа
Составитель: воспитатель МКОУ «Кожильская СОШ сельскохозяйственного направления» Кубасова Надежда Валерьевна Занятие: ознакомление ребёнка с окружающим миром (природное окружение) Группа: средняя Тема ООД: «В гости к Лесовику» Тип ООД: закрепление ранее полученных знаний, умений и навыков. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, акустические колонки, доска, металлофон, веточки деревьев березы, ели, сосны, кедра, лиственницы, изображения леса в разное время года. Игрушки - дятел, белка, ёж, жуки, черви, мышь, обручи; муляжи – грибов, шишек, орехов яблок, Цели занятия: закрепление и расширение представлений о сезонных изменениях в природе, о лесных растениях и животных, формирование элементарных представлений о простейших связях в природе. Цели занятия как планируемые результаты обучения Предметные. Закрепление и расширение представлений о сезонных изменениях в природе, о лесных растениях и животных. Регулятивные. Удерживать учебную цель,оценивать и осмыслять результаты своей деятельности. Познавательные. Формировать элементарные представления о простейших связях в природе. Анализировать информацию Коммуникативные. Высказывать свою точку зрения под руководством воспитателя, выслушивать ответ товарища. Работать в подгруппах.Анализировать информацию, выделяя главную мысль, переносить знания, умения в новую ситуацию для решения проблем Личностные. Принять на себя роль слушателя, проявлять интерес к теме. Формирование основ сопереживания к живой природе и бережного отношения к ней.Осуществлять рефлексию собственной деятельности
Мотивационно-целевой этап. (2 минуты.) Задачи этапа. Актуализация имеющихся знаний по теме, выявление пробелов в знаниях, формулировка проблемы. Постановка целей учебной деятельности.
С помощью игры на металлофоне привлекает внимание детей. Интересуется, на что похожи звуки металлофона(Дети говорят, что звук металлофона похож на капель, на ручеек). Показ (слайда 1 )изображения журчащего ручейка сопровождает чтением стихотворения:
Я журчу, журчу, журчу,
Гладко камешки точу.
Синей лентой разбегусь,
В речку полную вольюсь.
Речка, травы шевеля
Ручейком зовёт меня. (Я.Колас, Н.Заболоцкий)
Спрашивает у детей, в какое время года бывают ручейки.
Интересуется у ручейка, куда он бежит. Ручеёк отвечает, что бежит в весенний лес и просит помочь детей выбрать из четырёх картин изображение весеннего леса ( Выбирают картинку с изображением весеннего леса и обосновывают выбор) (слайд 2,3,4,5)
Воспитатель спрашивает детей, какие деревья растут в нашем лесу(Дети перечисляют названия деревьев растущих в нашем лесу.)
- Ветер по лесу бежал,
Веточки он поломал.
А вы можете определить с каких деревьев вот эти веточки?(Рассматриваю и называют их- ветки березы ,сосны, ели, кедра и лиственницы)
Последней показывает неизвестную детям ветку лиственницы, говорит, что тоже не знает, с какого она дерева.
Ориентировочный этап. (1минута) Зада этапа. Планирование деятельности (определение этапов работы, способов получения нового знания)
Воспитатель спрашивает:
- Кто лучше нас знает деревья? Тот, кто живёт в лесу. Как его зовут?( Лесовичок)
Предлагает отправиться в весенний лес и спросить у лесовичка название дерева, так как он все знает о лесе и его обитателях.( Дети соглашаются прогуляться в весенний лес)
Спрашивает, пойдут ли дети в лес пешком или отправятся на каком-либо транспорте.
Поисково-исследовательский этап. (5 минут) Задачи этапа. Организация активной работы детей с информацией.
Получение различными способами новой информации с целью перевода незнания в знания.
Поддержание интереса к теме при работе с новой информацией.
Детей встречает лесовичок.
- Здравствуйте, дети!
Я царь лесной, лесовичок,
Друг всех птиц и всех зверей.
В чаще я густой живу,
К людям редко выхожу.
По лесу брожу весь день я,
Охраняя тишину,
Но со всем лесным народом
Разговаривать могу.
Тем, кто слаб, даю советы,
Замечаю все приметы.
