Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Деловая игра для 10-11 класса «Избирательное право»

Деловая игра по праву для старшеклассников
Кололеева Елена Викторовна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 6 имени И.Т. Сидоренко г. Усть-Лабинск Краснодарского края
Деловая игра «Я - молодой, выбор за мной!» или «Избирательное право на 100 баллов»
Методическая разработка внеклассного мероприятия по обществознанию для учащихся 10-11 классов
Цели мероприятия:
- расширение знаний обучающихся;
- воспитание активной гражданской позиции у подрастающего поколения и осознания своей роли в политической сфере жизни общества;
- формирование чувства личной ответственности за свой политический выбор;
- расширение социального опыта учащихся, повышение интереса к предмету (обществознание, право);
- формирование у ребят умения аргументировано высказывать свои взгляды и вести дискуссию, навыка командной работы.

Пояснительная записка
Игра проводится между 2-3 командами учащихся одной школы, или нескольких школ (например, школ одного микрорайона). Команды могут состоять из любого равного количества человек, возглавляет команду капитан. Мероприятие удобнее проводить в большой аудитории. Необходимо предусмотреть возможность использования мультимедийного проектора (для демонстрации отдельных заданий или их проверки). Для проведения игры должны быть предусмотрены места для команд, болельщиков, членов жюри (члены ТИК, старшеклассники - победители олимпиад по обществознанию, праву, избирательному праву).
Также целесообразно подготовить несколько информационных сообщений, которые могут быть представлены в начале/конце мероприятия, между возможными «паузами» - определении промежуточных результатов игры и пр.
Примечание: информационные сообщения – короткие сюжеты (видео, фото, мультимедийная презентация и др.), сопровождающиеся комментарием членов ТИК и старшеклассников по теме мероприятия (особенности выборов, история парламентаризма в России, из истории выборов, избирательный процесс, предвыборная агитация, порядок голосования и др.).

Порядок проведения деловой игры
1. Конкурс «Визитная карточка».
2. Разминка.
3. Конкурс капитанов.
4. Выполнение заданий по избирательному праву (задания могут чередоваться с информационными сообщениями по теме мероприятия).
5. Конкурс болельщиков.
6. Подведение итогов и награждение победителей.
Команда-победительница определяется по совокупным результатам всей игры. В качестве подарков командам могут быть использованы диски и пособия по подготовке к ЕГЭ.

Конкурс «Визитная карточка»
представление командами капитана, названия, девиза, эмблемы и др., соответствующих теме мероприятия
(не более 5 минут на каждую команду, оценивается по пятибалльной шкале)

Разминка
Командам необходимо соотнести карточки разных цветов друг с другом (термин - обозначен цифрами, определение - обозначено буквами). Оцениваются время и правильность выполнения задания.
1. абсентеизм
2. активное избирательное право
3. выборы
4. депутат
5. избирательный ценз
6. кандидат
7. мандат
8. пассивное избирательное право
9. политическая партия
10. электорат
А. способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления с помощью голосования.
Б. выборный представитель в органах власти, полномочный представитель населения в органах центральной или местной власти.
В. устанавливаемое Конституцией или избирательным законом условие для получения или осуществления избирательного права
Г. лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность
Д. устойчивая организация, стремящаяся к участию в осуществлении государственной власти и объединяющая людей с общими идейно-политическими взглядами и совпадающими интересами
Е. уклонение от участия в выборах
Ё. право гражданина быть избранным в представительные органы государства.
Ж. документ, удостоверяющий депутатские полномочия предъявителя, права выполнять депутатские обязанности
З. избиратели, участвующие в выборах в государственные структуры.
И. право граждан участвовать в выборах

Ключи: 1Е, 2И, 3А, 4Б, 5В, 6Г, 7Ж, 8 Ё, 9Д, 10З.

Конкурс капитанов
Задание выполняется письменно, индивидуально и сдается в жюри, после чего вопросы проецируются на экран, на них дается правильный ответ. Каждый верный ответ оценивается одним баллом.
Задание капитанам: найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ряда.
1. Выборы депутатов, избирательное право, тайное голосование, списки политических партий, избирательная кампания.
Ответ: избирательное право.
2. Гласность, демократия, политический плюрализм, парламентаризм, принцип большинства, демократия
Ответ: демократия.
3. Избирательная система, избирательный барьер, одномандатный избирательный округ, распределение мандатов, партийный список, тайное голосование
Ответ: избирательная система.

