Материал для итогового занятия по географии 5 класса по курсу «География. Планета Земля».
Цель: обобщить знания обучающихся по курсу географии за 5 класс.
Задачи:
- развивать мышление, память, познавательные способности обучающихся;
- воспитывать интерес к предмету.
Назначение:
Данные материалы представляет собой контрольно- измерительные материалы (КИМы) и будут полезен для учителей географии в общеобразовательном учреждении. Разработка предназначена для оценивания уровня подготовки учащихся по курсу географии в 5 классе и формировании УУД по новому образовательному стандарту.
Структура
Работа включает 17 заданий и состоит из 3 частей.
Часть А содержит 10 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 10 – базового уровня сложности.
Часть В включает 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 2- на соответствие, 1- на определение последовательности географических объектов, 1- на объяснение понятий.
Часть С содержит три задания с развернутым ответом, из них 1 на применение географических знаний на практике, 1 задания на работу с текстом, требующие соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса,1- на знание понятий: первых два задания повышенного, а последние – высокого уровня сложности.
Распределение заданий по уровню сложности:
Базовый уровень состоит из 10 заданий, за выполнение которых можно набрать максимальный бал- 10, что составляет 40% от максимального балла всей работы.
Повышенный уровень состоит из 6 заданий, за выполнение которых можно набрать максимальный бал- 12, что составляет 48% максимального балла всей работы.
Высокий уровень состоит из 1 задания, за выполнение которых можно набрать максимальный бал- 3, что составляет 12% от максимального балла всей работы.
[bСодержания КИМов: [/b]
Материалы распределены по типам заданий с выбором ответа (В), с кратким ответом (К), с развернутым ответом (Р)
1.
Часть А включает 10 заданий (В), которые оцениваются в 10 баллов, что составляет 40% от максимального балла всей работы.
2.
Часть В включает 4 заданий (К), которые оцениваются в 8 баллов, что составляет 32% от максимального балла всей работы.
3.
Часть С включает 3 заданий (Р), которые оцениваются в 7 баллов, что составляет 28% от максимального балла всей работы.
Итоговая работа включает отдельные блоки, которые соответствуют блокам федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии 5 класс.
Первый блок: «Развитие географических знаний о Земле» включает 2 задания, контролирующие знания о географических объектах, о способах изучения Земли в прошлом и настоящее время, о географических открытиях и путешествиях. Объем этого блока составляет 12% от общего объема задания.
Второй блок « Земля – планета Солнечной системы» содержит 3 задания, контролирующие знания о планетах Солнечной системе, планете Земля, о представлениях древних людей Вселенной. Объем этого блока составляет 18% от общего объема задания.
Третий блок « Виды изображения поверхности Земли» представлен 6 заданиями, проверяющими материал о географической карте, глобусе, параллелях, меридианах, экваторе, ориентирования по компасу и местным признакам. Объем этого блока составляет 35 % от общего объема задания.
Четвертый блок «Природа Земли» содержит 6 заданий, контролирующих знания о минералах и горных породах, атмосфере, гидросфере, крупных формах рельефа Земли, численности и типах населения Земли. Объем этого блока составляет 35% от общего объема задания.
В ходе работы проверяются следующие УУД:
Предметные результаты обучения .
Учащиеся должны уметь:
1.Объяснять значение географических понятий и явлений
2.Называть выдающиеся результаты географических открытий и путешествий.
3 Описывать представления древних людей о Вселенной.
4.Называть и показывать планеты Солнечной системы
5 Читать план местности.
6. Определять на плане , карте , местности расстояния и направления ; сейсмические районы мира
7. Приводить примеры и выполнять классификацию основных форм рельефа и географических объектов.
8 Измерять параметры погоды.
9. Называть элементы градусной сети.
10.Применять географические знания в практической деятельности
11.Устанавливать соответствие географических объектов.
12.Уметь обобщать и формулировать выводы.
13.Знать меры по охране природы
14.Приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Метапредметные результаты обучения.
Учащиеся должны уметь:
1.Ставить учебную задачу и планировать свою деятельность.
2.Искать и отбирать информацию в разных источниках информации.
3.Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
4.Выделять главное, существенные признаки понятий.
5.Составлять описания объекта.
6.Работать с текстом.
7.Оценивать работу одноклассников.
Личностные результаты обучения:
Учащие должны обладать:
1.Ответственным отношением к учебе, опытом участия в социально значимом труде.
2.уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку и его мнению.
3. Коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе обучения.
4. Основами экологической культуры.
Результаты формирования каждого УУД по новому стандарту отслеживаются по трехбалльной шкале.
Определение уровней:
1балл- низкий
2балла- средний
3балла- высокий
Дополнительные материалы и оборудование не используются
Время выполнения работы – 45 минут.
Критерии оценивания работы и заданий в работе.
Оценивание заданий первой части.
За верное выполнение каждого задания А1-А10 выставляется по 1 баллу.
Оценивание заданий 2 части.
За верное выполнение заданий В1-В4 выставляется по 2 балла. Для заданий В1 , В2, В3 выставляется 1 балл, если выбраны два любых правильных ответа. Для заданий В4 выставляется 1 балл, если даны правильно характеристики любым двум понятиям.
Во всех других случаях0 баллов.
Оценивание заданий третьей части.
Задания С1-С3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.
Оценивание задания С1- за правильный ответ выставляется 2 балла.
Задание С2. –за выбор двух правильных ответов выставляется 2 балла, за 1 правильный ответ- 1 балл.
