Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проект "Финансовая грамотность" для детей подготовительной группы

Проект «Финансовая грамотность» в детском саду для детей 5-7 лет
Данный проект будет интересен педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Аннотация проекта: Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной жизни, организации материальной стороны окружающего пространства.
Введение
Проект по экономическому воспитанию «Финансовая грамотность» включает следующую информацию:
• актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость,
• цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта,
• сроки и этапы реализации проекта,
• управление и обеспечение проекта,
• ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта,
• планируемые мероприятия в рамках проекта, продукт проектной деятельности.
Актуальность
Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателем и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.
Повышение интереса к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.
Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр.
Введение элементов экономического воспитания в образовательную деятельность с дошкольниками - это не дань моде, а, прежде всего, необходимость ещё в детстве дать детям представление о рыночной экономике и её закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.
Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале составленном в соответствии с возрастными возможностями.
Постановка проблемы
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена, в соответствии с их возрастными особенностями, в игровой форме.
Основные идеи проекта:
1 Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
2 Обмен товарами - путь удовлетворения экономических потребностей.
3 Деньги - универсальное и удобное средство обмена.
4 Заработная плата - цена работы по производству товаров.
5 Цена - количество денег, которые люди платят за товар.
6 Рынок - обмен товарами продавцами и покупателями.
7 Семейный бюджет - деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и экономическому воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников.
Развивать основы финансовой грамотности дошкольников, посредством разнообразных видов детской деятельности.
Совершенствовать коммуникативные качества детей.
Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций, финансовых отношений, посредством игровых действий.
Воспитывать бережливость, ответственность, дружелюбие, взаимопонимание.
Обучать в игровой форме экономическим знаниям.
Участники проекта:
дети старшей – подготовительной группы (5-7 лет);
воспитатель группы;
родители.
Сроки реализации проекта: долгосрочный (январь – декабрь 2022г)
Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Управление и обеспечение проекта: Проектные мероприятия реализуются в групповом помещении детского сада и посредством «познавательных маршрутов».
«Познавательные маршруты» предлагаются для родителей (поход в банк, магазин, на работу родителей).
Реализация проектных мероприятий в детском саду организуется по интегрированному принципу в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, в форме беседы, игр, общения, что не мешает основному образовательному процессу. А также создание условий для организации индивидуальной и самостоятельной деятельности детей в рамках проекта.

Формы работы:
• беседа, обсуждение, дискуссия,
• просмотр слайд-презентации, мультфильмов,
• чтение художественной литературы,
• игровые ситуации, развлечения,
• решение проблемных ситуаций,
• рассматривание картин,
• сюжетно-ролевая игра,
• продуктивная деятельность,
• дидактические игры,
• сказки, загадки, пословицы, поговорки,
• театрализация,
• экскурсии,
• образовательная деятельность,
• викторины, квест игры.
• организация мини-музея.

Ресурсное обеспечение:
1. Компьютерное оборудование
2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
3. Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К. И. Чуковский «Муха цокотуха» и тд.
4. Мультфильмы С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Золотая антилопа», «Буратино», «Уроки тетушки Совы» и тд.
5. Картотеки игр, бесед и тд.
6. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин», «Банк», «Салон красоты», «Кафе», «Почта», «Аптека», «СТО» и тд.
7. Материалы для изобразительной деятельности.
8. Лепбуки, дидактические игры, раскраски.
9. Развивающие альбомы, макеты.
10. Энциклопедии.
11. Коллекции старых денег.

Этапы проекта
1 этап - организационный:
1. Просмотр мультфильмов по выбранной тематике.
2. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансовая грамотность».
3. Изучение художественной литературы для детей по выбранной тематике.
4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
5. Детские рисунки на тему: «Моя мечта» (подвести детей к выводу, что для осуществления своей мечты необходимы денежные средства).

2 этап - практический:
Реализация проектных мероприятий. План проекта.

3 этап - заключительный:
Подведение итогов реализации проекта.
Итоговое мероприятие. Квест – игра - «В поисках портфеля кассира Николая»
Презентация проекта.

Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
3. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их увеличить.
4. Осознавать, что сбережения семьи - это денежные средства, которые могут
остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей.
5. Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

Критерии и показатели эффективности проекта:
1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар и тд.
2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.

