ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У УЧАЩИХСЯ
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. «Психологический закон» гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельнос¬ти, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее», -писал Л.С. Выготский.
Снижение мотивации учеников к обучению – одна из проблем современного образования. Уже в начальной школе учебная мотивация становится достаточно большой проблемой для учителя — дети отвлекаются, шумят, не следят за тем, что говорит учитель, не прилагают достаточных усилий для выполнения классных и домашних заданий, любой ценой стремятся получать хорошие оценки или, наоборот, начинают проявлять полную апатию. Чем старше становится ученик, тем больше у него проблем, связанных с нежеланием учиться. Поэтому формирование мотивации к учёбе – одна из задач педагогики. Эта задача решается как в рамках школьной, так и внешкольной работы.
Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Я применяю различные методы мотивации в зависимости от влияния на различные сферы личности учащихся, но остановлюсь на некоторых из них:
Метод проектов
Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная от идеи до воплощения в жизнь под контролем и при консультировании учителя.
С точки зрения учащегося, учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе, или самому, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи.
С точки зрения учителя, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.
Как любая технология, метод учебного проекта имеет четкую организационную
структуру:
1. Включение ребенка в данную поисковую деятельность.
2. Выбор проблемы постановка цели и задач.
3. Сбор и переработка информации.
4. Завершение работы, составление “портфолио” ученика.
5. Собственно защита проекта.
Обучение с использованием проектных приёмов имеет целый ряд достоинств.
Работа над проектами способствует:
- развитию речи и обогащению словаря;
- развитию умения работать в коллективе;
- расширению кругозора учащихся;
- повышению мотивации учащихся;
- поощрению творчества;
- воспитанию самостоятельности;
- развитию обще учебных умений.
Технология “Дебаты”
Использование технологии "Дебаты" в обучении школьников содействует становлению нового поколения гражданского открытого общества: толерантного и мобильного, критически осмысляющего перемены.
Технология формирует:
- умение определять и отстаивать свою позицию,
- ораторское мастерство и умение вести диалог;
- командный дух и лидерские качества.
МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ДЕБАТОВ
Дебаты - публичное обсуждение какой-либо спорной общественно значимой проблемы с формулированием различных точек зрения на нее.
Важнейшая особенность дебатов:
в них не спорят, а высказывают свою точку зрения, приводя аргументы;
выслушивают оппонента, не перебивая;
задают оппоненту вопросы только на прояснение позиции, не вступая с ним в спор.
Фразы запрещённые в дебатах:
«Я не согласен»
«Вы не правы»
«Это неверно»
Цели дебатирования:
- формирование навыков аргументации
- формирование навыков этикетного слушания
- формирование умения задавать вопросы в уважительной форме
- умение вести обсуждение в духе толерантности с соблюдением речевых, этикетных и этических норм
Тезис – это главная мысль, выраженная оратором, которую он старается обосновать, доказать.
Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса; факты, примеры, утверждения, объяснения.
Подготовка к дебатам включает следующие
этапы:
1. Определение темы дебатов
2. Формирование двух групп из учащихся.
3.Формирование дебатных команд.
4. Определение тезисов для дебатов.
5. Подготовка команды к дебатам
Правила для участников дебатов
1. Строго соблюдать регламент, следить за указаниями учителя.
2. Приводить в основном аргументы в поддержку своей точки зрения, а не критиковать позицию оппонента.
3. Слушать оппонента, не перебивая - он не враг, не противник, а партнер по обсуждению. Не раздражаться, сохранять приветливость.
4. Обращаться к оппонентам на “вы”.
5. Задавая вопросы и отвечая на вопросы, не выражать словесно несогласие, не вступать в спор.
6. Вопросы задавать только на прояснение позиции, выяснение точки зрения. Благодарить за ответ на каждый вопрос.
7. При ответе на вопрос оппонента отвечать не просто “да” или “нет”, а приводить минимум один аргумент в свою пользу.
8. Можно ответить на заданный вопрос в заключительном слове, если не можете ответить на него сразу.
9. Капитан и член команды могут совещаться друг с другом во время дебатов, а группа поддержки не имеет права вмешиваться.
10. Каждая команда аплодирует своим оппонентам вместе со зрителями.
КОМАНДА 1 КОМАНДА 2
№ 1 №2 №3 №4
__________ _________
два сдвинутых стола
З Р И Т Е Л И
(жюри)
Регламент дебатов
1. Выступление капитана команды позитивистов - (3 минуты),
2. Вопросы капитану команды позитивистов задает капитан команды негативистов (2 минуты),
3. Выступление капитана команды негативистов - (3 минуты),
4. Вопросы капитану команды негативистов задает капитан команды позитивистов (2 минуты),
5. Выступление помощника капитана позитивистов - (2 минуты),
6.Вопросы помощнику капитана позитивистов задает помощник капитана негативистов (2 минуты),
7. Выступление помощника капитана негативистов - (2 минуты),
8. Вопросы помощнику капитана команды негативистов задает помощник капитана позитивистов (2 минуты),
9. Заключительное слово капитана команды позитивистов – (1 минута)
10. Заключительное слово капитана команды негативистов – (1 минута)
Рукопожатие всех участников
Голосование по итогам дебатов.
План выступления::
1.Приветствие слушателям
2.Вступление (обоснование актуальности темы)
3.Определение понятий.
4.Выдвижение тезиса.
5.Аргументация.
6.Заключение.
7.Благодарность за внимание.
Начало выступления
- Обращение к событию, месту, времени
- Возбуждение любопытства
- Демонстрация какого-либо предмета
- Рассказ о себе, своем личном опыте, случае из вашей жизни
- Цитирование
- Исторический эпизод
- Ссылка на общеизвестный, известный источник информации
- Риторический вопрос
Завершение выступления
- Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость
- Обобщающий вывод
- Обращение к слушателям
- Благодарность за внимание
Рекомендуем посмотреть:
Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий
Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности у студентов
Внедрение инновационных технологий в процесс обучения и преподавания с целью повышения уровня саморе
Современная образовательная технология мнемотехника в ДОУ
Похожие статьи:
Положение о научном обществе в школе
Положение о школьной предметной олимпиаде
Положение о школьной предметной неделе
Положение о центрах дополнительного образования в общеобразовательном учреждении
Требования к программе дополнительного образования детей