Уроки рисования с детьми 6-7 лет. «Зима. Животные в пейзаже»
Серия занятий в изостудии для детей 6-7 лет на тему «Зима. Животные в пейзаже»
Автор: Бариева Лилия Сергеевна. Должность: педагог дополнительного образования. Место работы: Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Республики Марий Эл «Дворец творчества детей и молодежи» г. Йошкар-Ола. Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования, воспитатели дошкольных учреждений, занимающиеся художественным творчеством с детьми 6-7 лет. Назначение методической разработки: диссеминация опыта работы педагога дополнительного образования; повышение качества профессиональной деятельности.
Цель серии занятий: развитие у детей 6-7 лет художественно-творческих способностей посредством изображения зимнего пейзажа с дополнением в виде фигурки животного. Задачи серии занятий. Обучающие.
Закрепить понятия «пейзаж», «художник-пейзажист».
Познакомить детей со способом разнообразить пейзаж.
Учить детей изображать дальний план.
Учить детей самостоятельно рисовать фигурку животного, используя картинку с последовательностью изображения. Развивающие.
Развивать произвольность познавательных психических процессов детей. Развивать зрительное восприятие формы, цвета.
Развивать умение детей концентрировать внимание.
Развивать аналитико-синтетическую деятельность мышления детей.
Развивать активное воссоздающее и творческое воображение.
Развивать умение выстраивать изображение с учетом пространства листа.
Развивать умение использовать цвет с целью передачи оттенков и художественной выразительности изображения.
Развивать у детей зрительно-моторную координацию. Воспитательные.
Воспитывать аккуратность в работе, терпение, самоконтроль. Форма организации практической работы детей: самостоятельное создание пейзажа.
Обогащение словаря: дополнение к пейзажу. Активизация словаря: пейзаж, художник-пейзажист; дальний, средний, передний план картины. Методические приемы: обращение к опыту детей, вопросы к детям, демонстрация педагогом компьютерной презентации, индивидуальная помощь детям, прием «Один мальчик /девочка/». Демонстрационный материал: презентация «Животные в пейзаже», образцы педагога, последовательность рисования зверей (заяц, лиса, волк). Оборудование: ноутбук, проектор, экран. Раздаточный материал: бумага для акварели А3 формат, гуашь 12 цветов, палитра, ёмкость с водой, бумажные салфетки, кисть плоская №8 /синтетика/, кисть плоская №5 /синтетика/, кисть круглая №1 /синтетика/, стек. Структура занятия.
Часть 1. Организационная.
1.1. Приветствие.
1.2. Психогимнастическое упражнение «Я - хороший!» (4-5 раз).
1.3. Пальчиковая гимнастика. Упражнения про деревья.
Часть 2. Основная.
2.1. Вступительное слово педагога. Погружение в тему занятия.
2.2. Демонстрация компьютерной презентации «Животные в пейзаже».
2.3. Динамическая пауза «Ручеек».
2.4. Оборудование детьми рабочих мест.
2.5. Рассматривание, анализ образцов, последовательности изображения животных.
2.5.1. Линия горизонта.
2.5.2. Фигурка животного.
2.5.3. Цвет неба.
2.5.4. Получение призрачно-изумрудного цвета для изображения леса на дальнем плане.
2.6. Поэтапное рисование детьми пейзажа.
2.7. Индивидуальная помощь детям.
Часть 3. Заключительная.
3.1. Рефлексия.
3.2. Уборка детьми рабочих мест.
3.3. Прощание с детьми. Содержание основной части занятия.
Знаете ли вы что такое пейзаж? Это изображение природы, какой-нибудь местности. А кто же такой художник-пейзажист? Верно. Это художник пишущий природу. Художники-пейзажисты на картинах изображают животных – зверей, птиц. Не большие фигурки животных – это дополнение к пейзажу.
Владимир Леонидович Муравьев (1861-1940) – знаменитый русский художник.
Мастер живописных пейзажей. Главное место в творчестве художника отдано зимнему пейзажу. Среди заснеженных елей, одиноких хижин, березок и сосен всегда скрыта неизведанность, таинственность и особая живописность.
В. Муравьев воспел в своих работах красоту русской природы, русского зверя.
На картинах мы видим и медведя-шатуна, и мышкующую лису.
Волки, серые волки поют свою заунывную песню.
Особое место в творчестве художника занимают пейзажи с лосями на фоне заката.
Живописец показывает зрителю красоту природы, любуется мощью зверя лесного. Как будто, кричит нам из прошлого: «Берегите их!»
Динамическая пауза «Лес волнуется» (фигура лисы замри и т.д.)
Вам предлагаю нарисовать пейзаж с волком.
С зайцем.
Или лисой.
Как нарисовать зверя видно на картинках.
Волк.
Заяц.
Лиса.
С чего же начать рисовать пейзаж? С линии горизонта. Она может быть выше или ниже середины. Что изобразить потом? Фигурку животного. Помните, что фигура зверя не большая – это дополнение к пейзажу!
Закрашиваем сначала небо. Как получить светло-голубой?
Для того, чтобы нарисовать лес на дальнем плане нужно смешать три краски: белую, синюю и зеленую. Получим призрачно-изумрудный цвет. Лес вдалеке не как забор, на одном уровне. Деревья есть повыше, пониже.
Индивидуальная помощь детям в процессе создания пейзажа.
Закончили рисовать. Скажите: что было трудно, что легко, что больше хотелось закрасить? Рисунки кладем в «сушилку». Наводим порядок и чистоту.
Занятие 2. Тема «Зима. Животные в пейзаже»
Развивающая игра «Часть и целое».
Рисуем снег, так чтобы он был светлее, чем небо на рисунке.
Обращение к опыту детей: способы рисования елей и сосны. Изображение деревьев с подкручиванием веток.
Занятие 3. Тема «Зима. Животные в пейзаже»
Эвристическая игра «Зазеркалье».
Закрашиваем фигурку животного.
Добавление: сугробы, снег на деревьях, птички, снег на ветках, падающие снежинки.
Работы детей 6-7 лет.
Приложение. Компьютерная презентация с картинами В. Л. Муравьева, образцами, последовательностью изображения животных, развивающей и эвристической игрой.
Здравствуйте, Лилия Сергеевна. Сначала, с удовольствием, рассмотрела детские рисунки. Действительно, развивается активное воображение воссоздающее и творческое. Методический материал очень интересный и разнообразный. Спасибо за то, что делитесь с нами своими наработками!
Здравствуйте, Лилия Сергеевна. С большим интересом познакомилась с Вашей разработкой серии занятий в изостудии для детей 6-7 лет "Зима. Животные в пейзаже". Рисунки детей свидетельствуют о том, что все поставленные задачи были успешно решены. Вы учите детей использовать пространство листа, смешивать краски, изображать дальний план. Открыла для себя художника В. Муравьева, его картины. Голос!
Здравствуйте, Лилия Сергеевна!
С интересом заглянула в Вашу мастерскую. Дети 6 -7 лет отлично справились с поставленными педагогом задачами. Прекрасно подготовленная презентация включила в себя и знакомство с художником Муравьевым и интересные развивающие задания.
Вам можно было бы сделать из этой работы два полновесных мастер-класса (если бы вы включили поэтапную работу над каждым рисунком).
Голос!