Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока обществознания в 10 классе. Социальное развитие и молодежь

Урок обществознания в 10 классе по теме «Социальное развитие и молодежь»
Учитель: Лукьянчикова Елена Васильевна, учитель истории и обществознания МКОУ «Нижнемамонская СОШ №2» Воронежская область
Описание: материал предназначен для учителей обществознания. Может быть использован прежде всего для проведения урока, также для внеклассной деятельности. Содержатся материалы для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.
Цель: изучение нового материала по теме «Социальное развитие и молодежь».
Задачи:
Образовательные:
- определить статус современной молодежи, ее проблемы и особенности;
- создать условия для раскрытия возрастных критериев стратификации, привлекая личный социальный опыт.
- определить направления молодежной политики государства;
Развивающие:
- способствовать развитию умения выделять основные мысли при самостоятельной работе с учебной литературой, четко формулируя и выражая их;
- создать условия для развития мыслительной деятельности;
- создать условия для развития коммуникативных компетенций.
Воспитательные:
- способствовать формированию у учащихся навыков межличностного общения;
- создать условия для выражения учащимися собственных взглядов на развитие молодежи как социальной группы.
Ход урока:
1. Актуализация знаний:
- Кого считать молодежью? С чем ассоциируется у вас это понятие?
По ходу урока обучающиеся с помощью учителя составляют кластер «Молодежь»

2. Работа по теме урока (заполнение и обсуждение кластера)
1) Разные точки зрения на определение возраста молодежи:
- от 14 до 25 лет;
- от 16 до 30 лет;
- от 13 до 19 лет; - от 18 до 25 лет.
- Почему так размыты возрастные границы, определяющие позицию молодежи в обществе?
Одна из причин – нет объективных критериев в определении границ молодости.
- Какой критерий для определения границ молодости Вы выделите? Почему этот критерий может стать определяющим?
2) Социальный статус молодежи
- Каковы особые социальные роли молодежи? Какой статус является для вас самым главным в данный момент жизни?
- В чем особенности социальной мобильности молодого поколения?

3) Особенности молодежи
- В чем психологические особенности молодежи?
- Какие ценности характерны для молодых людей?
- Каковы приоритеты молодых при выборе профессии?
4) Молодежная субкультура
Учитель: Накануне урока, вы разделились на группы и получили задание: провести мини-исследования по выявлению основных направлений молодежной субкультуры в нашем регионе и насколько они представляют для вас интерес.
Защита мини-исследований по группам.
- Можно ли молодежную субкультуру можно рассматривать как некое целое, которой присущи общие черты. Какие?
Ответы учащихся: (вызов ценностям взрослых, эксперимент с собственным образом жизни, своеобразные вкусы, особенно в одежде, музыке, манере поведения, и т.д.)
5) Молодежная политика государства
Когда-то активно обсуждался вопрос о необходимости принятия специального закона о молодежи. Но все осталось только на словах. Попробуйте создать такой закон, состоящий из 10 пунктов, и аргументировано его защитить.
3. Закрепление изученного материала. Работа с документом Д.А.Силичев «Молодежь как социальная группа» (О.А.Чернышева «Обществознание. ЕГЭ. Вступительные испытания. Издательство «Легион», Ростов-на-Дону, 2008):
«Сегодня – в связи с резким увеличением срока получения образования – верхняя граница молодости поднялась до 30 и даже более лет. То же самое происходит и с нижней границей, правда, в обратном направлении. Раньше она соответствовала 14 годам. Теперь она – в связи с феноменом акселерации – иногда отодвигается назад, к 10 годам, особенно если речь идет о молодежной культуре. Однако большинство ученых сходится на том, что возрастные границы молодости находятся между 14-30 годами.
