Методический комплект на тему «Театр» для детей старшей - подготовительной группы ДОУ
Методический комплект «Здравствуй, театр» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с театром
Актуальность
Развитие у дошкольников творческого потенциала, эмоциональной отзывчивости, предпосылок ценностно-смыслового восприятия и пони-мания произведений искусства является одним из требований ФГОС ДО, направленных на обеспечение качества образования.
Театральное искусство - это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщения его к духовному богатству, важнейшее средство развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Однако изучение передового педагогического опыта в данном на-правлении позволяет констатировать следующее:
- прослеживается снижение внимания к развитию эмоциональной сферы ребенка, развитию воображения и творчества в связи с по-вышенными требованиями к интеллектуальной готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению;
- у дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства, поскольку приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства по причине недооценки взрослыми необходимости ознакомления с ним;
- наблюдается бессистемность и поверхностность ознакомления с театром в детском саду и семье, что формирует у детей представление о доступности восприятия сценически оформленного произведения без специальных знаний, что ведет к последующему отторжению видов искусства, восприятие которых требует владения их специфическим языком.
С другой стороны в многочисленных психолого-педагогических исследованиях, как чисто теоретической, так и прикладной направленности (работы Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Т.С.Комаровой и др.) ученые объективно доказывают, что дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, которые заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям. Это обусловило организацию деятельности творческой группы педа-гогов по созданию в нашем детском саду условий для ознакомления де-тей дошкольного возраста с театром.
Опираясь на выше сказанное, в целях реализации ООП ДО и обеспечения качества образования авторским коллективом нашего МБДОУ был разработан методический комплект «Здравствуй, театр», позволяющий комплексно решать задачи художественно-эстетического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и физического развития детей старшего дошкольного возраста.
Методологическая основа
- ФГОС ДО;
- ООП ДО МБДОУ «Детский сад № 345»;
- психолого-педагогический исследования Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, Т.С.Комаровой и др., направленные на изучение возможностей детей дошкольного возраста в области восприятия, понимания и
- эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.
Принципы отбора и структурирования содержания
- принцип доступности – соответствие содержания возрастным осо-бенностям детей;
- принцип развития – ориентация содержания на стимулирование и поддержку художественно-эстетического,
- социально-коммуникативного, познавательного, речевого и физического развития и саморазвития ребенка, на
- создание условий для проявления само-стоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в
- различных видах деятельности;
- принцип гуманитаризации содержания – придание особого значения предметам гуманитарного и
- художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей;
- принцип интеграции – связанность взаимопроникновение и взаимо-действие образовательных областей,
- обеспечивающие целостность образовательного процесса;
- принцип культуросообразности – создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культурного наследия.
Цели и задачи Цель: развивать у детей интерес к театральному искусству, потребность обращаться к театру как к источнику особой радости и эмоциональных переживаний.
Задачи: Образовательные:
1. Познакомить детей с театрами Нижнего Новгорода (кукольный театр, театр оперы и балета, театр комедии, театр драмы, ТЮЗ, театр «Вера»).
2. Формировать представления о характерных признаках балета и оперы, о профессиях людей, работающих в театре оперы и балета (балерина, артист балета, оперный певец/певица, декоратор, балетмейстер, гример, костюмер, дирижер, музыканты).
3. Способствовать накоплению представлений о творчестве П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова., развивать умения узнавать музыку этих композиторов.
4. Развивать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
5. Способствовать обогащению словаря детей за счет расширения представлений о сценических видах искусства (балет, опера) и театральной терминологии (сцена, театральный занавес, зри-тельный зал, костюмерная, слова, обозначающие, названия профессий и трудовых действий людей, работающих в театре оперы и балета).
Развивающие:
1. Развивать умение анализировать, классифицировать и обобщать объекты по различным признакам.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на театрально-музыкальные произведения.
3. Развивать способность понимать, что характер музыки выражает-ся средствами музыкальной выразительность.
4. Развивать координацию движений через элементарную имитацию движений.
Воспитательные:
1. Воспитывать культуру поведения в театре.
2. Воспитывать доброжелательность, эмоционально-положительное отношение друг к другу.
