Статья - отчет о работе в зимнее время по поддержке зимующих птиц в трудное для них время. Статья будет интересна всем неравнодушным к миру пернатых воспитателям, учителям, родителям, детям.
Друзья бывают разные
Листья осенью облетают,
Высыхает трава на болотах.
Собираются птицы в стаи
И уже готовы к отлету.
И, прощаясь с родными местами,
С золотыми березками, ивами,
Долго они кружат над лесами,
Над речными крутыми обрывами.
С приходом осени мы начинаем готовиться к встрече наших друзей – птиц, которые не улетают в теплые края, а с холодами перебираются поближе к жилью человека в поисках пищи. Подкармливать птиц зимой у нас в детском саду «Аленка» стало уже не просто привычным делом, а неотъемлемой частью нашей работы. В начале осени внутри детского сада проходит конкурс «Лучшая кормушка для птиц». Главным условием этого конкурса является, то, что кормушка должна быть прочной, удобной для посещения птицами, эстетичной. Родители с большим удовольствием участвуют в конкурсе. Но и кормушки прошлой зимы мы реставрируем, если требуется и тоже размещаем на участках. В этом году у нас около двадцати кормушек, разных и по форме и по материалу, размещено на участках.
Семечки и разные злаки нам тоже приносят дети вместе с родителями в достаточном количестве. Синички, воробьи, голуби очень частые гости нашего детского сада.
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
На зиму долгую в нашем саду
Мы приготовили птичкам еду.
Прилетайте, птицы, вы сюда кормиться!
Зима в этом году выдалась очень морозная, но, не смотря на это, щебет птиц начинается уже с утра. Значит, пора наполнить кормушки нашим гостям. Из–за морозов ребята не ходят на прогулку, но воспитатели не оставляют птах голодными и ежедневно пополняют кормушки. Пока нет на наших участках наших старых друзей снегирей и свиристелей. Старожилы нашего города говорят, что от этих морозов они прячутся на ветках хвойных деревьев, да и рябины в этом году очень много в лесу, а это, как известно их любимое лакомство зимой. Но мы ждем, что все – таки они погостят у нас немножко.
Но вот другие гости прилетели к нам на участок, они хоть и не садятся в наши кормушки, но своей красотой поразили и нас и детей. Воспитатели занялись изучением образом жизни, повадками, а также рационом питания этих птиц. Узнали много нового и интересного для себя, и дети с большим интересом слушают о птицах, которые населяют наши окрестности, но редко их можно увидеть вот так близко.
Мы продолжаем проводить очень большую работу
и в течение всего учебного года по ознакомлению детей с птицами, с их повадками, с их образом жизни. Продолжается работа по проекту «Птицы – наши друзья». В этом году разработали план – программу экологической недели под названьем «Птичья неделя» для детей старшей и подготовительной группы. (См. приложение) Каждый год, первого апреля, мы проводим праздник, посвященный всемирному дню птиц, и в этом году у нас пройдет викторина «Знатоки птиц» для детей старшей и подготовительной группы. (См. приложение). На ней дети продемонстрируют все свои знания о птицах полученные в ходе педагогического процесса. Работа по ознакомлению детей с птицами ведется системно, в определенном логическом порядке.
Дети с большим интересом слушают и принимают активное участие в беседах, рассматривают иллюстрации и фотографии с изображением птиц.
Наблюдать за птицами, прилетающими на участок детского сада, доставляет детям еще большее удовольствие.
Листовки, которые мы регулярно выпускаем в нашем детском саду и развешиваем по всему городу, тоже приносят свои результаты. Теперь кормушки можно встретить не только во дворах и на приусадебных участках частного сектора, но и по улицам города, во дворах многоэтажных домов и многочисленные кормушки в парке. Наш детский сад тоже поместил кормушки в парке. В парке у нас живут белочки, вороны, сороки, дятлы вот и кормушки надо пополнять чаще. Родители с детьми совмещают и полезное и приятное: семейные прогулки и подкормка «братьев наших меньших». Это тоже подтверждает, что наша работа и с родителями и с детьми о помощи пернатым друзьям не проходит без следа.
В этом году к условиям конкурса добавился еще один пункт. Это изготовление синичников и скворечников, разместить которые нужно в удобных местах для гнездования птиц. Благодаря тесному сотрудничеству с родителями у нас есть теперь и синичники, и скворечник. Несколько синичников мы решили попробовать разместить на наших участках в детском саду, другие, родители разместят на дачных участках, а так же в частном секторе. Надеемся, что наши синичники понравятся воробьям, синичкам и другим мелким птицам и они их используют по назначению.
Чтобы правильно кормить птиц, мы с детьми придерживаемся определенных правил:
Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, коробки, оберточную бумагу;
Подкармливать в одном и том же месте, в одно и то же время до обеда, птицы будут сами прилетать к этому времени;
Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и…
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо нам великое!»
Дети в нашем детском саду точно знают, что птица – это прекрасное создание природы. Недаром в разных странах про птиц слагают много песен, стихов, легенд, сказок.