Задание С3- если приведены 2-3 способа определение сторон горизонта с объяснением – 3 балла, 1способ с объяснением – 2 балла, если 2-3 способа определения сторон горизонта просто перечислены- 1 балл. Во всех остальных случаях- 0 баллов
Ответы
В4. Экватор- это наибольшая параллель Земли.
Горизонт- это видимое пространство.
Меридиан- это линии соединяющие Северный и Южный полюса Земли
Третья часть
С1. Австралия
С2. 1 и 4
С3.
Первый способ. Ориентироваться можно по звездам. Найти на небе Полярную звезда (Она находится на линии продолжения двух правых звезд ковша Большой Медведицы) там находится север.
Второй способ . Ориентирование по Солнцу. Нужно встать так, чтобы Солнце на восходе находилось по правую руку, а на заходе- по левую руку, тогда впереди будет Север, а сзади Юг.
Третий способ . Ориентирование по компасу. Нудно расположить компас на ровную поверх ность и вращать его до тех пор, пока синей цвет магнитной стрелки не совместится с буквой С. Это направление покажет Север, справа будет Восток, слева – Запад, сзади- Юг.
Четвертый способ . Ориентирование по природным признакам. Мох растет с северной стороны дерева. Муравейник находится с Южной стороны дерева. Ветки у деревьев гуще с Южной стороны.
Итоговый тест по курсу «География. Планета Земля», 5 класс.
Инструкция по выполнению работы.
На выполнение итоговой работы по географии в 5 классе дается 45 минут, работа состоит из 3 частей, содержащих 17 заданий.
Часть 1 содержит 10 заданий. К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, один из которых верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа . Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот ответ и затем обведите правильный ответ.
Часть 2 включает 4 задания. 2 задания на соответствие, 1- на определение последовательности географических объектов, 1- на объяснение понятий. Для заданий В1-В3 ответ записывается в работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его запишите рядом новый.
Часть 3 содержит задания, на которые следует дать развернутый ответ. Ответ на задание С1 записывается словом в отведенном для этого месте. Ответ на задание С2 записывается цифрами в отведенном для этого месте. Задания В4 , С3 выполняются на отдельном листе
Часть 1
А1. Первое кругосветное путешествие совершила экспедиция:
1) Х.Колумба 2) Дж.Кука
3)Бартоломеу Диша 4) Ф.Магелан
А2. Николай Коперник считал, что Вселенная:
1) ограничена Солнечной системой
2) вращается вокруг Солнца
3) бесконечна и не имеет единого центра
4) бесконечна и вращается вокруг неподвижной Земли
А3. Какая из планет солнечной системы является самой маленькой:
1)Марс 2)Юпитер
3) Меркурий 4)Земля
А4.Земля отличается от других планет Солнечной системы:
1)наличием спутников
2) наличием жизни
3) вращением вокруг своей оси
4) наличием атмосферы.
А5. Определение своего местоположения относительно сторон горизонта называется:
1)ориентированием 2) прогнозированием
3)моделированием 4) нивелированием
А6. Форма Земли и очертания материков и океанов наиболее точно переданы на:
1)глобусе 2) карте
3) плане 4) аэрофотоснимке
А7. Параллельные друг другу окружности на глобусе называются:
1) меридианами 2) параллелями
3) экваторами 4) кругами
А8. Самая полноводная река в мире находится на материке:
1)Евразия 2) Африка
3) Южная Америка 4) Антарктида
А9. Землетрясения и извержения вулканов чаще всего происходят:
1)в центре материка
2)в центрах плит земной коры
3) на побережье океана
4) на границе плит земной коры
А10. Где проходит граница биосферы:
1)нижняя по дну океана, верхняя по высоким горам
2) нижняя по рельефу материка, верхняя по облакам
3) там, где нижняя граница литосферы и верхняя атмосферы.
4) нижняя в почве, а верхняя по озоновому слою.
Часть2.
При выполнении заданий В1-В4 м запишите ответы в отведенную таблицу .
В1. Установите соответствие.
1) Марс 2) Солнце 3) Луна 4) Большая Медведица
А) Спутник Б) Звезда В) Созвездие Г) Планета
Ответ:
1 -
2 -
3 -
4 -
В2. Установите соответствие
1) Река 2) Остров 3) Вулкан 4) Водопад
А) Этна Б)Амазонка В) Эверест Г) Гренландия
Ответ:
1 -
2 -
3 -
4 -
В3. Расположите горы в порядке убывания их высоты. (от самых высоких к низким)
А) Кавказ
Б) Гималаи
В) Анды
Г) Уральские
Ответ:
1 -
2 -
3 -
4 -
В4. Дать определения понятиям: экватор, горизонт, меридиан .
Часть3.
С1. Используя предложенную характеристику, определите о каком материке идет речь:
« Этот материк давно отделился от остальных материков, на нем нет действующих вулканов. Реки этого материка маловодны и часто пересыхают».
Ответ ________________________________________________
С2. Прочитайте текст и найдите в текст с верным высказыванием. Запишите номер этого предложения.
1)Рисунок небольшого участка Земли называется планом местности.
2)Неровности Земной поверхности называют горами.
3) К осадочным породам относится уголь, мел, песок.
4) Видимое глазом пространство называют горизонтом.
Ответ _______________________
С3. Как можно определить стороны горизонта?
Укажите не менее двух способов ориентирования.
Рекомендуем посмотреть:
Школьникам 5-6 класса о необычных памятниках мира
Урок – КВН по географии: Литосфера, 5-6 класс
Конспект урока географии в 5 классе с презентацией. География в эпоху средневековья
Конспект урока географии в 5 классе по ФГОС с презентацией. Землетрясения и вулканы