Эти границы указывают на то, что молодежь составляет огромную социальную группу – почти половину населения. В силу этого ее роль в общественной и культурной жизни постоянно возрастает. Во многом по этой причине в наше время возникло совершенно новое явление: если раньше молодые люди стремились как можно быстрее стать взрослыми или похожими на них, то теперь появилась встречное движение со стороны взрослых. Они не спешат расстаться с молодостью, стремятся сохранить свой молодой вид, заимствуя у молодежи ее сленг, моду, форму поведения и способы развлечения… Молодежная субкультура существует, она образует в первую очередь феномен нашего времени.
… В 18 лет человек официально признается взрослым, что предполагает соответствующие права и обязанности. Социально-психологические свойства становятся вполне определенными и устойчивыми, образуя неповторимый характер. Помимо этого, вступающий в жизнь человек получает образование, приобретает профессию и квалификацию, осваивает существующие в обществе традиции, идеалы и ценности.
1. Что характеризует молодежную культуру как субкультуру?
2. Какой процесс составляет главную особенность молодежной субкультуры (об этом говорится в последнем предложении приведенного отрывка)
3. Почему некоторые взрослые в наше время стремятся стать внешне моложе?
4. Почему в современном мире процесс взросления стал занимать более продолжительное время, чем в XIX веке?
4. Рефлексия.
1) Какие черты зрелого возраста вы бы хотели приобрести, и какие черты молодости сохранить?
2) Что вам понравилось на уроке и что не понравилось?
3) Что нужно сделать, чтобы было еще интереснее?
Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание: параграф 19 учебника Боголюбова Л.Г. (Ответить на вопросы к параграфу)
Литература:
Боголюбов Л.Н. учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. М.: Просвещение, 2014.
Корнева Т.А. Обществознание 10-11 классы. Уроки учительского мастерства. Волгоград: издательство «Учитель», 2006
О.А.Чернышева «Обществознание. ЕГЭ. Вступительные испытания. Ростов-на-Дону: издательство «Легион», 2008

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока-практикума по обществознанию для 10-11 класса на тему: Факты и суждения Старшеклассникам о формах общественного сознания Деловая игра для 10-11 класса «Избирательное право» Рабочая программа по обществознанию в 10-11 классах
Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I | Конспект урока обществознания в 5 классе. Труд - основа жизни
Опубликовано: 3584 дня назад (29 января 2015)
Просмотров: 14857
+10
Голосов: 10
Жанна Вячеславовна Торхова # 29 января 2015 в 21:28 +1
Елена Васильевна!очень рада,что нашла ваш блог.материал современный и актуальный,а предмет обществознания всегда требует идти в ногу со временем.спасибо!
Елена Васильевна Лукьянчикова # 29 января 2015 в 21:34 0
Жанна Вячеславовна, спасибо Вам за оценку
Ирина Вячеславовна Маслова # 30 января 2015 в 14:33 +3
Елена Васильевна! Очень понравилась Ваша работа: актуальная тема, разные формы и методы работы, Вы вовлекаете ребят в активное обсуждение проблемных вопросов. Важна практическая направленность материала - коллеги смогут воспользоваться вашим трудом.
С уважением, Ирина Вячеславовна
Наталья Сергеевна Катаева # 31 января 2015 в 09:09 +1
Елена Васильевна! Очень нужные вопросы Вы затронули. И определяли статус современной молодежи, ее проблемы и особенности и направления молодежной политики государства. Всё это, несомненно способствует работать с учебной литературой самостоятельно. Вы создаёте условия для выражения учащимися собственного мнения.
Елена Васильевна Лукьянчикова # 31 января 2015 в 10:57 0
Уважаемые коллеги, спасибо за внимание к моей работе и содержательные комментарии.
Ирина Николаевна Ступченко # 1 февраля 2015 в 14:30 +2
Здравствуйте! Познакомилась с конспектом Вашего занятия! Тема очень важная и актуальная. Но не совсем правильно отражены этапы урока. У Вас это выглядит как план учебного занятия. И первый вопрос в актуализации знаний не совсем чётко выражен. В целом урок заслуживает внимания. Желаю дальнейших успехов в работе! Примите голос!
