Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактическое пособие для детей 5-7 лет на развитие фонетико-фонематических представлений "Домик для звуков"

Дидактическое пособие для старших дошкольников своими руками
Дидактическое пособие на развитие фонетико-фонематических представлений «Домик для звуков»

Автор: учитель-логопед МДОУ детский сад "Родничок" пгт Свеча Кировской области
Описание: Пособие на развитие фонетико-фонематических представлений предназначено для занятий с детьми 5-7 лет. Игра может использоваться как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.
Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук». В ходе занятий дети научатся давать характеристику любому звуку. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.
Цель: Развитие умения составлять характеристику звука с опорой на схему.
Материал:
1. Набор специальных символов для обозначения гласных и согласных звуков (пособие Т.А. Ткаченко)

2. Набор картинок с символами звуков речи (пособие З.Е. Агранович)

3. Звуковой домик.
Способ изготовления.
На листе формата А4 рисуем справа дом, слева 5 кругов и ламинируем прозрачной самоклейкой.

При помощи двустороннего скотча на каждый кружок приклеиваем прозрачный кармашек.

4. Картинки-схемы для характеристики звуков.

- Красный круг (гласные звуки).
- Синий круг с колокольчиком (согласные звонкие твёрдые звуки).
- Синий круг с зачёркнутым колокольчиком (согласные глухие твёрдые звуки).
- Зелёный круг с колокольчиком (согласные звонкие мягкие звуки).
- Зелёный круг с зачёркнутым колокольчиком (согласные глухие мягкие звуки).
5. Предметные картинки на закрепляемые звуки.
Игра «Расскажи о звуке»
Задачи:
Учить детей давать развёрнутую характеристику звукам речи.
Учить детей дифференцировать звуки, в зависимости от их характеристик.
Варианты заданий:
1 задание
Взрослый вставляет символ звука [Ж] (пособие З.Е. Агранович)
в окно домика и сообщает:
Сегодня к нам в гости летит весёлый жук и поёт песенку: «Ж-ж-ж». Повторите этот звук. Сегодня он поселится в нашем домике.

Когда мы произносим звук [Ж]:
- губы вытянуты бубликом, рупором,
- кончик языка поднят за верхние зубы,
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
- посередине языка идёт сильная плавная воздушная струя.
А теперь положите руку на горлышко, и произнесите звук [Ж]. Горлышко «дрожит», вибрирует:
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
- Звук [Ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий. Обозначать звук [Ж] будем фишкой синего цвета с колокольчиком.

Взрослый предлагает детям повторить характеристику звука, найти нужную фишку и поместить в кармашек над картинкой.
Таким образом, можно характеризовать любой звук по мере изучения.
2 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по глухости – звонкости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать картинку-символ звука, соответствующую схеме.

Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку.

3 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по мягкости – твёрдости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать
картинку-символ звука, соответствующую схеме

Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку

4 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по мягкости – твёрдости, глухости – звонкости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать звук, соответствующий схеме

5 задание
Взрослый раскладывает на столе символы звуков (пособие Т.А. Ткаченко).
Вставляет в окно на крыше фишку-схему звука и предлагает ребёнку назвать несколько звуков, подходящих к данной схеме.

Дети дают развёрнутую характеристику и выбирают нужные звуки.

6 задание
Взрослый раскладывает на столе предметные картинки сказочных героев.
Предлагает назвать героя, выделить первый звук в слове, дать развёрнутую характеристику этого звука и обозначить его соответствующей фишкой.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольника Дидактическое пособие для младших дошкольников своими руками Дидактическое пособие своими руками для детского сада Дидактическое пособие «Парные картинки» своими руками для детского сада

Похожие статьи:

Игровой макет для детей 4-7 лет «Мой город»

