Пособия «Лесные дорожки» и «Времена года» для развития тонкой моторики, ориентировки в пространстве и времени у детей с нарушением зрения.
Автор: Казакова Лилия Сергеевна, учитель-дефектолог МБОУ «Начальная школа – детский сад №7 компенсирующего вида» г. Пересвет.
Описание: Данный материал будет интересен учителям-дефектологам (тифлопедагогам), работающим с дошкольниками 4-6 лет, имеющими такие нарушения зрения, как амблиопия и косоглазие, так как пособия позволяют совмещать учебные развивающие задачи с назначениями офтальмолога (нагрузкой на хуже видящий глаз с окклюзией лучше видящего) и могут использоваться, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости для детей со сходящимся и расходящимся косоглазием. Также материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, родителям.
Цель: Развитие тонкой моторики, зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки (ориентировки по схеме), зрительного восприятия, зрительного внимания, ориентировки во времени. Выполнение нагрузки на амблиопичный глаз.
Пособие «Лесные дорожки».
Цель: развитие тонкой моторики и зрительно-двигательной координации, пространственной ориентировки (ориентировки по схеме), зрительного восприятия.
Задача ребёнка на карте найти путь по данной схеме, ориентируясь на предметные ориентиры и заданное направление движения.
1 вариант.
Карта представляет собой трёхслойный толстый картон (3 листа толстого картона А4 наклеены друг на друга). Ещё один верхний слой – цветной картон или плотная бумага. Края обклеены цветным скотчем (в данном случае зелёным).
На картоне нарисован план-схема леса (дорожки). Различные ориентиры: деревья, цветы, пруд, пенёк - вырезаны из цветного картона, крепятся на карту с помощью липучки и могут менять место своего расположения.
Ребёнку предлагается вначале расположить на плане ёлочки (брадсы), вставляя их в прорезанные отверстия согласно данной схеме.
Брадс (brads)) это металлические гвоздики, которые используются для скрепления различных поверхностей. Внешне брадс представляет собой шляпку с двумя ножками, которые вставляются в отверстие и для фиксации загибаются
в разные стороны. В нашем случае брадс просто вставляется ножками в плотный картон.
Затем ребёнку даётся карточка со схемой пути по которому следует «пройти».
Ориентируясь по этой схеме, дети обозначают путь, вставляя в отверстия, расположенные в дорожке, брадсы в виде следов ног, чередуя при этом правый и левый следы. (У этих брадсов, для удобства выполнения задания. две ножки
склеены вместе и представляют собой одну ножку. Отверстия для правых следов располагаются ближе к правому краю дорожки, отверстия для левых следов – ближе к левому краю дорожки)
2 вариант.
Карта большого размера располагается вертикально. Используется для детей со сходящимся косоглазием и высокой степенью амблиопии. Такая карта вырезается из большого листа плотного картона (упаковка от холодильника, телевизора и т.п.) Все обрезанные края «дорожки» обклеиваются зелёным скотчем, рамка – коричневым скотчем. Картинки-ориентиры более большого размера, соответствующего карте, вырезаны также из цветного картона, крепятся на липучке (клей-липучка многоразовый для временной фиксации) и могут меняться местами.
Здесь также ребёнку предлагается найти путь, руководствуясь данной ему схемой пути. Но в этом варианте, путь обозначается прищепками в виде следов ног.
Также следует чередовать правый и левый след, Правые следы крепятся с правой стороны вырезанной дорожки, а левые – с левой стороны.
Кроме того, здесь встречаются на пути цветные лужи. Изображения «лужи» из цветного картона, под цвет прищепок, прикрепляемые на дорожку липучкой в произвольном порядке. (Художник ходил по лесу, рисовал пейзажи и пролил краски). После прохода через лужу, следует поменять цвет следов на соответствующий цвет.
Цель путешествия, как и в первом, так и во втором варианте: найти в конце своего пути спрятанные на обратной стороне карты (прикрепленные липучкой) художественные принадлежности, которые потерял рассеянный художник.
В данном случае пособие применялось в занятии на тему: «Художник». Но его можно применить и на другом
тематическом занятии, просто сменив предметные ориентиры.
Пособие «Времена года» («Зима». «Весна»).
Цель: Развитие тонкой моторики, зрительно-двигательной координации, ориентировки в микропространстве, ориентировки во времени, выполнение нагрузки на амблиопичный глаз.
