Многофункциональное дидактическое пособие «Чудеса на полянке»
Автор: Хужахметова Эльвира Маратовна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №6», Республика Башкортостан г. Стерлитамак
Описание материала: в работе с детьми (5-7 лет) с общим недоразвитием речи, я изготовила и использую дидактическое пособие «Чудеса на полянке», которое способствует активизации речевых навыков. Данное пособие очень удобно, как учитель - логопед так и ребенок, могут легко и быстро прикреплять необходимые фигурки. Панно используется на фронтальной, подгрупповой и индивидуальной логопедической непосредственной образовательной деятельности учителя – логопеда.
Многофункциональное панно «Чудеса на полянке»
Пособие «Чудеса на полянке» было изготовлено для повышения результативности коррекционно-образовательной работы с детьми (5-7лет) с общим недоразвитием речи и используется на фронтальной, подгрупповой, а также индивидуальной логопедической непосредственной образовательной деятельности при автоматизации и дифференциации поставленных звуков, при развитии фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, обучении грамоте.
Панно представляет собой металлический лист (155*125см), обклеенный самоклеющейся цветной пленкой, прикрепленный дюбелями или шурупами к стене (раннее, до 2009г., была обычная металлическая дверца от холодильника, разрисованная красками). Тематический сюжет можно выбрать любой. Для работы с панно изготавливаются фигурки из фанеры (толщиной 3мм) или из ДВП: фигуры животных, насекомых, формы транспорта и т.д., которые раскрашены гуашью и покрыты лаком или также обклеиваются цветной пленкой, а на обратную сторону приклеивается магнит. Можно изготовить фигурки из цветного картона. Игры можно менять в течение года в соответствии с лексической темой или автоматизируемым звуком. У панно есть помощница-цапля, изготовленная из сучков и ствола дерева, раскрашенная красками.
«Добрый ежик»
Игра «Сосчитай-ка»
Цель: согласование существительных с числительным.
На спине ежик приносит предметную картинку по лексической теме и цифру. Дети согласовывают существительное с числительным. Например: две кошки.
«Волшебные бабочки».
Игра «Назови ласково»
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
На крыльях бабочек предметные картинки по лексической теме. Дети называют, что изображено на картинке, а затем называют его ласково. Например: кошка – кошечка.
Игра «Один-много»
Цель: образование существительного единственного и множественного числа, родительного и именительного падежа.
На крыльях бабочек предметные картинки с изображением предметов единственного и множественного числа. По заданию логопеда дети называют эти предметы в единственном или во множественном числе в родительном, именительном падеже. Например: корова – коровы, корова – много коров.
«Веселый поезд».
Игра «Сколько слогов»
Цель: закрепление умения определять количество слогов в слове.
Ребенок выбирает, разложенные на столе, предметные картинки и называет изображенное слово. Затем делит данное слово на слоги и вкладывает картинку в кармашек поезда: в первый вагон слова с одним слогом, во второй – с 2-мя слогами, в третий – с 3-мя слогами.
Игра «Определи звук»
Цель: совершенствование звукового анализа и синтеза.
В вагончиках находятся предметные картинки. Дети называют картинки и выполняют звуковой анализ этого слова с помощью цветных магнитов.
Такой же прием можно использовать и при дифференциации твердых и мягких согласных.
«Подарок цапли»
Игра «Составь предложение».
Цель: знакомство со словом, предложением, схемой.
В клюве у цапли корзина, в которой находятся предметные картинки. Ребенок достает одну из картинок и вставляет в кувшинку. С данным словом составляется предложение. Рыбки – это схема предложения: первая рыбка – с полосочкой со «шляпкой», так как первое слово в предложении пишется с большой буквы. Последняя – полосочка с точкой, так как в конце предложения ставится точка. Треугольник – это предлоги.
«Волшебные бабочки»
Игра «Скажи правильно»
Цель: автоматизация поставленных звуков.
На крыльях бабочки предметные картинки на автоматизируемый звук. Ребенок четко и правильно произносит название этих картинок.
«Гусеничка»
Игра «Раздели слова на слоги».
Цель: определение количества слогов в слове.
Ежик принес для гусенички картинку – подарок. Дети помогают гусенице определить количество слогов в слове и выкладывают столько частей гусеницы, сколько слогов в слове.
Использование панно дает положительные результаты в работе логопеда. А для детей интересные и разнообразные игры, а также положительные эмоции.
В создании данного пособия нет предела фантазиям, к каждому мероприятию можно подготовить новую фигурку – предмет или фигурку – героя. Желаю успехов в создании данного пособия.
Участник конкурса «Лучшая методическая разработка»
Рекомендуем посмотреть:
Пособие для развития мелкой моторики своими руками
Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны
Игровой макет для детей 4-7 лет «Мой город»
Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»