Многофункциональное дидактическое пособие для детей 5-6-7 лет

Пособие для развития мелкой моторики своими руками

О роли игры в развитии детей дошкольного возраста

Функции дидактической игры для дошкольников

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему "Дети нашли ежа" | Сценарий игровой программы ко Дню защитника Отечества «Все мы - моряки»
Опубликовано: 3930 дней назад (17 февраля 2014)
Просмотров: 55374
+15
Голосов: 15
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 17 февраля 2014 в 10:20 +3
Татьяна, очень интересное пособие Вы придумали. Дети так часто путают понятия "звук" и "буква", неправильно произносят их, не понимают различия твердых и мягких согласных. Это пособие поможет и ребенку, и воспитателю понять такие нужные вещи. Спасибо Вам!
Татьяна Васильевна Червякова # 17 февраля 2014 в 13:32 +1
Спасибо, Татьяна Анатольевна за позитивный отклик. Очень рада, что оценили пособие.
Ольга Валерьевна Козлова # 18 февраля 2014 в 22:00 +1
Татьяна,интересное пособие и для вокалистов.Благодарю.
Анна Юрьевна Бекасова # 19 февраля 2014 в 17:14 +1
Интересное пособие, думаю похожий домик можно использовать и на музыкальных занятиях. Спасибо за идею.
Наталья Михайловна # 23 февраля 2014 в 22:15 +2
Ваша идея отражает творческий подход к своей работе. Представленное дидактическое пособие получилось многофункциональным и интересным. Дети с нарушениями речи, как правило имеют нарушения в познавательной деятельности. С помощью такого пособия ребенка можно заинтересовать и привлечь внимание, а через игру можно решить много поставленных задач. Спасибо за творческий подход.
Татьяна Васильевна Червякова # 10 марта 2014 в 19:46 +1
Уважаемые коллеги, благодарю за внимание к моей работе! Спасибо за отзывы и оценки!
Лариса Савчук # 14 марта 2014 в 08:11 +4
Татьяна, огромное спасибо за очередную разработку замечательного дидактического материала!!! Умничка! Дальнейших творческих успехов!!! +!!!
Татьяна Васильевна Червякова # 15 марта 2014 в 08:49 +2
Лариса, спасибо за отзыв и пожелание! Очень рада Вашему визиту!
Марина Владимировна Склюева # 19 марта 2014 в 18:21 +2
Мне очень понравилось ваше пособие. Оно универсальное, красочное. Мне импонирует, что используются знаковые символы. Это формирует абстрактные понятия, систематизирует понятия на доступном для дошкольников уровне. Вы молодец!
Татьяна Васильевна Червякова # 19 марта 2014 в 18:45 +1
Марина, благодарю за отзыв! Мне очень приятно получить положительную оценку от Вас, как от учителя-логопеда! Очень рада, что пособие Вам понравилось. Спасибо, что заглянули в гости. Счастья Вам и творческих успехов!
Ольга Ивановна Марченко # 20 марта 2014 в 17:10 +1
Замечательное пособие, в работе воспитателя окажет большую роль для  развития фонетико-фонематических представлений дошкольника. Прекрасно и эстетично оформлено. Спасибо, за хороший дидактический материал.
Татьяна Петровна Кутловская # 21 марта 2014 в 13:15 +1
Мне понравилось ваше пособие. Оно универсальное его может использовать не только воспитатель в своей работе, но и музыкальный работник.
Ольга Викторовна Артемьева # 25 марта 2014 в 01:08 +1
Спасибо за идею звукового домика, очень понравились ваши пособия. Они яркие, качественно сделанные, и очень разнообразные. Взяла в копилочку, с вашего позволения.
Татьяна Николаевна Хусаинова # 23 апреля 2014 в 18:44 +1
очень интересно оформленное пособие. возьму на заметку. Спасибо.
Ирина Валерьевна Мучкаева # 3 июля 2014 в 10:21 +1
Огромное спасибо за представленное пособие!Очень красочное,яркое,практическое.А,самое,главное ребятам, наверно,очень нравится играть с этим замечательным пособием и получать новые знания,умения при реализации целей при игре.Возьму в свою методическую копилочку!
Ольга Жановна Лянгузова # 5 ноября 2014 в 15:27 +1
Замечательное пособие! Очень подробное пояснение, качественное представление материала, новый способ звукового анализа. Спасибо за Ваш труд!
Юлия Олеговна Теплищева # 6 апреля 2015 в 10:17 +1
Татьяна, добрый день. Отличное пособие. Я работаю с детьми-инвалидами, которым нужно все показывать наглядно. Звуко-буквенный анализ очень труден для этих детей, т.к. у них не развито абстрактное мышление. А здесь все наглядно и понятно. Ребенок будет с удовольствием раскладывать картинки и заселять домик. Спасибо за идею. Удачи вам!
Снежана Анатольевна Колесникова # 8 октября 2016 в 21:08 0
Пособие отличное. Беру его на заметку.
Татьяна Семёновна Павлова # 8 октября 2016 в 23:05 0
Добрый вечер, Татьяна! Ваше пособие "Домики для звуков" очень интересно для деток, т. к. они могут в процессе игры манипулировать картинками, вставляя их в окошко.Игра приучает воспитанников думать, анализировать, давать характеристику звуку.Детки, опираясь на зрительный анализатор, будут запоминать быстрее"трудные " звуки.Ваше пособие очень ценно и полезно для деток с ОВЗ .Желаю вам новых идей и их воплощения в работе!