Развивающая многофункциональная напольная ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста в процессе развития сюжетно - ролевых игр
Содержание
Актуальность
Методологическая основа
Принципы отбора и структурирования содержания
Цели и задачи
Содержание методического комплекта
Предполагаемый результат
Список использованной литературы
Актуальность
Дошкольный возраст — важный период в жизни человека, так как в нем закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей, то он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний.
Адекватной дошкольному возрасту творческой познавательной деятельностью является сюжетно-ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре детьми осуществляется своеобразное моделирование социальных отношений между людьми, ориентировка в них и в общественных смыслах деятельности взрослых. Сюжетно-ролевая игра является одним из видов детской самостоятельной деятельности, интегрирующим многие достижения психического развития ребенка. В сюжетно-ролевой игре дети могут самостоятельно применять и творчески преобразовывать знания, представления, умения, приобретенные ими на занятиях и в повседневной жизни. Все это делает разнообразные детские игры важнейшим средством всестороннего воспитания дошкольников.
Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но сюжетно- ролевая игра его имеет более значительный смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к формированию нужных навыков и умений.
Теоретическое обоснование
Необходимость воспитания у детей познавательных интересов убедительно доказывается результатами исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с детьми младшего школьного возраста. Если обратиться, например, к анализу причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся младших классов, то определенную категорию среди таких учеников составляют «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной, мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» этих детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес (Л.С.Савина).
Благодаря познавательному интересу человек оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач. Познавательные интересы создают у человека уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. В сферу познавательного интереса исследователи включают не только приобретаемые детьми знания, но и процесс овладения ими. Познавательный интерес не созерцателен, а продуктивен. Он активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействует эмоциональному подъему, развитию творчества.
Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, ре-альных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие ребенка раскрыто в работах психологов (Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца) и педагогов (Д.В. Менджерицкой, А.П. Усовой, Н.Я. Михайленко). Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе.
Опираясь на выше сказанное, в целях реализации ООП ДО и обеспечения качества образования была разработана «Развивающая ширма по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста для сюжетно- ролевых игр» позволяющая комплексно решать задачи социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Методологическая основа
• ФГОС ДО;
• ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 345»;
• психолого-педагогический исследования Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, С.Л.Рубинштейна и др. Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов.
Принципы отбора и структурирования содержания
• принцип доступности – соответствие содержания возрастным особенностям де-тей;
• принцип развития – ориентация содержания на стимулирование и поддержку, социально-коммуникативного,
познавательного, речевого развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности;
• принцип интеграции – связанность взаимопроникновение и взаимодействие образовательных областей, обеспечивающие целостность образовательного процесса.
Цели и задачи
Цель данного пособия:
Развитие познавательных интересов и способностей, познавательных процессов, интеллектуальное развитие на основе практических действий с сенсорными эталонами.
Многофункциональная напольная ширма помогает нам решать следующие основные
задачи:
• Способствует обогащению самостоятельного игрового опыта детей.
• Развивает все компоненты детской игры: обогащение игровых действий, те-матики и сюжетов игр, умение устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать ролевую обстановку, используя для этого, реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровой ситуации.
• Воспитывает доброжелательные отношения между детьми в игре.
Содержание развивающей ширмы
Развивающая ширма направлена на комплексное решение задач социально-коммуникативного, познавательного, речевого развития детей среднего дошкольного возраста.
Для изготовления каркаса ширмы использовали белые пластиковые трубы и уголки. Между собой каркасы соединяли специальными креплениями для пластиковых труб. Ткань на каркасы крепили липкими лентами, ширма на колесах, чтобы дети могли сами спокойно перемещать ширму.
Ширма разделена на секции. На каждой секции имеются карманы из ткани, где мы размещаем материал и липучки, на которые будет крепиться весь материал. Это позволяет удобно размещать материал и атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Магазин», «Мастерская», »Азбука дорожного движения», «Мы – юные пешеходы» и т.д, а также для дидактических игр «Одень Таню и Ваню по сезону», «Дидактическое дерево», «Собери разные виды транспорта» . Игровую зону ширмы дети могут изменять сами, по своему усмотрению, закреплять с помощью пришитых липучек.
С помощью ширмы, возможно реализовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Дети, и мальчики и девочки, играя и общаясь вместе, могут проявлять и свои индивидуальные особенности, а также особенности присущие своему полу. Именно в сюжетно – ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения.
Дети могут разыгрывать разные сюжеты: «Мамины помощники», «Ждем гостей» и т.д.
Наличии ширмы способствует развитию мышления ребенка, стимулирует психические процессы и развивает творческую активность, создает условия для дальнейшего развития самостоятельной сюжетно – ролевой игры, ролевого игрового поведения и взаимодействия в игровой подгруппе.
За ширмой дети могут посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Используя ее, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мир. Этим простым способом осуществляется создание «своего» личного пространства.
Таким образом, использование напольной ширмы при организации игровой и образовательной деятельности дошкольников, позволяет обеспечить выполнение требований образовательных стандартов нового поколения, является эффективным развивающим средством.
Предполагаемый результат
1. У детей развит интерес к другим людям, их действиям, профессиям
2. Умеют различать людей по полу, возрасту, профессии как в реальной жизни, так и на картинках;
3. Дети проявляют любознательность: задают поисковые вопросы, высказывают мнения, делятся впечатлениями,
стремятся отразить их в продуктивной деятельности;
4. Дошкольники эмоционально откликаются на красоту природы, родного города
5. Дошкольники эмоционально откликаются на красоту природы;
6. В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Дети называют роль до начала игры, обозначают новую роль по
ходу игры;
7. Выдвигают игровые замыслы, инициативны в развитии игрового сюжета или в создании интересных образов
игровых персонажей;
8. Проявляют самостоятельность в выборе и использовании предметов – заместителей,
Литература
1. ФГОС ДО
2. Зворыгина, Е.Н., Новоселова, С.Л. Игра дошкольников/ Е.Н.Зворыгина, С.Л.Новоселова. -М.: Владос, 2002
3. Дыбина, О. Игра - путь к познанию предметного мира// Дошкольное воспита-ние.-№ 4.-2005.
4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии./С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, - 2000.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2001
6. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н. Я.Михайленко, Н. А.Короткова. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 96 с.
7. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание.- № 4.- 2005.
8. Бондаренко А.К. Воспитание детей в игре./А.К. Бондаренко - М.: Знание, 1984
9. Солнцева О. И. Воображение и творчество детей // Дошкольное воспитание. №10/2015
10. Ж. Пиаже. О развитии детского мышления. Послесловие к книге
Рекомендуем посмотреть:
Разрезные картинки для дошкольников своими руками
Куклы топотушки своими руками
Пособия по развитию мелкой моторики рук у детей 2-4 лет своими руками
Массажные коврики для детей своими руками
Похожие статьи:
Развивающее панно для детского сада своими руками