Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дидактические пособия для развития тонкой моторики у детей 4-6 лет с нарушением зрения.

Пособия «Лесные дорожки» и «Времена года» для развития тонкой моторики, ориентировки в пространстве и времени у детей с нарушением зрения.
Автор: Казакова Лилия Сергеевна, учитель-дефектолог МБОУ «Начальная школа – детский сад №7 компенсирующего вида» г. Пересвет.
Описание: Данный материал будет интересен учителям-дефектологам (тифлопедагогам), работающим с дошкольниками 4-6 лет, имеющими такие нарушения зрения, как амблиопия и косоглазие, так как пособия позволяют совмещать учебные развивающие задачи с назначениями офтальмолога (нагрузкой на хуже видящий глаз с окклюзией лучше видящего) и могут использоваться, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости для детей со сходящимся и расходящимся косоглазием. Также материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: Развитие тонкой моторики, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки (ориентировки по схеме), зрительного восприятия, зрительного внимания, ориентировки во времени. Выполнение нагрузки на амблиопичный глаз.
Пособие «Лесные дорожки».
Цель: развитие тонкой моторики и зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки (ориентировки по схеме), зрительного восприятия.
Задача ребёнка на карте найти путь по данной схеме, ориентируясь на предметные ориентиры и заданное направление движения.
1 вариант.

Карта представляет собой трёхслойный толстый картон (3 листа толстого картона А4 наклеены друг на друга). Ещё один верхний слой – цветной картон или плотная бумага. Края обклеены цветным скотчем (в данном случае зелёным).

На картоне нарисован план-схема леса (дорожки). Различные ориентиры: деревья, цветы, пруд, пенёк - вырезаны из цветного картона, крепятся на карту с помощью липучки и могут менять место своего расположения.
Ребёнку предлагается вначале расположить на плане ёлочки (брадсы), вставляя их в прорезанные отверстия согласно данной схеме.


Брадс (brads)) это металлические гвоздики, которые используются для скрепления различных поверхностей. Внешне брадс представляет собой шляпку с двумя ножками, которые вставляются в отверстие и для фиксации загибаются
в разные стороны. В нашем случае брадс просто вставляется ножками в плотный картон.
Затем ребёнку даётся карточка со схемой пути по которому следует «пройти».

Ориентируясь по этой схеме, дети обозначают путь, вставляя в отверстия, расположенные в дорожке, брадсы в виде следов ног, чередуя при этом правый и левый следы. (У этих брадсов, для удобства выполнения задания. две ножки
склеены вместе и представляют собой одну ножку. Отверстия для правых следов располагаются ближе к правому краю дорожки, отверстия для левых следов – ближе к левому краю дорожки)

2 вариант.

Карта большого размера располагается вертикально. Используется для детей со сходящимся косоглазием и высокой степенью амблиопии. Такая карта вырезается из большого листа плотного картона (упаковка от холодильника, телевизора и т.п.) Все обрезанные края «дорожки» обклеиваются зелёным скотчем, рамка – коричневым скотчем. Картинки-ориентиры более большого размера, соответствующего карте, вырезаны также из цветного картона, крепятся на липучке (клей-липучка многоразовый для временной фиксации) и могут меняться местами.
Здесь также ребёнку предлагается найти путь, руководствуясь данной ему схемой пути. Но в этом варианте, путь обозначается прищепками в виде следов ног.

Также следует чередовать правый и левый след, Правые следы крепятся с правой стороны вырезанной дорожки, а левые – с левой стороны.

Кроме того, здесь встречаются на пути цветные лужи. Изображения «лужи» из цветного картона, под цвет прищепок, прикрепляемые на дорожку липучкой в произвольном порядке. (Художник ходил по лесу, рисовал пейзажи и пролил краски). После прохода через лужу, следует поменять цвет следов на соответствующий цвет.

Цель путешествия, как и в первом, так и во втором варианте: найти в конце своего пути спрятанные на обратной стороне карты (прикрепленные липучкой) художественные принадлежности, которые потерял рассеянный художник.

