Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Психологические особенности детей 5-6 лет

Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Автор: Казанцева Лидия Михайловна, воспитатель ГБОУ ООШ СПДС, с. Валы.
Описание работы: предлагаю вам теоретический обзор известных отечественных и зарубежных психологов в исследовании психологических особенностей детей дошкольного возраста. В данной статье рассматриваются психологические особенности и основные новообразования в старшем дошкольном возрасте. Материал будет полезен воспитателям, педагогам-психологам и студентам педагогических образовательных учреждений.

Для социальной, возрастной и педагогической психологии особый интерес представляет проблема перехода ребёнка с одного возрастного этапа на другой. Важность социальной ситуации развития для понимания сущности процесса перехода отмечалась многими психологами (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.), при этом уделялось большое внимание, как вопросам интеллектуального развития детей, так и развития детской личности. Психическому развитию дошкольников были посвящены работы известных отечественных психологов: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др.

Проблемы дошкольного развития и воспитания рассмотрены в исследованиях К.Б. Жарикбаева, Х. Шерьяздановой, Р.Б. Каримовой, З.А. Мовкебаевой, М.А. Асылхановой и др. психологов и педагогов.

Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов: А.Н. Леонтьева, Л.И. Божевич, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.М. Пышкало, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера и др. Важное значение в этих работах придаётся изучению исходного уровня подготовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения.

Большой вклад в исследование психологических особенностей детей дошкольного возраста внесли работы Дж. Брунера, Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, З.М. Истоминой, А.Н. Леонтьева, B.C. Мухиной, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъякова, СЛ. Рубинштейна, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др.

В науке существует целый ряд разработок периодизации дошкольного возраста (Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К. Штрац, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.) Наиболее обоснованным является подход, Л.С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Опираясь на эту теорию можно выделить следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст. Исследования Д.Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности (дошкольный возраст – игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития. Выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет).

Дошкольный возраст - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Ролевая игра как ведущая деятельность, или как ее иногда называют, творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это - деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяются две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением - подчинение правилам - складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль - со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом- каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно.
Рассмотрим основные новообразования в старшем дошкольном возрасте.
Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития. Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну: в 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000—1100, в 6 лет - 2500-3000 слов.

Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как указывал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.

Восприятие в дошкольном возрасте благодаря появлению опоры на прошлый опыт становится многоплановым. Помимо чисто перцептивной составляющей (целостного образа, определяемого суммой сенсорных воздействий) оно включает самые разнообразные связи воспринимаемого объекта с окружающими предметами и явлениями, с которыми ребенок знаком по своему предшествующему опыту. Постепенно начинает развиваться апперцепция - влияние на восприятие собственного опыта. С возрастом роль апперцепции постоянно повышается. В связи с появлением и развитием в дошкольном возрасте апперцепции восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Появление в дошкольном возрасте устойчивых образных представлений приводит к дифференцированию перцептивных и эмоциональных процессов. Эмоции ребенка становятся связанными главным образом с его представлениями, вследствие чего восприятие утрачивает свой первоначально аффективный характер. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь - то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других; определяя их состояния, связи или действия с ними, видит и понимает реальные отношения между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. В то же время образное начало, очень сильное в этом возрастном периоде, часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, что он наблюдает. Вообще у дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

Мышление. Основная линия развития мышления - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. Своеобразие детской мысли прослеживается в эксперименте Л.Ф. Обуховой, повторившей некоторые вопросы Ж. Пиаже для наших детей.

Психологическая готовность к школе: сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно выделяют два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Шестилетние дети по уровню своего развития - дошкольники. Они не могут полноценно развиваться в условиях жесткой, формализованной системы школьного обучения. Включение детей этого возраста в учебную деятельность требует особых условий -«дошкольного» режима, игровых методов обучения и др. Вопрос о поступлении в первый класс ребенка 6 лет должен решаться индивидуально, исходя из его психологической готовности к школе.

Психологическая готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.

Таким образом можно сделать следующий вывод, к концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение ее важно для дальнейшего развития интеллекта, несмотря на то, что дети часто производят неправомерные обобщения, недостаточно учитывая особенности предметов и явлений, ориентируясь на яркие внешние признаки.

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, — это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание.

Дошкольный возраст - период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.

Дошкольный возраст - период творчества. Ребенок творчески осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.

Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально - потребностной сферы, наконец, появление первых сущностных связей с миром и основ будущей структуры жизненного мира - вот главные особенности личностного развития дошкольника.

Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание.

В дошкольном возрасте появляется сложность жизненного мира, определяемая соподчинением мотивов. Происходит дифференциация линий онтогенеза, ведущих к тому или иному типу жизненного мира; формируются устойчивые (надситуативные) мотивы и начинает складываться направленность личности. У большинства детей проявляется значимость сложности и трудности мира.

Список литературы:
1. Кулагина, С.Ю. Возрастная психология весь жизненный цыкл / С.Ю. Кулагина. - М.: Творческий центр, - 2001. - 464 с.
2. Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. – М.: Институт практической психологии, – 1996. – 304 с.

Рекомендуем посмотреть:

Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра Как развивать логическое мышление у дошкольников Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников Информационно - аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду

Похожие статьи:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Эмоциональное развитие старшего дошкольника

Педагогические термины для воспитателей

Как оценить умственные способности ребенка

Социально-психологическая адаптация детей в детском саду
Опубликовано: 3265 дней назад (13 мая 2015)
Просмотров: 9456
Рубрика: Психология
+4
Голосов: 4
Алена Сергеевна Чернова # 13 мая 2015 в 10:39 +2
Здравствуйте. Очень интересный , познавательный и самое главное важный материал в работе с детьми. Мне очень понравились опорники на педагогов. Замечательные выводы по возрастным критериям.Спасибо за вашу работу)))
Лидия Михайловна Казанцева # 13 мая 2015 в 10:52 +1
Здравствуйте! Огромное спасибо.
Татьяна Владимировна Гущина # 14 мая 2015 в 08:51 +2
Лидия Михайловна! Предоставленная консультация безусловно очень интересна, сразу видно Вы потратили немало усилий, чтобы найти подходящую литературу и выбрать из нее самое главное доступным и понятным языком для педагогов. Спасибо
Ива Иванова # 14 мая 2015 в 16:54 +2
Лидия Михайловна, добрый день. Очень интересный. нужный и познавательный материал в работе с детьми старшего дошкольного возраста. С удовольствием голосую. Творческих вам успехов.
Анастасия Нугзаровна Азаладзе # 15 мая 2015 в 00:50 +2
Важные напоминания. Часто, будучи классным руководителем, из года в год привыкаешь к детям и забываешь, что они и из психологические особенности могут меняться стремительно. Ваш материал поможет находиться в "тонусе" и искать разные подходы даже к одному ребенку.
Лидия Михайловна Казанцева # 16 мая 2015 в 00:12 +1
Спасибо. Да, дети очень быстро меняются. И очень важно в этот момент быть рядом с детьми. Детям,нужна наша помощь.
Елена Владимировна Иванова # 9 января 2016 в 20:27 +2
Здравствуйте, Лидия Михайловна! С большим интересом прочитала вашу статью. Она будет полезна не только начинающим воспитателям, но и опытным педагогам в качестве напоминания прописных истин. Вы проделали большую работу по обобщению материала. Голос.
Лидия Михайловна Казанцева # 8 августа 2019 в 14:27 0
Спасибо за комментарий!!!