Задача ребёнка состоит в том, чтобы расположить детали, соответствующие данному времени года, в
заданном месте на картине.
Пособие представляет собой картину с изображением основных признаков времени года, в которую вставляются некоторые её части. Имеет варианты разных форматов (А4, А3), используемых для детей с разными диагнозами.
Основа картины сделана, как и предыдущее пособие, из трёх листов толстого картона, приклеенных один поверх другого. Четвёртый верхний слой – цветной картон или плотная цветная бумага. Голубой фон для зимней картины,
светло-зелёный фон для весенней картины, на котором нарисованы элементы зимнего или весеннего пейзажа. Края обклеены цветным скотчем (белым – «Зима», зелёным – «Весна»)
«Зима»
Вариант картины формата А3.
Все детали вырезаются из пластмассовых крышек от пищевых продуктов. Снегири – из красных крышек (от молока), снежинки и снеговик – из белых крышек (сметана, йогурт). Затем раскрашиваются художественными акриловыми красками. С нижней стороны к деталям приклеиваются пуговицы. Они должны быть плоские сверху, для плотного склеивания с деталью и с выпуклой ножкой. Готовые изображения могут вставляться в картину, в готовые отверстия, которые легко протыкаются в картоне той же самой пуговицей.
Рябина: пластиковый гвоздик вставляется в пайетку, а затем в отверстие в картине.
Конец гвоздиков предварительно отламывается, чтобы длина их соответствовала толщине картона и они не торчали с обратной стороны картины.
Вариант картины А4
В этом варианте детали вырезаются меньшего размера, в соответствии с форматом картины. С нижней стороны к деталям приклеиваются пластмассовые «волшебные гвоздики». Чтобы гвоздик легко и плотно приклеился к детали, нужно срезать верхнюю часть шарика до половины при помощи раскалённой иглы.
К деталям снеговика также приклеиваются гвоздики, но не красные, а прозрачные. Для рябины используются гвоздики без пайеток. В качестве снежинок в этом варианте используются брадсы, у которых две ножки склеены в одну (но можно оставить и две ножки)
Или используются другие декоративные элементы.
«Весна»
Принцип изготовления тот же.
Вариант формата А3.
Элемент картины «Капель» - пуговицы подходящей формы, окрашенные серебристой акриловой краской.
Элемент «Перелётные птицы» - вырезанный из пластиковой крышки от пищевых продуктов силуэт птицы, раскрашенный художественной акриловой краской. С нижней стороны приклеена пуговица, которая может быть обрезана так, чтобы она не выходила за пределы изображения.
Элемент «Первая травка» - вырезанное из зелёной пластмассовой крышки изображение травы с приклеенной на нижней стороне пуговицей, также обрезанной.
Элемент «Почки» - пластиковые «волшебные гвоздики» зелёного цвета.
Вариант формата А4
Здесь все элементы вставляются в картину с помощью «волшебных гвоздиков» приклеенных к обратной стороне деталей способом, описанным выше (Чтобы гвоздик легко и плотно приклеился к детали, нужно срезать верхнюю часть шарика до половины при помощи раскалённой иглы. Конец гвоздиков предварительно отламывается, чтобы длина их соответствовала толщине картона, и они не торчали с обратной стороны картины).
«Капель», в этом варианте, - это готовые металлические декоративные элементы с приклеенными к ним «гвоздиками».
Любая информация, как известно, будет запоминаться лучше при полисенсорном восприятии, когда задействованы все органы чувств: слух, зрение, осязание. Особенно это является актуальным для детей с нарушением зрения. И вспомнить информацию гораздо легче, если задействована и слуховая и зрительная и мышечная память. Применение данных пособий способствует решению этих задач, помимо основного их назначения – осуществления зрительной нагрузки на хуже видящий глаз, так как размер элементов и отверстий, в которые они вставляются, рассчитаны на напряжённую работу глаз.
Данные пособия будут интересны не только для занятий с детьми с нарушением зрения, так как они направлены на решение общих образовательных задач путём полисенсорного восприятия, а следовательно, могут пригодиться любому педагогу, главное найти время и желание всё это сделать своими руками.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактическое пособие для детского сада своими руками: Веселая карусель
Наглядно - дидактический материал для работы на фланелеграфе своими руками
Настольная игра "Футбол" для детей своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Дидактическое пособие для развития фонематического слуха у дошкольников