В данном случае пособие применялось в занятии на тему: «Художник». Но его можно применить и на другом
тематическом занятии, просто сменив предметные ориентиры.
Пособие «Времена года» («Зима». «Весна»).
Цель: Развитие тонкой моторики, зрительно-двигательной координации, ориентировки в микропространстве, ориентировки во времени, выполнение нагрузки на амблиопичный глаз.
Задача ребёнка состоит в том, чтобы расположить детали, соответствующие данному времени года, в
заданном месте на картине.
Пособие представляет собой картину с изображением основных признаков времени года, в которую вставляются некоторые её части. Имеет варианты разных форматов (А4, А3), используемых для детей с разными диагнозами.
Основа картины сделана, как и предыдущее пособие, из трёх листов толстого картона, приклеенных один поверх другого. Четвёртый верхний слой – цветной картон или плотная цветная бумага. Голубой фон для зимней картины,
светло-зелёный фон для весенней картины, на котором нарисованы элементы зимнего или весеннего пейзажа. Края обклеены цветным скотчем (белым – «Зима», зелёным – «Весна»)
«Зима»
Вариант картины формата А3.

Все детали вырезаются из пластмассовых крышек от пищевых продуктов. Снегири – из красных крышек (от молока), снежинки и снеговик – из белых крышек (сметана, йогурт). Затем раскрашиваются художественными акриловыми красками. С нижней стороны к деталям приклеиваются пуговицы. Они должны быть плоские сверху, для плотного склеивания с деталью и с выпуклой ножкой. Готовые изображения могут вставляться в картину, в готовые отверстия, которые легко протыкаются в картоне той же самой пуговицей.



Рябина: пластиковый гвоздик вставляется в пайетку, а затем в отверстие в картине.
Конец гвоздиков предварительно отламывается, чтобы длина их соответствовала толщине картона и они не торчали с обратной стороны картины.

Вариант картины А4


В этом варианте детали вырезаются меньшего размера, в соответствии с форматом картины. С нижней стороны к деталям приклеиваются пластмассовые «волшебные гвоздики». Чтобы гвоздик легко и плотно приклеился к детали, нужно срезать верхнюю часть шарика до половины при помощи раскалённой иглы.


К деталям снеговика также приклеиваются гвоздики, но не красные, а прозрачные. Для рябины используются гвоздики без пайеток. В качестве снежинок в этом варианте используются брадсы, у которых две ножки склеены в одну (но можно оставить и две ножки)

Или используются другие декоративные элементы.
«Весна»
Принцип изготовления тот же.
Вариант формата А3.

Элемент картины «Капель» - пуговицы подходящей формы, окрашенные серебристой акриловой краской.

Элемент «Перелётные птицы» - вырезанный из пластиковой крышки от пищевых продуктов силуэт птицы, раскрашенный художественной акриловой краской. С нижней стороны приклеена пуговица, которая может быть обрезана так, чтобы она не выходила за пределы изображения.

Элемент «Первая травка» - вырезанное из зелёной пластмассовой крышки изображение травы с приклеенной на нижней стороне пуговицей, также обрезанной.

Элемент «Почки» - пластиковые «волшебные гвоздики» зелёного цвета.

Вариант формата А4

Здесь все элементы вставляются в картину с помощью «волшебных гвоздиков» приклеенных к обратной стороне деталей способом, описанным выше (Чтобы гвоздик легко и плотно приклеился к детали, нужно срезать верхнюю часть шарика до половины при помощи раскалённой иглы. Конец гвоздиков предварительно отламывается, чтобы длина их соответствовала толщине картона, и они не торчали с обратной стороны картины).

«Капель», в этом варианте, - это готовые металлические декоративные элементы с приклеенными к ним «гвоздиками».