Знают, что каждая птица любит свой дом. Долг каждого человека – охранять птиц, не нарушать их покой. И наша забота о них в зимнее время не пройдет для всех даром.
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря,
Всегда, в любое время года
Берегите всяких птиц, друзья!
Реализация проекта «Птицы – наши друзья», участие, уже третий год, в региональном конкурсе «Покормите птиц зимой» позволяет:
Детям:
Познать тайны птичьего мира;
Научить детей доброму и бережному отношению к природе;
Воспитать заботливое и бережное отношение к птицам;
Познакомить с особенностями их жизни;
Испытать радость от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц от гибели;
Дать детям элементарные сведения о том, чем кормят птиц зимой;
Познакомиться с народными приметами и литературными произведениями о птицах;
Дать детям элементарные понятия, чем может помочь птицам изготовление синичников и скворечников;
Педагогам:
Обогатить теоретические знания о птицах, их жизни, повадках, местах обитания;
Обогатить и разнообразить практический опыт работы с детьми: методические разработки, занятия, наблюдения;
Принимать активное участие во всех экологических конкурсах, семинарах, методических объединениях, проводимых на разных уровнях: республиканских, всероссийских, муниципальных, а также внутри детского сада;
Выявить знания детей о птицах и о природе;
Родителям:
Тесно сотрудничать с воспитателями детского сада;
Принимать активное участие в изготовлении кормушек, синичников, скворечников;
Пополнять запасы корма для птиц, прилетающих на территорию детского сада
Совершать семейные прогулки на природу, в парк, проявляя заботу о пернатых друзьях;
Обогащать свои знания о жизни птиц;
Оказывать практическую помощь в сохранении всех видов птиц живущих рядом с нами. Увеличить степень участия родителей в воспитании детей;
Мой приятель воробей
За что я люблю воробья?
За то, что он такой, как я:
Когда приходят
Холода
— Не улетает
Никуда.
(В.Левин)
Синие, красные,
Крылышки атласные.
В окна вьюга бьется.
Холодно без солнца.
Чтобы не было им скучно,
Чтобы не было им грустно,
Можно с крошками в кормушки
Положить игрушки!
(А. Говоров)
Птичья неделя
План – модель экологической недели в группах старшего возраста
Задачи
Создать условия для систематизации и обобщения представлений детей о многообразии окружающей природы; Формировать эмоционально – положительное отношение и познавательный интерес к птицам нашей планеты;
Обобщить знания о зимующих птицах и заботе человека о них;
Способствовать проявлению радости, восхищения и удивления от соприкосновения с красотой природы;
Развивать понимание роли человека в природе, восприятию его как части природы;
Развивать способность и желания отображать впечатления от общения с природой в художественно – творческой деятельности;
Понедельник
Беседа «Птицы, прилетающие к нам на участок»
Чтение Н. Юсупов «Голубь и пшеничное зернышко»
Подкормка птиц во время прогулок (ежедневно)
Наблюдение на участке детского сада за явлениями неживой природы и их влияние на жизнь птиц (снег, ветер, мороз и т.д.)
Кроссворд
Вторник
Беседа «Зимующие птицы нашего края»
Экологические ситуации для детей:
Что было бы на Земле, если бы не было птиц?
Какой воздух нужен птицам; что нужно для того чтобы воздух был чистым?
Почему птицам голодно зимой?
Почему в сильные морозы птицам нужно больше корма?
Что мы можем сделать для приумножения и сохранения природы?
Рассмотреть следы птиц на участке. Как передвигаются птицы по земле: синица, воробей, голубь, сорока, ворона? (прыгают, ходят)
Загадки о птицах
Сочини стихотворение или загадку о любимой птице.
В. Астафьев «Стриженок – скрип» чтение художественной литературы
Среда
Беседа о птицах, которые живут в России
Игра – фантазия «Что мы увидели в зимнем лесу?»
Придумать и нарисовать природоохранительные и запрещающие знаки.
Удивительная птица – клест
Игра – имитация «Птичье настроение»
В. Бианки «Чей нос лучше» чтение
Четверг
Беседа о птицах жарких стран
Сочинение рассказа о любимой птице
«Узнай птицу» - игра по картинкам, загадкам
Чтение познавательной или художественной литературы о птицах (И. Поленов «Синичкины кладовки»)
Подвижные игры «Совушка – Сова», «Перелет птиц», «Коршун и наседка»
А. Барков «Голоса леса» чтение
Пятница
Выставка детских творческих работ «Моя любимая птица»
(рисунки – домашнее задание)
Г. Серебрицкий. «Берегите птиц» чтение
Викторина «Что я знаю о птицах»
Рекомендуем посмотреть:
Пластилинография. Снегирь зимой. Мастер-класс с пошаговыми фото
Конспект НОД в старшей группе из серии: Зимующие птицы
Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы»
Конспект НОД в средней группе по теме «Птицы зимой»
Похожие статьи:
Рассказ про воробья, 1-2 класс
Рассказ про ворону, 1-2 класс. Окружающий мир