Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Социально-психологическая адаптация детей в детском саду

Социально-психологическая адаптация детей дошкольного возраста.
Автор: Казанцева Лидия Михайловна, воспитатель ГБОУ ООШ СПДС, с. Валы
Описание работы: предлагаю вам теоретический обзор работ известных отечественных и зарубежных психологов в исследовании проблемы социально-психологической адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения. В данной статье рассматриваются понятия социально-психологической адаптации и виды адаптации. Материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам и студентам педагогических образовательных учреждений

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей.
Социально-психологическую адаптацию они определяют двояко:
а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды - с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой;
б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Социальную адаптацию бихевиористы понимают как «процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре».

Социальная адаптация используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия, т. е. отсутствия переживания конфликта со средой. Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л. Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутри психическими, так и средовыми факторами. Определение «эффективной адаптации личности», даваемое интеракционистами, содержит такие элементы, которые в бихевиористском определении отсутствуют. Такое название интеракционисты дают той разновидности адаптации, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества. Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды:
а) принятие и эффективный ответ на те, социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом;
б) гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле социальная адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений.

Психоаналитическая концепция адаптации специально разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном , хотя вопросы адаптации широко обсуждаются во многих работах З. Фрейда, а механизмы и процессы защитной адаптации рассмотрены Анной Фрейд.

Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я.Г. Гартманн и другие психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса. Хорошо адаптированным психоаналитики считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.

Психоаналитики большое значение придают социальной адаптации личности. Г. Гартманн отмечает, что задача адаптации к другим людям встает перед человеком со дня его рождения. Он адаптируется также к той социальной среде, которая частично является результатом активности предыдущих поколений и его самого. Человек не только участвует в жизни общества, но и активно создает те условия, к которым должен адаптироваться. Структурой общества, частично с помощью обучения и воспитания, определяется, какие формы поведения с большей вероятностью обеспечат адаптацию. Г. Гартманн вводит понятие «социальная уступчивость» для обозначения того явления, когда социальная среда как бы исправляет нарушения адаптации таким образом, что неприемлемые в одних социальных условиях формы поведения становятся приемлемыми в других. Г. Гартманн считает процесс адаптации человека многослойным, причем представление об уровне адаптации лежит в основе концепции здоровья человека. Психоаналитики создали широкую систему понятий и открыли ряд процессов, с помощью которых человек адаптируется к социальной среде. Однако в целом психоаналитическая теория адаптации носит печать биологизаторских тенденций психоанализа, она опирается на фрейдовские представления о структуре психики, ее инстанциях (Оно, Я, Сверх-Я) и их взаимодействиях.

В отечественной специальной литературе встречается следующее (более широкое) понимание социальной адаптации: - это «итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде».

Ф.Б. Березин считает, что человеческое общество является не просто адаптивной (наподобие биологических), а адаптивно-адаптирующей системой, поскольку человеческая деятельность имеет преобразовательную природу.

По мнению А.А. Налчаджяна, выработка полноценного научного определения социально-психической адаптации личности возможна только на основе идеи онтогенетической социализации. Определение этого понятия должно отражать реальный и чрезвычайно сложный процесс, благодаря которому индивид превращается в личность, обладающую некоторыми основными чертами социально-психической зрелости. Социализацию можно определить как «такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение».

Под социально-психологической адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды. Три грани социализации. Л.С. Выготский. Ребёнок начинает применять по отношению к себе те формы поведения, которые другие применяли по отношению к нему. Ребёнок усваивает социальные формы поведения и переносит их на себя. Ребёнок приходит к осознанию своего жеста последним. Через, других, мы становимся сами собой. Это относится не только к личности, но и к истории каждой функции. Личность становится для себя тем, что она есть в себе, через то, что она предъявляет для других.

А.Г. Асмолов считает, что социализация ребёнка приводит к усвоению различных социальных ролей, формированию социального характера и других социально-типических проявлений личности, обусловленных местом личности в совокупности общественных отношений, её социальной позицией, её образом жизни.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей к условиям дошкольного учреждения сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социально-психологической адаптации рассматриваются в работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик. Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду. Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Виды адаптации: различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
1. Легкая адаптация: временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней); аппетита (норма по истечении 10 дней); неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней; характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются; функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
2. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
3. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
4. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, - стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.

Таким образом, изучив теоретические подходы отечественных и зарубежных авторов к проблеме социально-психологической адаптации, большинство авторов рассматривают адаптацию как приспособление организма к новой обстановке, которая включает широкий спектр индивидуальных реакций, зависящих от психологических и личностных особенностей ребенка, условий пребывания в детском саду. Проблема социально-психологической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, разрабатываемую представителями различных направлений психологии.

Список литературы:
1.Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. – 416 с.
2.Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. – М.: Просвещение, 1989. – 65 с.
3.Власова, Т.А. Нарушения интеллектуальных функций, асинхрония их формирования / Т.А. Власова. – М.: СПб., 2003. - 280 с. .
4.Мочалова, О. Адаптация детей к ДОУ/ О. Мачалова // Ребенок в детском саду. - 2006. - №4. с. 54-73.
5.Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии) / А.А. Налчаджан. – Ереван: Изд.АН Армянской ССР, – 1998. - 263с.