(В.Столярова)
Как надо вести себя в лесу, знаете?( Дети рассказывают правила поведения в лесу)
А зачем вы пожаловали в мое лесное царство?( Дети отвечают, что хотят узнать, с какого дерева веточка.)
Мне по нраву только тот,
Кто лесной мир бережет,
Кто березку не сломает
И пичужку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет
И костер не разведет,
Кто всегда в моем лесу
Уважает тишину!
(В.Столярова)
Ну, давайте погляжу на вашу веточку. Ой, да это же веточка лиственницы. Это дерево самое прочное после дуба, а называют его так, потому что осенью сбрасывает свои иголки, как лиственные деревья, а весной снова распускает свои иголочки.(Слайд 6) Живет это дерево очень долго. Из него делают палубу для кораблей. Но бывает, что деревья болеют. А вы знаете, кто лечит деревья? (дети отвечают, что лесной доктор это дятел)
Правильно, это дятел.(Слайд 7)
Посмотрите, какой у него крепкий, острый клюв. Сам пестрый, брюшко и щечки белые, на голове красная шапочка. У него крепкий черный хвост, которым он упирается в дерево. Цепляется за дерево дятел цепкими лапками. Дятел по дереву предпочитает ползать а доставать жучков короедов ему помогает длинный липкий язык. Он даже не улетает на зиму, лечит деревья круглый год. А в его дупле селится белка. Белка – маленький, но очень ловкий зверек. Ушки у нее длинные с кисточками, цепкие лапки и пушистый хвост, который ей помогает при прыжках с дерева на дерево. Белка им укрывается как одеялом, когда спит. А вы знаете, что белка меняет цвет своей шкурки. Зимой она… А летом…(Дети отвечают, что зимой белка серая, а летом рыжая).Слайд 8,9)
Вы наверно уже устали стоять? Давайте попрыгаем как белочки с ветки на ветку, с дерева на дерево.( Прыгают с обруча в обруч)
Хвалит детей за ловкость
- Ребята, посмотрите, кто же проснулся после зимней спячки?(Слайд 10)
- Молодцы, это еж. На спине у него…( Отвечают, что это еж, на его спине иголки.) А чем же он питается, может, вы тоже знаете? ( Перечисляют чем питается еж жуками, червячками, травкой, грибами, яблоками). Какие молодцы. Я еще добавлю: ежам не страшен змеиный яд, поэтому они могут сразиться со змеёй.
Практический этап. (5 минут) Задачи этапа. Применение приобретённого знания для анализа информации, решения проблемы. Лесовичок:
- Ребята, хотите помочь моим друзьям? (Дети соглашаются помочь лесовичку)
Девочки, я думаю, все любят наряжаться и замечательно раскрасят шапочки дятлам.
Мальчики постарше слепят грибочки для белочек, которые забыли, куда свои спрятали. А малыши помогут малышам - ежатам спастись от хищников. Они же родились без иголок, нужно наколоть иголочки. (Девочки раскрашивают шапочки дятлам. Старшая подгруппа лепит грибы.Младшая подгруппа накалывает иголки (хвоинки или семечки) пластилиновым ежатам)
Хвалит детей за их работы, предлагает поиграть в игру «Накорми своего питомца» (Дети выбирают для игрушек дятла, белки, ежа из муляжей – грибов, шишек, орехов, яблок, жуков, червей, мышки то что они едят)
Рефлексивно-оценочный этап. ( 2 минуты) Задачи этапа. Оценка понимания и способности к переносу знаний. Оценка процесса приобретения нового знания. Определение направлений для дальнейшего изучения темы. Лесовичок:
- Потрудились вы на славу. Хорошие из вас получились помощники. Надеюсь, вы узнали много интересного и теперь знаете, с какого дерева ваша веточка. (Дети называют дерево – лиственница)
- Ну, а мне пора по лесным делам. До свидания, до новых встреч! (Прощаются с лесовичком).
Воспитатель спрашивает, на чем дети поедут домой.( Выбирают транспорт)
«По приезду» воспитатель интересуется, понравилась ли детям прогулка по весеннему лесу, что им понравилось. (Высказывают свое мнение)
Просит детей взять весёлый смайлик, если они узнали что-то новое. Если ничего нового не узнали, то дети должны взять грустный смайлик.( Оценивают свои знания выбором смайлика).