Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Рабочая программа по обществознанию в 10-11 классах

Рабочая программа по обществознанию в 10-11 классах
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования 2004 год, примерной про-граммы среднего общего образования по обществознанию и авторской программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф., Матвеева А.И. «Обществознание 10-11 классы, ба-зовый уровень» в сб.«Обществознание, 10-11 классы, Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф., Матвеев А.И., Просвещение, 2009, базовый уровень».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стан-дарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Примерная программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных ха-рактеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточ-ной аттестации учащихся.
Рабочая программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников. Данная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последова-тельности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства не сковывая творческой ини-циативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по темам курса; требования к уровню подготовки выпускни-ков, тематическое планирование предметов, УМК.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокуп-ность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим лю-дям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмот-ренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание ко-торых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценно-стям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об об-ществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для вза-имодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные дан-ные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необ-ходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего общего образования являются:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные си-туации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, право-мерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлече-ние необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной инфор-мации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотро-вое, поисковое и др.);
- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
- формулирование полученных результатов;
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процес-сов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обра-ботки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискус-сия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Фе-дерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Так как учебный план школы предусматривает 34 рабочих недели, то количество часов составляет 136 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, один из которых планируется для различного вида самостоятельной работы учащихся. В рабочей программе уменьшено количе-ство часов, отводимых на резервное время.
Не менее 50% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позво-ляющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Набор выполняе-мых учащимися работ включает в себя:
-работу с источниками социальной информации с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета)
- критическое осмысление социальной актуальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные си-туации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.)
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, право-мерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных о современных социальных проблемах;
- написание творческих работ по социальным дисциплинам.

Изменения, внесённые в рабочую программу:
В авторской программе Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, Л.Ф.Ивановой, А.И.Матвеева отведено на изучение курса «Обществознание» в 10-11 классах 140 часов, в связи с тем, что учебный план МКОУ Хрещатовская СОШ рассчитан на 34 учебных недели, на изучение курса отводится 136 часов.
В 10 классе часы резерва распределены следующим образом:
Добавлен 1 час на изучение раздела «Экономическая сфера», добавлены 2 часа на итого-вое повторение.
В 11 классе – из часов резерва добавлены 3 часа на изучение раздела «Экономика», 1 час на изучение раздела 2. «проблемы социально-политического развития общества», 1 час добав-лен на заключительный урок для итогового повторения.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
10 КЛАСС

РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК (16 ч)
ТЕМА 1 . ОБЩЕСТВО (4ч)


Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культу-ра. Науки об об¬ществе.
Структура общества. Общество как сложная динамич¬ная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социаль¬ные институты.

ТЕМА 2. Человек (12 ч)
Природа человека. Человек как продукт биологичес¬кой, социокультурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь чело¬века. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Дея¬тельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и ра¬циональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Человек в системе социальных связей. Личность, фак¬торы, влияющие на ее формирование. Са-мосознание и са¬мореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ (38 ч)
ТЕМА 3. Духовная культура (8 ч)

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, мас¬совая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образо-вание и самооб¬разование.
Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенден¬ции духовной жизни современной России.

ТЕМА 4. Экономическая сфера (5 ч)
Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как ос-нова жизнеобес¬печения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние эконо-мики и политики.
Экономическая культура. Экономический интерес, эко¬номическое поведение. Свобода эконо-мической деятель¬ности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

ТЕМА 5. Социальная сфера (14 ч)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратифи-кация. Соци¬альные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный кон-фликт. Социальные ас¬пекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Мно¬гообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и само¬контроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межна-циональные конфликты. Национальная политика. Культура межнацио¬нальных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отно-шения. Культура топоса.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как со¬циальная группа. Развитие социальных ролей в юношес¬ком возрасте. Молодежная субкультура.

ТЕМА 6. Политическая сфера (11 ч.)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политичес¬кой системы. Государство в политиче-ской системе. Полити¬ческие режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основ¬ные черты гражданского общества. Пра-вовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Из¬бирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Поли-тическая культура.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВО (10 ч)
ТЕМА7. Право как особая система норм (10 ч)

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридичес¬кой ответственности. Система судебной защиты прав че¬ловека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы го¬сударственного, административного, гражданского, трудо¬вого, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
Заключительные уроки-(2ч)
Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс, со-временный мир и его противоречия
Итоговое повторение – 2ч.
11 класс (68 часов)
РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИКА (31 ч)


Экономика и экономическая наука. Что изучает эконо¬мическая наука. Экономическая деятель-ность. Измерите¬ли экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономичес¬кого роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монопо¬лия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложе¬ния. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие цен¬ные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и фак¬торные доходы. Постоянные и перемен-ные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предприниматель-ской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Ос-новы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государ-ственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конку¬ренции и антимоно-польное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основ¬ные операции коммерческих банков. Фи-нансовые инсти¬туты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в об¬ласти международной торговли. Глобаль-ные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. За¬щита прав потребителя. Экономика про-изводителя. Рацио¬нальное экономическое поведение потребителя и произво¬дителя.

РАЗДЕЛ II. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА (16 ч)
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и от-ветственность за его последствия.
Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.
Религиозные объединения и организации в РФ. Опас¬ность тоталитарных сект.
Общественное и индивидуальное сознание. Социализа¬ция индивида.
Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Мно¬гообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опас-ность. Роль СМИ в политической жизни.
Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лиде¬ры и ведомые.

РАЗДЕЛ III. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (18 ч)
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

Заключительные уроки (2 ч)
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты гло¬бальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза со¬временной цивилизации.
Итоговое повторение-1ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваива-ется и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельно-сти, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на приме-рах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подле-жат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренче-скими установками выпускников.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
• особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:
• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов обще-ства);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптиро-ванных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, органи-зации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по-вседневной жизни для:
• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
• совершенствования собственной познавательной деятельности;
• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в мас-совой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования со-бранной социальной информации.
• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Рекомендуем посмотреть:

Практическая работа по обществознанию в 11 классе по теме "Мораль" Конспект урока-практикума по обществознанию для 10-11 класса на тему: Факты и суждения Конспект урока обществознания в 10 классе. Социальное развитие и молодежь Практическое занятие по обществознанию. Как написать эссе
Дольмены. Что это такое | Повышение мотивации к обучению в школе
Опубликовано: 2652 дня назад (19 августа 2017)
Просмотров: 5085
+1
Голосов: 1
Елена Владимировна Бережная # 20 августа 2017 в 08:44 +1
Спасибо Светлана Михайловна за разработку рабочей программы. Как раз то, что я искала. Добавить бы только ещё и календарно-тематическое планирование.
Светлана Михайловна Шмигирилова # 20 августа 2017 в 09:28 0
Спасибо за комментарий. Буду рада если материал оказался полезен вам. Календарно-тематическое планирование лучше если учитель сам составит исходя из оборудования в классе, учебников, которые вы используете. Я могу выложить лишь только примерное, то, которое подходит для моего класса.
Венгер Татьяна Михайловна # 10 января 2018 в 18:21 0
Уважаемая Светлана Михайловна, благодарю за подробную пояснительную записку к рабочей программе.