Любая информация, как известно, будет запоминаться лучше при полисенсорном восприятии, когда задействованы все органы чувств: слух, зрение, осязание. Особенно это является актуальным для детей с нарушением зрения. И вспомнить информацию гораздо легче, если задействована и слуховая и зрительная и мышечная память. Применение данных пособий способствует решению этих задач, помимо основного их назначения – осуществления зрительной нагрузки на хуже видящий глаз, так как размер элементов и отверстий, в которые они вставляются, рассчитаны на напряжённую работу глаз.
Данные пособия будут интересны не только для занятий с детьми с нарушением зрения, так как они направлены на решение общих образовательных задач путём полисенсорного восприятия, а следовательно, могут пригодиться любому педагогу, главное найти время и желание всё это сделать своими руками.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическое пособие для детского сада своими руками: Веселая карусель Наглядно - дидактический материал для работы на фланелеграфе своими руками Настольная игра "Футбол" для детей своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото Дидактическое пособие для развития фонематического слуха у дошкольников
Участник №116 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2016 года по 20 января 2017 года
Дидактические пособия для детей 5-7 лет с нарушением зрения | Дидактическая игра для развития ориентировки в микропространстве у детей дошкольников 5-7 лет
Опубликовано: 2908 дней назад (6 января 2017)
Просмотров: 5056
+26
Голосов: 26
Мария Анатольевна Блинова # 6 января 2017 в 14:39 +5
Пособие для развитие ориентировки по схеме пригодиться любому педагогу.
Оксана Николаевна Ващенкова # 8 января 2017 в 15:33 +5
Думаю, что такие занятия можно проводить не только с детьми с нарушениями зрения, все дети любят мозаику. Только вот изготовить столько "гвоздиков" - это надо много терпения и времени! Вы очень большая молодец!
Марина Геннадьевна Шабанова # 15 января 2017 в 04:31 +5
Лилия Сергеевна, очень интересное пособие. Детки в удовольствием будут работать и с картами, и с сюжетными картинами. Голос №4.
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 15 января 2017 в 08:38 +6
Здравствуйте, Лилия Сергеевна!
Всегда читаю Ваши публикации по созданию дидактических пособий и поражаюсь вашей выдумке, фантазии и преданности своему делу! Вы знакомите как, из чего и для чего нужны различные приспособления для детей с ОВЗ, решая при этом чётко поставленные задачи и цели: развитие тонкой моторики, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки зрительного восприятия, зрительного внимания, ориентировки во времени. Вы подсказали и мне много идей, как педагогу-декоратору театральных постановок. Спасибо за публикацию! Голос!
Елена Викторовна Багрова # 15 января 2017 в 09:30 +7
Здравствуйте, Лилия Сергеевна!
Ваш опыт работы с детьми с ОВЗ уникален и бесценен.
Созданные Вашими руками дидактические пособия помогут научить детей ориентироваться в пространстве. запомнить цвета, признаки времен года...
Материал интересный, изготовление только одного пособия требует большого труда и терпения, а у Вас их несколько.
Спасибо за любовь к профессии. Примите голос. Успехов!
С уважением!!!
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 15 января 2017 в 10:44 +7
Здравствуйте, Лилия Сергеевна! «Лесные дорожки» и «Времена года» очень интересные,познавательные дидактические пособия. Они развивают тонкую моторику, зрительно-двигательную координацию, пространственную ориентировку зрительного восприятия, зрительное внимание, ориентировку во времени. Отдельное спасибо за работу с детьми с ОВЗ. Вы делаете их жизнь яркой, насыщенной. Голос!
Ирина Анатольевна Князева # 15 января 2017 в 15:55 +7
