Экологический проект по детскому экспериментированию "Лесная лаборатория"
Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания, в продленных группах начальной школы.
Тип проекта
Информационно – практико – ориентированный,
социально – личностный, общественно – полезный, долгосрочный
Вид проекта
Групповой «Друзья природы».
(Для детей старшего дошкольного возраста)
Срок реализации проекта
Один год (2015 – 2016)
Автор проекта: Кривохижина Лариса Сергеевна – воспитатель Iкв. Категории
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители
Нет ничего более изобретательного, чем природа.
Марк Туллий Цицерон
«Познать природу родного края можно либо своими глазами, либо с помощью книги»
Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) – русский учёный-естествоиспытатель, поэт, историк
Актуальность проекта
Природа родного края, как бы она не выглядела: голая степь, березовая роща, горы, холмы, тайга, она всегда наполняет душу теплом. И ты понимаешь, что это и есть твоя Родина. Здесь ты знаешь каждую полянку, каждый пенек, ручеек. Красота родной природы наполняет душу теплом и входит в сознание человека с раннего детства. Уникальность и чистота восприятия окружающего мира является чудесной особенностью маленького исследователя. Но вот человек взрослеет, и у него появляются другие ценности, принципы и он начинает бесцеремонно, безгранично, грубо пользоваться тем, что он не создавал. И теперь все чаще в лесу мы слышим пение пилы, а не птиц. Кедровая тайга беспощадно вырубается, а это ведет к нарушению водного режима, полезные ископаемые исчезают с невероятной скоростью. Человеческая ненасытность ведет к разрушительным последствиям: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачива¬ется естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здо¬ровье людей. Нам пора осознать, что время нерегулируемого безлимитного пользова¬ния окружающей средой безвозвратно ушло. За все нужно платить: деньгами, введением жестких ограничений, установлением уголовной ответственности. В противном случае человек расплачивается не только своим здоровьем, но и здоровьем всей нации, благополучием будущих поколений, поскольку неконтролируемое негативное воздействие на природную среду есть самоуничтожение человека как вида.
Обретение же экологической культуры, экологического сознания и мышления – это единственный выход из сложившейся ситуации. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами – дошкольными работниками. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. Более двадцати парциальных программ посвящено этой проблеме. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Одно из важнейших условий формирования эколого-краеведческих представлений — это непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с живой природой и наблюдать за растениями и животными. Растения, которые растут на участках детских садов, в палисадниках и парках, могут предоставить малышам богатейший познавательный материал, а педагогу — возможности для реализации полноценного экологического воспитания через детское экспериментирование.
Важно сформировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создав развивающую среду экологического направления, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы.
Детское экспериментирование – это путь к познанию окружающего мира, который обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.
Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.
Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Только сильные, выносливые, активные, здоровые люди могут противостоять всем проблемам, угрожающим сохранности природы. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это одна из ведущих задач, стоящих перед нашим дошкольным учреждением, и в этом помогают экскурсии, походы совместно с родителями и богатая своим многообразием природа. Дети нашей группы подвижные, активные, с интересом занимаются на занятиях по физкультуре в детском саду, любят соревнования и подвижные игры, поэтому многочасовые прогулки на природу дети переносят легко. Реализовывая этот проект, мы учим детей любить и беречь родную природу, укреплять свое здоровье, совершенствовать физическое развитие, повышать сопротивляемость защитных свойств организма, увеличиваем физическую и умственную работоспособность, развиваем познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
Научить смотреть на окружающий мир добрыми глазами. Не только видеть красоту родной природы, но и чувствовать ее. Слышать пение птиц, журчание ручья, шум дождя. Знать, что цветочная поляна для бабочек, а мы на ней только гости. Не наступить на родившуюся елочку, где через много лет на ней совьют свои гнезда птицы. Прививать любовь ко всему живому, передать определенные знания в области экологии, научить охранять ее богатства – это все лежит в основе нашего проекта.
Изучая живую природу, дети, прежде всего, должны понять, как человек воздействует на животный и растительный мир, как должен вести себя, чтобы сохранить природу. Тогда можно будет надеяться, что ни один выпускник детского сада никогда не разрушит муравейник, не обидит ни одно, даже самое маленькое живое существо, а полученные уроки дети запомнят и сохранят на всю жизнь.
Цель Создание социальной ситуации развития элементарных естественно научных представлений детей о человеке, животном и растительном мире.
Задачи
• Создавать условия для развития представлений у детей о единстве самого себя и окружающего мира.
• Создавать условия познавательного интереса для развития любознательности в процессе наблюдения за реальными природными объектами и экспериментирования с ними.
• Создавать условия для развития мыслительных действий: анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
• Обеспечить условия для самостоятельности в проблемно - поисковой ситуации
• Содействовать в помощи объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
• Создать социальные ситуации для воспитания бережного отношения к природе, нетерпимости к бессмысленной порче растений и уничтожению насекомых, животных и птиц
Проблема для участников проекта
Проблема для детей: чем мы можем помочь живой природе?
Проблема для педагогов: инициировать детей к поиску информации по теме проекта, подводить к правильным выводам.