Выполнение заданий
Каждая команда получает одинаковые задания-задачи. На решение задач отводится определенное время, по истечению которого команды по очереди предлагают свои варианты решения. Возможен вариант представления части решений в письменном виде в жюри, а часть заданий будет представлена публично (например, те задачи, которые предполагают три элемента ответа – как вариант - по количеству команд-участниц).

Задание «Собери цитату»
Командам необходимо сложить из карточек-слов фразу – цитату (одну или несколько) по теме мероприятия. Оцениваются время и правильность выполнения задания. Примечание:
1) возможно начисление дополнительного балла за верное определение авторства (в этом случае можно предусмотреть карточки с именами авторов, из которых команды смогут выбрать автора);
2) возможно начисление дополнительного балла за расстановку знаков препинания;
3) возможно использование «собранной» цитаты в качестве темы для рассуждения (согласие, несогласие с автором, аргументация своей позиции).

Варианты фраз-цитат:
- «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою» (И. Ильин);
- «Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага» (Б.Н. Чичерин);
- «Сущность демократии – не в народном произволе, а в праве народа устанавливать через своих избранников разумное законодательство» (Сократ);
- «В условиях демократии неосведомленность одного избирателя может повредить всем остальным» (Дж. Ф. Кеннеди);
- «Демократия - плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало» (У. Чер¬чилль).
Вариант оформления карточек-задания по цитате У. Черчилля:
демократия
плохая
форма
правления
однако
лучшего
человечество
не
придумало
ничего

Конкурс «Порядок голосования»
Командам раздают карточки, на которых указаны различные этапы процесса голосования. Задание – разложить карточки по порядку. Оцениваются время и правильность выполнения задания.
Вариант выполнения задания – члены команды с карточками в руках выстраиваются в колонну в порядке, соответствующем порядку голосования (при необходимости возможно привлечение болельщиков).
Карточки
А. предъявление избирателем паспорта или документа, заменяющего паспорт, в участковую избирательную комиссию
Б. роспись избирателя в соответствующей графе списка избирателей в получении избирательного бюллетеня
В. внесение в список избирателей серии и номера паспорта, проверка избирателем правильности
Г. личное присутствие и голосование избирателя в день выборов на своем избирательном участке
Д. голосование проводится в отдельной кабине (специально оборудованном для тайного голосования месте) путём внесения в избирательный бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), соответствующий выбору избирателя
Е. получение избирателем избирательного бюллетеня.
Ключи: Г, А, В, Е, Б, Д

Задание «Эстафета»
Командам необходимо заполнить пропуски в тексте, вы¬брав из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. Каждое слово может быть использовано только один раз (в списке слов больше, чем потребуется). Текст с заданием расположен на отдельном столе, задание выполняется членами команды по очереди – первый участник направляется к столу с заданием, заполняет первый пропуск, возвращается на место, к столу с заданием направляется второй участник и заполняет второй пропуск и т.д. Оцениваются время и правильность выполнения задания.
Текст с заданием
«Порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования называется избирательной ___(А). Структурными компонентами являются: 1) избирательное ___(Б) – комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный ____(В) – комплекс действий в процессе выборов. Некоторые политологи, наряду с названными элементами, о¬носят к структурным компонентам партийную систему, а также политические ____(Г).
Международная политическая практика выработала несколько типов избирательных систем. Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов называется ____(Д). Система представительства партий и движений, основанная на том, что каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голосов, поданных за её кандидатов на выборах, называется ____(Е). Политологи подчеркивают, что не существует совершенной избирательной системы, как и совершенной демократии».

Список терминов:
1) пропорциональная
2) система
3) смешанная
4) процесс
5) кампания
6) право
7) мажоритарная
8) традиции
9) идеология

Ключи: A 2, Б 6, В 4, Г 8, Д 7,Е 1

Задания-задачи формата ЕГЭ
Командам необходимо выполнить (устно или письменно) предложенное задание. Возможен вариант представления части решений в письменном виде в жюри, а часть заданий будет представлена публично. Количество заданий определяется, исходя из продолжительности мероприятия, уровня подготовки обучающихся и др. факторов. Оцениваются время и правильность выполнения задания.
Варианты заданий-задач
по материалам сайта «Решу ЕГЭ»: обществознание. Обучающая система Дмитрия Гущина

1. Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) ответ на вопрос, например: возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества;
2) обоснования, например:
- возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста,
- возрастной ценз не исключает других возможностей молодёжи участвовать в политической жизни общества;
- возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти.