Продукт проектной деятельности:
1. Пополнен центр «Познание» материалами по «Финансовой грамотности».
2. Изготовлен макет «Банк».
3. Картотеки дидактических игр, бесед, сказок, пословиц и поговорок, загадок по теме проекта.
4. Консультации для родителей.
5. Сборники методических материалов.
6. Консультация и мастер-класс для педагогов.
7. Художественно-эстетическое развитие с детьми:
выставки детских работ -
«Моя мечта»- рисунки,
«Новые купюры»- рисунки,
«Подарки» - игрушки из природного материала,
«Давай меняться» - лепка.
«Кошелек для мамы» - ручной труд,
«Копилка» - рисование,
«Мое желание» - рисование,
«Игрушки для магазина» - лепка.
«Рекламный щит» - рисование,
«Копилка» - лепка,
«Денежки для игры» - рисование, аппликация,
«Моя будущая профессия» - рисование.
8. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм- «Магазин», «Банк», «Салон красоты».
9. Экскурсии в магазин, банк.
10. Выставка – «Кошельки».
11. Мини – музей - «Моя копилка».
12. Ширмы – «Сбербанк, касса, СТО, почта, кафе.
13. Кубики Блума по финансовой грамотности.
14. Круги Льюилля по финансовой грамотности.
15. Развивающие альбомы – «Профессии», «История возникновения денег», «Финансовая грамотность».
16. Альбомы - игры на липучках – «В мире денег», «Финансовая грамотность», «Экономическая грамотность», «За покупками», «Финансовая грамотность для детей».
17. Энциклопедия – «Финансы для детей».
18. Журналы – «Откуда берутся деньги?», «История рублика и его друзей».
19. 3Д альбом – «Как зайчата монетки тратили».
20. Познавательный рюкзачок – «Экономическая грамотность».
21. Дидактические игры – «Свинка – копилка», «Дороже – дешевле», «Потребности», «Что можно купить, что нельзя?», «Что и когда лучше продавать», «Угадай, где продается», «Кто, что делает?», «Что мы купим в магазине?», «Экономическая игра».
22. Монета – альбом – «Экономическая грамотность», загадки.
23. Лепбук – «Финансовая грамотность».
24. Игра на липучках – «Учимся считать»
25. Ноутбуки. Игра на липучках – «Учимся писать» для девочек, «Учимся писать» для мальчиков.
26. Альбомы на липучках – «Страны мира».
27. Альбом на липучках – «Что из чего сделано».
28. Альбом на липучках – «Профессии».
29. Презентация – «Деньги. Денежные знаки». (флешка)
30. Коллекция монет, денег разных стран.
31. Открытое занятие. Квест игра – «В поисках портфеля кассира Николая».
32. Презентация проекта.(флешка) Фото – презентация проекта.
План мероприятий по финансовой грамоте детей

Заключение
Во время беседы с детьми о завершении проекта, выяснилось, что детям очень понравились мероприятия, проводимые в рамках данного проекта. Родители довольны за знания, полученные детьми, в ходе реализации проекта. Дети стали бережливее, рассудительнее, вежливее, грамотнее.
Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.
В дальнейшем организую работу с детьми по следующим направлениям:
деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
Наиболее важный эффект, который ожидаю от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомились со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняли задания по финансовой грамотности. На занятиях я давала им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Итоговое мероприятие размещено в блоге. Приятного просмотра!

Литература:
1. Т.А. Шорыгина «Беседы об экономике» (Сфера 2021г)
2. Л.Г. Киреева «Играем в экономику» (учитель 2008г)
3. Л.В. Стахович «Азы финансовой культуры для дошкольников», программа (вита – пресс 2018г)
4. Приложение (картотеки игр, сказки, загадки)
5. Методические материалы. Министерства образования и науки РФ.
«Экономическое воспитание дошкольников»
6. Интернет ресурсы.

Рекомендуем посмотреть:

Вводный курс по обучению основам финансовой грамотности детей средней группы ДОУ Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы ДОУ Квест-игра в подготовительной группе ДОУ по финансовой грамотности Интеллектуальная игра для дошкольников по финансовой грамотности
Использование инновационных технологий в воспитании патриотизма у детей дошкольников
Опубликовано: 302 дня назад (24 января 2024)
Просмотров: 2258
+1
Голосов: 1
Альбина Васильевна Максимова # 17 марта 2024 в 18:44 0
Замечательный проект, можно использовать смело в работе с детьми в данном направлении. Спасибо. Голос.