Содержание методического комплекта
Методический комплект «Здравствуй, театр» направлен на комплекс-ное решение задач художественно-эстетического, социально-коммуникативного, познавательного, речевого и физического развития детей старшего дошкольного возраста. В состав комплекта входят:
- Лэпбук «Мини-театр оперы и балета»
Лэпбук «Мини-театр оперы и балета» - тематическая интерактивная папка-гармошка с мини-книжками, кармашками, магнитными вставками и набором карточек для игр. В лэпбуке собран игровой материал о сценических видах искусства балет и опера: Игры:
«Собираемся в театр»;
«Собери сказку»;
«Кому, что надо для работы в театре оперы и балета»
- Мини-книжки:
«Щелкунчик» (по фрагментам одноименного балета);
«Сказка о царе Салтане» (по фрагментам одноименной оперы)
Обратная сторона лэпбука представляет собой динамичную декорацию сцены театра, которая дает возможность детям развивать режис-серскую игру по мотивам балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» и оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Яркое оформление, четкая структура помогают ребенку быстро и эф-фективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занима-тельно-игровой форме.
Интерактивная игра «Театральная шкатулка»
Интерактивная игра «Театральная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление представлений у де-тей о сценических видах искусства (опера, балет) и профессиях людей, работающих в театре оперы и балета.
Игра содержит 5 интерактивных игровых упражнений:
Собираемся в театр;
Угадай, где балет? Где опера?;
Кто работает в театре оперы и балета?
Цикл упражнений «Кому что нужно?»
Увлекательное начало игры, ясные четкие вопросы, хорошо узнавае-мые изображения и анимация повышают активизацию детей и способст-вуют вовлечению их познавательно-игровую деятельность.
Фонотека и видеотека
Данный методический ресурс подобран с учетом возрастных особенностей дошкольников и направлен на накопление детьми опыта восприятия театрального искусства и развитие их эмоциональной сферы.
Содержание фонотеки:
П.И. Чайковского «Щелкунчик» - 2 диска;
Н.А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» - 2 диска.
Содержание видеотеки:
Видеоэнциклопедия с Чевостиком (персонаж проекта "Аудиоэнциклопедии с Чевостиком" Е. Качур)
«Знакомство с театром» 8 серий:
«Путешествие начинается»;
«Какие бывают театры. Театр оперы и балета»
«Комедия, трагедия, драма»;
«Фойе театра. Зал. Сцена»
«Сцена. Спектакль»;
«Профессия актер»;
«Закулисье»;
«Бутафория».
Мультфильм «Щелкунчик»;
Х/ф «Щелкунчик»;
Серия «Шишкина школа» Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик»;
Сказки с оркестром «Щелкунчик» (читает Олег Табаков);
Балет «Щелкунчик»;
Мультфильм «Сказка о царе Салтане»;
Серия «Шишкина школа»:
«Три чуда из оперы Сказка о царе Салтане»;
Опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»;
Х/ф «Сказка о царе Салтане»;
Опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Предполагаемый результат
1. У детей развит интерес к театральному искусству.
2. У детей сформированы:
- элементарные представления и опыт восприятия сценических ви-дов искусства балет и опера;
- элементарные представления о творчестве П.И. Чайковского и Н.А. Римского-Корсакова, умение узнавать музыку этих композиторов;
- культура поведения в театре.
3. Дети знают элементарную театральную терминологию и слова, обозначающие, названия профессий и трудовые действия людей, работающих в театре оперы и балета
4. Дошкольники эмоционально откликаются на театрально-музыкальные произведения, используя диалогическую и монологическую речь как средство коммуникации со сверстниками и взрослыми
Список литературы
1. Березина В.Г. Детство творческой личности. - М.: Просвещение, 2001
2. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. №11/2002
3. Ветлугина Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 2000
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2001
5. Ендовицкая Т.О. О развитии творческих способностей //Дошкольное воспитание. № 12/ 2007
6. Зимина И.В. Театр и театрализованные игры в детском саду // До-школьное воспитание. №4/2005
7. Куцакова Л.В. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, куль-турного, активно-творческого. - М.: Владос, 2004.
8. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способно-сти. - М.: Просвещение, 2001.
9. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. - М.: Институт повышения квалификации работников образования, 2005
10. Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании старших дошкольников. - М.: Знание, 2005
11. Солнцева О. И. Воображение и творчество детей // Дошкольное воспитание. №10/2015
12. Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программке.- М.: Знание, 2005.
Презентация на тему: Методический комплект «Здравствуй, театр»