Елена Васильевна Лукьянчикова # 1 февраля 2015 в 14:49 0
Ирина Николаевна, спасибо за оценку, учту Ваши замечания!
Ирина Владимировна Ельцина # 1 февраля 2015 в 14:56 +1
Здравствуйте, Елена Васильевна,спасибо за приглашение. Очень интересный и познавательный материал. Хорошо поставлена цель и задачи, в течении всего мероприятия вы создаете условия для развития мыслительной деятельности, коммуникации. Примите от меня голос!
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 1 февраля 2015 в 15:19 +2
Спасибо за приглашение!
Уверена, что многих коллег заинтересуют современные педагогические методы и приёмы, которые вы используете в своей работе, ведь у нас на Портале не часто увидешь разработки уроков по данному предмету. Спасибо! Единственное, я бы вам посоветовала добавить в конспект деятельность учителя выделить Учитель и Учащиеся, для лучшего восприятия.
Желаю вам успехов!
С уважением, Т.Н.
Елена Васильевна Лукьянчикова # 1 февраля 2015 в 16:00 +2
Татьяна Николаевна, спасибо за внимание, замечания верные, не много размещала материала на этом сайте, еще не научилась редактировать, буду исправляться.
Ольга Ивановна Марченко # 1 февраля 2015 в 22:40 +1
Елена Васильевна, спасибо за интересный конспект урока по обществознанию. Примите мой голос!
Тамара Александровна Новичкова # 14 февраля 2015 в 15:09 +2
Конспект занятия, опубликованный вами, важен и актуален на современном этапе. Вы используете разнообразные методы и приёмы в своей работе, показываете проблемы современной молодёжи и определяете её статус, и напрвления молодёжной политики государства. На занятии учащиеся учатся выделять из учебной литературы основные мысли и чётко их формулировать, тем самым развивая мыслительную деятельность, грамотную речь. Считаю, что ваша публикация заслуживает внимания и будет востребована педагогами. Удачи. + 1
Марина Станиславовна Гарастюк # 17 февраля 2015 в 09:11 +1
Елена Васильевна, спасибо за приглашение! Очень понравился ваш урок. Вы сумели грамотно подобрать различные формы и методы работы. Важным считаю применение исследовательской работы на уроке, а так же использование задания из ЕГЭ по обществознанию. Во время урока ученики задействованы в различных видах деятельность, что делает занятие интересным и продуктивным. Спасибо за ваш труд!
Наталья Николаевна Тузова # 1 марта 2015 в 21:18 +1
Елена Васильевна, тема Вашего конспекта важна и актуальна. В своей работе вы показали разные приемы и методы, которые заинтересуют многих коллег. Вам мой голос!
Елена Николаевна Пышнограева # 1 марта 2015 в 22:05 +1
Добрый вечер, Елена Васильевна! Познакомилась с представленным материалом. Уверена, что многих коллег заинтересует ваша работа. Вы используете современные педагогические методы и приёмы, актуальный материал. Спасибо! Примите мой голос!
Елена Васильевна Лукьянчикова # 1 марта 2015 в 22:07 0
Коллеги, большое спасибо за внимание к моей работе!
Людмила Алексеевна Маньшина # 2 марта 2015 в 00:13 +1
Елена Васильевна, познакомилась с представленным Вами конспектом. Ваш урок интересный, содержательный, способствует активизации мыслительной деятельности учащихся. Решая проблемные вопросы, старшеклассники "рисуют портрет" современной молодежи, определяют ее роль в обществе. Ваш урок, безусловно, никого не оставит равнодушным. Творческих успехов Вам.
С ув. Людмила Алексеевна.
Наталья Михайловна Мазунина # 29 марта 2015 в 20:20 +1
Довольно сложно вовлечь старшеклассников в активное участие на уроке. Вам это удалось. Содержательный урок, актуальная тема. Молодец!