Лилия Сергеевна! Очень интересные и доступные пособия для дошколят. Предоставлен наглядный материал, варианты использования пособий. Такие пособия интригуют, заставляют работать фантазию, мышление, учат выдержке, терпению. Спасибо! Конечно же голос!
Ольга Владимировна Перковская # 15 января 2017 в 17:18 +7
Здравствуйте, Лилия Сергеевна! Вы большая умница, что уделяете внимание созданию игр для детей, которые развивают не только мелкую моторику, но и пространственную ориентировку зрительного восприятия. Сколько Вашего времени занимают подобные творческие игры!? Множество мелких деталей, рисунков и т. д. Спасибо за большое терпение и творческую инициативу в достижении результатов при работе с детьми, имеющими такие нарушения зрения, как амблиопия и косоглазие. Голос!
Лилия Сергеевна Казакова # 15 января 2017 в 20:51 +7
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Огромное спасибо всем за тёплые слова, за такие подробные, содержательные комментарии! Очень буду рада, если мои идеи пригодятся вам в работе!
Оксана Анатольевна Данильченко # 16 января 2017 в 14:01 +7
Вашим ребятам повезло с творческим педагогом! Все просто, доступно и увлекательно! А за этим многочасовая работа педагога. Публикация правильно и красочно оформлена! Мой голос Вам! Удачи!
Ирина Николаевна Ступченко # 16 января 2017 в 16:46 +7
Отличное пособие. Такое очень понравится деткам и они с огромным интересом будут заниматься с таким замечательным педагогом. Публикация достойна огромного внимания. Примите голос!
Вера Александровна Орехова # 16 января 2017 в 17:13 +7
Лилия Сергеевна, спасибо за приглашение.
В соответствии с ФГОС ДО пособия должны быть мобильными и трансформируемыми.
Ваша работа полностью отвечает этим требованиям. Пособие поможет решить многие образовательные задачи, эстетичное и красочное.
Дидактическое пособие полезное и заслуживает внимания у коллег.
Голосую!
Ирина Юрьевна Ручина # 16 января 2017 в 19:32 +7
Здравствуйте, Лилия Сергеевна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Дидактические пособия для развития тонкой моторики у детей с нарушением зрения очень интересные, полезное, мне понравились. Хорошая форма занятия с детьми. Творческих Вам успехов и вдохновения. Примите мой голос. +1!!!
Лариса Викторовна Штоколова # 19 января 2017 в 04:25 +7
Здравствуйте, Лилия Сергеевна! Уникальные пособия. Подходят не только для детей с нарушением зрения, но для развития моторики пальцев рук детям с нарушением речи. Играя с такими пособиями дети запоминают временные изменения в природе. Сделаны пособия из доступных материалов, своими руками. С удовольствием, голосую!
Светлана Сергеевна Утюжникова # 20 января 2017 в 15:12 +7
Здравствуйте, Лилия Сергеевна!Интересные игровые пособия Вы представили для детей!Очень увлекательно,познавательно,да ещё своими руками сделанные.Пособия многофункциональные,аккуратно оформленные.Голосую за Вашу фантазию,мастерство,за Ваше творчество,желаю Вам удачи!
Алла Ивановна Ефимова # 21 января 2017 в 21:45 +5
Сразу отправила в закладки.
Очень интересный и познавательный материал.
Примите голос.
Наталия Юрьевна Мурашова # 22 января 2017 в 04:54 +4
Отличная разработка. Конечно же, голосую.
Елена Геннадьевна Кудрявцева # 22 января 2017 в 05:17 +4
Лилия Сергеевна, здравствуйте! С огромнейшим интересом познакомилась с дидактическими пособиями "Лесные дорожки" и "Времена года", представленные Вами. Отличные пособия для развития не только мелкой моторики, но и для формирования предметно-практической деятельности: слаженное действие руки и глаза, двух рук, предмета и глаза, а так же ориентировки в пространстве, особенно по схеме, что очень сложно не только для детей с нарушениями зрения, но и для детей с разными нарушениями в развитии. Пособия очень красивые, эстетичные, яркие, красочные, привлекут внимание и интерес детей, что будет способствовать для развития и познавательных способностей: мышления, обобщения знаний по лексическим темам.