Проблема для родителей: помочь детям добыть информацию по теме проекта из разных источников.
Гипотеза
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о богатстве растительного и животного мира родного края, сформируют первоначальные нормы и умения правильного поведения в природе, не наносящего ей вред, разовьют положительные мотивации к здоровому образу жизни, укрепятся дружеские отношения между детьми. А так же дети начнут проявлять неподдельный интерес к охране природного богатства и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методическое обеспечение
• Журналы «Дошкольное воспитание»
• Журнал «Воспитатель ДОУ»
• Методическая литература по экологическому воспитанию
Метод обеспечения
• Поисково – исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.
• Экскурсии и походы в сосновый бор, и лесные зоны ближайшего окружения.
• Проведение опытов (практических).
• Беседы (конструктивные).
Этапы проведения и реализации проекта
Информационно-накопительный: (подготовительный этап)
• Изучение интереса детей для определения целей проекта.
• Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
• Постановка цели и задач проекта
• Определение актуальности и значимости проекта
• Подбор методической литературы для реализации проекта
• Подбор художественной литературы для детей
• Подбор наглядно – дидактического материала
• Репродукция картин и фотографий
• Организация развивающей среды в группе
II. Организационно-практический: (основной этап)
создание коллекции: ракушек, камней, перьев, листьев, семян, орехов.
В центре науки поместить небольшую лабораторию, где хранятся оборудования и материалы для опытов и экспериментов.
• Ознакомление детей с художественной литературой
• Эвристические беседы, в ходе которых дети получат возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт
• Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Моя Родина – Абаза!», «Растения под нашей защитой», «Жалеть надо уметь», «Предсказатели погоды»
• Оформление фотоальбомов «Природа вокруг нас», «Природная аптека!», «Птицы нашего города»
• Словотворчество с родителями «Сочини стихотворение о крае, городе»
• Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Город будущего», «Мой край родной», «Я - фотограф», «Вот моя улица, вот мой дом родной»
• Фотовыставка и рисунки «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями)
• Лепка «Животные и птицы Хакасии»
• Экологические экскурсии - экспедиции по городу, в парк, в лес
• Разучивание стихотворений про родной город
• Эколого – спортивные мероприятия «Защитники природы», «Зеленый патруль»
• КВН
• Создание презентаций
• Работа с родителями: разработка рекомендаций, анкетирование, совместные эколого – оздоровительные походы в лес, участие в спортивных мероприятиях
• Рисование детьми, составление экологических карт
III. Заключительный (продукт проекта)
• Экологический праздник «Правила друзей природы»
• Выставка продуктов детской деятельности.
• Оценка этапов реализации проекта детьми.
• Презентация проекта
IV. Контрольно-рефлексивный
• Подведение итогов.
• Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Необходимые условия реализации проекта
• интерес детей и родителей;
• методические разработки,
Предполагаемый результат
• Познавательная активность детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, дискуссиях, других видах деятельности.
• Свободное выражение собственного мнения, анализ происходящего, посильная помощь, эмоциональный отклик.
• Навыки социального общения с взрослыми.
• Бережнее относиться к миру природы, родного края
• Включенность родителей в процесс проектирования, наблюдения, экспериментирования.
• Укрепление физического и психического здоровья детей
• Проявление выносливости, ловкости, силы, быстроты, желание данных качеств рационально использовать в любых жизненных ситуациях.
Методы проекта
• Наблюдение,
• Эксперименты
• Психологические этюды
• Анкетирование,
• Социально - игровые занятия,
• Конструктивные беседы.
• Социальные ситуации на экскурсии
• Туристические походы
• Продуктивная деятельность по составлению экологических карт, ведению календарей природы
• Спортивно – экологические праздники, игры – путешествия
• КВН, марафоны, викторины
Стратегия осуществления проектной деятельности
Данный проект стартовал в 2015 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности: совместной деятельности педагога и ребенка; самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Активизация родителей, большой интерес у детей к проводимым мероприятиям, свидетельствует о том, что тема проекта интересна и реализация проекта набирает силу.
Многообразие растительного мира на участках нашего ДОУ позволяет знакомить дошкольников с многообразием природы нашего края, учить правилам поведения и элементарным навыкам как обустроить свой быт в походе, а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Так же на территории ДОУ обустроена спортивная площадка, где дети проходят в игровой форме тренировки, получая возможность с успехом решать задачи физического развития с учетом индивидуальных способностей. Вместе с родителями мы приступили к созданию элементарной метеостанции.
Развивающая среда, созданная в группе, и которая будет обновляться в ходе проекта, поможет осуществить выполнение основных направлений проекта – экспериментирование.
Предложения по возможному распространению проекта
Проект можно использовать в любой старшей группе детского сада, в кружковой работе, для детей в группах кратковременного пребывания, в продленных группах начальной школы.
Я предполагаю, что проводимая мной работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, научит любоваться природой, бережно относиться к ней, контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуальная экологическая игра в 5 классе
Конспект внеклассного занятия для 4-5 класса. Мой Кузбасс
НООД "Что мы знаем о птицах". ОО "Познание" (мир природы). Старшая группа
Экологические сказки для младших школьников