Рекомендуем посмотреть:

Адаптация детей к детскому саду Адаптация детей раннего возраста к детскому саду Адаптация ребёнка 2-х лет в детском саду. Материал из опыта работы воспитателя Адаптация ребёнка к детскому саду

Похожие статьи:

Адаптация ребёнка в детском саду

Психологические особенности детей 5-6 лет | Конспект НОД с применением ЭОР в старшей группе: Проезжая часть улицы
Опубликовано: 3445 дней назад (19 июня 2015)
Просмотров: 6747
Рубрика: Психология
+10
Голосов: 10
Алла Ивановна Ефимова # 19 июня 2015 в 14:53 +3
Лидия Михайловна, добрый день. Очень интересный, нужный материал. С удовольствием голосую. Творческих вам успехов.
Оформление работы соответствует требованиям портала. Спасибо.Голос.
Лидия Михайловна Казанцева # 19 июня 2015 в 15:12 0
Алла Ивановна, огромное спасибо!
Елена Владимировна Николаева # 19 июня 2015 в 15:52 +2
Прочитала с интересом. Безусловно, очень нужная и важная информация для специалистов, работающих в соответствующих учреждениях для детей. С детьми работать сложно, тем более, что сейчас у многих из них есть какие-то проблемы со здоровьем, им трудно приспособиться к коллективу. Успехов Вам и голос.
Лидия Михайловна Казанцева # 19 июня 2015 в 16:01 0
Спасибо, Елена Владимировна.
Ермакова Наталья Александровна # 19 июня 2015 в 20:26 +2
Здравствуйте,Лидия Михайловна! Интересный и нужный материал,+1
Лидия Михайловна Казанцева # 19 июня 2015 в 23:57 0
Наталья Александровна, здравствуйте! Спасибо.
Алевтина Александровна Шмакова # 20 июня 2015 в 11:36 +1
Здравствуйте, Лидия Михайловна!Ваша статья важна, как для студентов, так и для специалистов. Вопрос детской адаптации всегда актуален. И как, воспитателя-практика, меня радует, что дети с тяжелой степенью адаптации все-таки редки.
Алена Сергеевна Чернова # 20 июня 2015 в 12:59 +1
PlЗдравствуйте,спасибо за приглашение.Вами предоставлен очень нужный материал-всем на заметку.С каждым годом приходящие детишки от части становятся все тяжелее и тяжелее,и провести анализ их психологического настроя очень важно, и важно это сделать без ошибочно.Ваш материал поможет в этом всем и всегда.Спасибо вам огромное)))
Наталья Владимировна Карачева # 20 июня 2015 в 14:49 +1
Добрый день! Спасибо Вам за приглашение. Мне как начинающему воспитателю очень полезна информация, предоставленная в Вашей работе.Всё описано понятно и по сути.Благодарю Вас. Успехов в дальнейшем. Голосую.
Светлана Леонидовна Смирнова # 21 июня 2015 в 10:23 +1
Здравствуйте Лидия Михайловна! Работая первый год в мини центре с детьми возраста от 3 до 5 лет, столкнулась с трудностями, ведь каждый ребенок по своему адаптируется и принимает новую обстановку и нового незнакомого человека.. Поэтому думаю, материал на данную тему пригодится и молодым родителям и начинающим воспитателям. Спасибо!
Ольга Васильевна Яковлева # 21 июня 2015 в 15:52 +4
Здравствуйте, Лидия Михайловна. Очень ценный и нужный материал Вы опубликовали. Дальнейших творческих успехов! голос
Ива Иванова # 22 июня 2015 в 12:32 +2
Лидия Михайловна, добрый день. Очень интересный, нужный материал. С удовольствием голосую. Творческих вам успехов.
Надежда Васильевна Смирнова # 23 июня 2015 в 18:57 +2
Здравствуйте, уважаемая Лидия Михайловна! Спасибо за приглашение познакомиться с вашей статьей. Согласна с коллегами, что это нужная и важная информация для специалистов, работающих в соответствующих учреждениях. Действительно, в настоящее время много детей с проблемами здоровья и вопрос адаптации в коллективе очень актуален.
Вам мой голос.
Ольга Геннадьевна Лебедева # 27 июня 2015 в 12:59 +1
Лидия Михайловна, доброго Вам времени! Представленная Вами тема социально-психологической адаптации в детском саду, действительно актуальна и востребована как психологами, так и педагогами-практиками. Мы все сталкиваемся с проблемой адаптации дошкольников к новым для них условиям и пытаемся как можно легче и спокойнее ввести маленьких деток в социальную группу сверстников. Спасибо за материал! Мой Вам голос!
Майя Михайловна Копыльцова # 6 августа 2015 в 14:37 +1
Добрый день! Спасибо Вам за приглашение. Материал полезный и важный. Успехов вам! +1!
Галина Викторовна Паничкина # 14 августа 2015 в 11:10 +1
Здравствуйте Лидия Михайловна! Большое спасибо за научные знания, Очень интересный материал лично для меня. Я очень рада, что мои воспитанники прошли по уровню легкой адаптации в детском саду.