Лилия Сергеевна, спасибо Вам за многофункциональные пособия, идею!!!
Я с большим удовольствием голосую за Ваше творчество, профессионализм, фантазию и беру себе в копилку!!! Удачи Вам и новых интересных идей!!!
Снежана Анатольевна Колесникова # 22 января 2017 в 06:53 +3
Лилия Сергеевна - Вы просто молодец! Колоссальная работа проделана! Ну во-первых, сама идея потрясающая. Столько разных элементов так гармонично сочетаются.Мне самой тоже очень нравится работать с пуговицами, тем более их сейчас такое многообразие.
С удовольствием голосую и отправляю Ваше пособие к себе в копилку.
Лилия Сергеевна Казакова # 22 января 2017 в 16:10 +1
Уважаемые коллеги, большое спасибо вам за комментарии и оценку моей работы!
Сидорова Зоя Григорьевна # 24 января 2017 в 19:08 +1
Лилия Сергеевна!
Пособия «Лесные дорожки» и «Времена года» для развития тонкой моторики, ориентировки в пространстве и времени меня заинтересовали.
Ваши дидактические игры приносят неоценимую помощь детям.
Сами этого не зная, играя и развлекаясь, дети развивают речь, мышление и т.д.
Огромное спасибо за Ваш труд, терпение, фантазию, умелые руки.
Голос!
Зоя.
Елена Владимировна Иванова # 29 января 2017 в 22:26 +1
Замечательные дидактические пособия! Оригинальные, уникальные, развивающие. Понравилась идея с прищепками в виде стоп. Игры многоплановые: развивают мелкую моторику,речь, мышление, учат ориентироваться в пространстве... Все вполне доступно и можно сделать своими руками. Примите голос!
Татьяна Александровна Мальцева # 31 января 2017 в 14:21 +1
Здравствуйте,Лилия Сергеевна!Интересные, развивающие дидактические пособия получились.Самое главное, можно сделать их своими руками. Спасибо за Вашу идею! Голос!
Вера Олеговна Седова # 5 февраля 2017 в 09:16 +1
Здравствуйте, Лилия Сергеевна. Вы представили нужный и интересный продукт труда. Он трудоёмок. Вот бы на педагогический сайт заглянули заинтересованные спонсоры, чтобы помочь Вам реализовать Ваш проект в бОльшем разнообразии...
Описание подробное, доступное для изготовления пособий своими руками, многофункциональное, незатратное по денежным средствам, "главное, - как Вы пишете, - найти время и желание всё это сделать своими руками".
В разработке реализуются цель и задачи. Каждое пособие также представлено целью и задачами. Есть описание и назначение дидактического материала, разъяснение этапов по изготовлению элементов учебных игр, поэтапно разложены фото, поясняющие процесс создания обучающего материала, заключение.
Изложение материала грамотное, пособия функциональны и полезны для обучения и развития адаптационных возможностей детей с особенностями зрения.
Вы - молодец.
Юлия Владимировна Мануковская # 6 февраля 2017 в 09:37 +1
Здравствуйте,Лилия Сергеевна! полезный мастер класс. Развивает у детей тонкую моторику, зрительно-двигательную координацию, пространственную ориентировку (ориентировку по схеме), зрительное восприятие, зрительное внимание, ориентировку во времени. Творческих Вам успехов!
Нина Николаевна # 11 февраля 2017 в 12:47 +1
добрый день, Лилия Сергеевна! Ваши пособия «Лесные дорожки» и «Времена года» для развития тонкой моторики, ориентировки в пространстве и времени у детей с нарушением зрения. очень интересны как детям так и взрослым.
Голос!
Удачи!
Любовь Сергеевна Новоселова # 28 февраля 2017 в 07:23 +1
Доброе утро, Лилия Сергеевна. Спасибо за приглашение. Замечательные дидактические пособия. Оригинальные, уникальные, развивающие. Вы проделали колоссальную работу. С удовольствием ставлю голос № 25. Желаю творческих успехов и удачи в дальнейшей работе.
Светлана Николаевна Жукова # 7 мая 2017 в 22:26 +1
Здравствуйте! У вас замечательные пособия, подойдут не только детям с дефектом зрения, но и для детей зрячих. Раньше делали что то подобное но на обширных поверхностях, а тут всё мобильно и по делу.