Дидактическая игра на развитие ориентировки в микропространстве для старших дошкольников с нарушением зрения.
Автор: Казакова Лилия Сергеевна, учитель-дефектолог МБОУ «Начальная школа – детский сад №7 компенсирующего вида» г. Пересвет.
Описание: Данный материал будет интересен учителям-дефектологам (тифлопедагогам), работающим с дошкольниками 5-6 лет, имеющими такие нарушения зрения, как амблиопия и косоглазие (расходящееся), так как пособие позволяет совмещать учебные развивающие задачи с назначениями офтальмолога (нагрузкой на хуже видящий глаз с окклюзией лучше видящего глаза) Также материал может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: Развитие ориентировки в микропространстве (ориентировка на листе в клетку, ориентировка по рядам), тонкой моторики, зрительно-двигательной координации (ориентировка по заданному направлению), зрительного восприятия, зрительного внимания и памяти. Развитие элементарных математических представлений (счёт до 10). Выполнение нагрузки на амблиопичный глаз.
Дидактическая игра «Обезьянки».
Вариант1.
Цель: развитие ориентировки в микропространстве, по клеточкам.
Поле игры – это коробка от конфет с широкими бортами.
По периметру этой коробки уже есть «двери». В них вставляются задвижки из картона, которые могут подниматься и опускаться по ходу игры.
На дно коробки помещается поле, разлинованное в клетку (зелёного цвета). В середине поля – круг, где помещаются фишки (обезьянки).
Фишки (обезьянки) – это ластики (насадки на карандаш).
Бананы вырезаны из уплотнителя (шнур из вспененного пенополиэтилена, оставшийся после ремонта) и раскрашены жёлтой краской. Но они могут быть выполнены и из другого материала, который есть в наличии, например, из пластилина.
Карточки с указанием хода – карточка, где указано число ходов по клеточкам и направление хода в виде стрелки (вправо, влево, вверх, вниз).
Ход игры:
Участвуют 2 -5 человек.
Каждый участник делает ход по очереди. Очередь определяется по считалке или по выпавшему числу на игровом кубике.
Игрок берёт любую карточку с изображением хода (карточки располагаются изображением вниз), и делает ход в соответствии с заданием. То же делают следующие по очереди игроки.
Цель игрока – дойти до ворот, за которыми находится банан, и собрать как можно больше бананов для своей обезьянки. (Можно разместить бананы за каждой заслонкой, а можно не за всеми заслонками).
Вариант 2.
Цель: развитие ориентировки в микропространстве, по рядам. Формирование понятий: ряд, место в ряду. Упражнение в назывании и нахождении нужного месторасположения. Развитие зрительного внимания и памяти.
В конфетный коррекс от этой же коробки конфет раскладываются те же бананы (не в каждую ячейку). Все ячейки закрываются половинками упаковок Киндер-сюрприза.
Ход игры:
Каждый участник (по очереди) называет номер ряда и номер места в ряду, которое он хочет открыть. Открывая его, он получает (или не получает) банан для своей обезьянки. Цель игрока – собрать как можно больше бананов для своей обезьянки.
Можно усложнить игру, снова закрывая уже открытые ячейки, при этом игрокам приходится запоминать, какие ячейки уже стали пустыми.
Эта игра, кроме того, является упражнением в развитии интуиции, даёт начальные навыки использования "шестого чувства".
«Интуиция («созерцание») — метод решения задач посредством единомоментного подсознательного вывода, основанный на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, «чутьё»,«проницательность».
В этой игре детям нравятся и её составляющие: интересные фишки-обезьянки и призы – бананы. Нравится сам процесс угадывания месторасположения приза, или момент открывания заветных ворот за которыми находится приз.
Фишки и призы можно заменить любыми другими, например: мишки и малина, белки и орешки и т.п.
Надеюсь, что и вашим детям понравится эта игра.
Рекомендуем посмотреть:
Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника
Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников
Дидактическое пособие для детей 5-7 лет на развитие фонетико-фонематических представлений "Домик для
Дидактическая игра для детского сада. Подготовительная группа
Похожие статьи:
О роли игры в развитии детей дошкольного возраста
Функции дидактической игры для дошкольников