2. Многие политологи пишут об иллюзорности свободы изъявления воли граждан на избирательных участках во время выборов. Благодаря массированному воздействию средств массовой информации, общественное сознание определяет свои приоритеты, люди голосуют под влиянием позиции СМИ, а не собственных взглядов и убеждений. Предложите три способа повышения политической зрелости и ответственности избирателя, защиты его права на свободный выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) гражданам необходимо знакомиться с максимально широким спектром мнений и точек зрения на программы кандидатов и партий, изучать аналитические материалы;
2) гражданам важно выяснить «послужной список» кандидатов, реально сделанное ими, познакомиться с мнениями независимых, возможно, зарубежных экспертов;
3) гражданам необходимо повышать свой уровень как общей, так и политической культуры и грамотности, учиться отличать популизм от реальных требований и обещаний;

3. В ст. 13 Конституции РФ утверждается: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». Проиллюстрируйте тремя примерами данное конституционное положение.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
- в выборах в Государственную думу между собой борются партии различной идеологической направленности;
- в России граждане имеют право создавать различные общественные объединения, союзы, совместно добиваясь своих целей;
- для современной российской действительности характер¬но одновременное существование различных научных школ: в исторической науке, например, одни ученые придерживаются марксистского понимания исторического процесса, другие - цивилизационного (Тойнби и др.).

Конкурс болельщиков
Задание болельщиков предполагает некоторое время на его выполнение, в связи с чем задание болельщики получают перед тем, как команды приступят к решению заданий-задач формата ЕГЭ). Выполненное задание болельщики представляют публично. Оцениваются аргументация, убедительность, творческий подход к выполнению задания

Варианты заданий для болельщиков
1. Болельщикам предлагается для обсуждения проблема «Голосовать или не голосовать?». Ребята должны определить причины низкого уровня участия избирателей в выборах, подробно обосновать аргументы «за» и «против».
Мой выбор – голосовать
Аргументы «за»......
Аргументы «против» ........

2. Болельщикам предлагается для обсуждения проблема «Молодёжь и её участие в выборах: формы и методы повышения электоральной активности». Ребята должны подробно обсудить причины низкого уровня участия молодёжи в выборах и предложить способы повышения активности этой категории избирателей.

Подведение итогов и награждение победителей.

Примечание: при подготовке заданий использовались интернет-ресурсы – сайт «РЕШУ ЕГЭ»: обществознание. Обучающая система Дмитрия Гущина, а также материалы сайтов ЦИК РФ, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, Государственной Думы РФ, территориальных избирательных комиссий. Указанные интернет-ресурсы могут быть использованы при подготовке информационных сообщений.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока-практикума по обществознанию для 10-11 класса на тему: Факты и суждения Внеклассное мероприятие для 9-11 классов. Игра-аукцион: Конституция РФ Конспект урока обществознания в 10 классе. Социальное развитие и молодежь Старшеклассникам о формах общественного сознания

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по праву для 8 класса

Участник №67 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2016 года
Исследовательская работа в 5 классе. Коса - девичья краса
Опубликовано: 3007 дней назад (9 августа 2016)
Просмотров: 26992
0
Голосов: 0
Елена Борисовна Жданова # 10 августа 2016 в 07:14 0
Уважаемая коллега! Мне понравилась ваша разработка игры, которая особенно актуальна в свете приближающихся выборов в нашей стране. Действительно, старшеклассники плохо ориентируются в основах избирательного права и такая форма проведения мероприятия активизирует их интерес и теоретическую подготовку. Хорошо, что ряд заданий вы привязали к формату ЕГЭ. Спасибо за идею, успехов в работе smile
Елена Викторовна Кололеева # 10 августа 2016 в 14:43 0
Спасибо большое за отзыв! Постараюсь в ближайшее время разместить информацию об уже проведенных мероприятиях, приуроченных к будущим выборам.