Внедрение инновационных технологий в процесс обучения и преподавания с целью повышения уровня саморегуляции учащихся
В настоящее время, перед учительским сообществом стоит очень важная проблема, касающаяся перехода от традиционной методики преподавания к общему новому подходу в обучении. Современному учителю сейчас необходимо «идти в ногу» с быстроразвивающимися интеллектуальными и компьютерными технологиями, быть более компетентным в вопросах не только своего предмета, но и во многих других отраслях педагогики, быть всесторонне развитым. Соответственно, встает вопрос кто он – учитель новой формации? Каким он должен быть? Какими методами и приемами он должен обучать учеников? Как должен повышать свое педагогическое мастерство?
Конечно же, что основным критерием повышения качества образования был профессиональный рост учителя, формирование его профессиональных позиций и педагогических компетенций. Одним из факторов повышения квалификации педагога является интегрирование новых подходов обучения и преподавания в общий образовательный процесс и совершенствование своего педагогического мастерства.
Из числа современных научных подходов, используемых различными системами среднего образования, наиболее популярными и получившими высокое мировое признание, являются подходы, основанные на конструктивистских теориях, которая базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условиях взаимодействия имеющихся знаний с новыми, либо со знаниями, полученными в классе из различных источников: от учителя, сверстников, из учебников. Большинство сторонников конструктивистской теории считают, что подходы в преподавании, основанные на передаче готовых знаний, не способствуют ни успешному их усвоению, ни развитию их глубокого понимания, ни взаимодействию с уже имеющимися.
Знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанные на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно использованы, и, следовательно, в данной ситуации имеет место только механическое запоминание, поверхностное обучение. Цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса.
Так в настоящее время вопросы активизации познавательной деятельности и повышения уровня саморегуляции учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет большое значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Обучение - это напряженная, сложная деятельность, при которой необходимо большое усилие ума, воли, воображения, памяти.
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.).
Отношение учащихся к процессу обучения обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.
Можно выделить следующие компоненты:
• готовность выполнять учебные задания;
• стремление к самостоятельной деятельности;
• сознательность выполнения заданий;
• систематичность обучения;
• стремление повысить свой личный уровень и другие.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность или самореруляция, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Саморегуляция учебной деятельности – это специфическая регуляция, осуществляемая учеником как субъектом деятельности. Ее назначение состоит в том, чтобы привести в соответствие возможности ученика с требованиями учебной деятельности, т. е. ученик должен осознать свои задачи в качестве субъекта учебной деятельности.
Ученик должен, прежде всего, осознать и принять цель учебной деятельности, т. е. понять, что от него требует учитель. Далее, в соответствии с понятой целью, ученик продумывает последовательность действий и оценивает условия достижения этой цели. Результатом этих действий является субъективная модель учебной деятельности, на основе которой ученик составит программу действий, средств и способов ее осуществления. Именно осознание своих целей позволяет ученику оставаться субъектом учебной деятельности, т. е. самому принимать решение о необходимости внесения изменений в осуществляемые действия, об очередности решения задач. Механизм самоуправления учебной деятельностью находит свое выражение в том, что обучаемый выступает для себя и как объект (Я-исполнитель) и как субъект (Я-контролер) управления, который планирует, организует и анализирует собственные действия. Такое самоуправление Ю. Н. Кулюткин называет рефлексивным, так как оно основано на осознании обучаемым собственных действий (деятельностная саморегуляция) и себя (своего Я) в системе Я (личностная саморегуляция).
Новые знания лучше воспринимаются тогда, когда учащиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Постановка целей и задач всегда учитывает потребность учащихся к проявлению самостоятельности, стремление их к самоутверждению, жажде познания нового. Если на уроке есть условия для удовлетворения таких потребностей, то учащиеся с интересом включаются в работу.
В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.
Аспекты методики познавательного интереса включают три момента:
1) привлечение учащихся к целям и задачам урока;
2) возбуждение интереса к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала;
3) включение учащихся в интересную для них форму работы.
Степень активности учащихся является реакцией, методы и приемы работы преподавателя являются показателем его педагогического мастерства.
Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.
В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.
Остановимся на некоторых из них:
1. Метод дискуссии применяется по вопросам, требующим размышлений, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
2. Метод самостоятельной работы с учащимися.
С целью лучшего выявления логической структуры нового материала дается задание самостоятельно составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.
Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке домашнего задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение литературы, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками, научно-популярной литературой помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении закономерностей природы.
Для закрепления навыка работы с литературой дают учащимся различные посильные задания.
В классе учащийся должны постараться не прочитать, а пересказать свое сообщение. При таком виде работы учащиеся учатся анализировать и обобщать материал, а также развивается устная речь. Благодаря этому, учащиеся впоследствии не стесняются высказывать свои мысли и суждения.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.
Организовывается самостоятельная работа следующим образом: дается классу конкретное учебное задание. Здесь есть свои требования:
-текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)
-нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.
Для этой цели хорошо подходят тетради на печатной основе и сборники заданий для учащихся.
Многие преподаватели, пользуются самодельными раздаточными дидактическими материалами.
Их условно делят на три типа:
1) дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью восприятия и осмысления, новых знаний без предварительного объяснения их учителем;
• карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план;
• карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы;
• карточка с заданием для самонаблюдения, наблюдения демонстрационных наглядных пособий;
2) дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений;
• карточка с вопросами для размышлений;
• карточка с расчетной задачей;
• карточка с заданием выполнить рисунок;
3) дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью контроля знаний и умений;
• карточка с немым рисунком;
Возможно использование в нескольких вариантах. Для всего класса - 2-4 варианта и как индивидуальные задания. Может проводиться с целью повторения и закрепления знаний.
• тестовые задания.
Их применяю также и в индивидуальном порядке и для класса в целом.
В последнее время более эффективными являются тестовые задания, хотя и у них есть свой недостаток. Иногда учащиеся пытаются просто угадать ответ.
4. Метод проблемного изложения заключается в создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.
Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.
Данный метод включает в себя:
-выдвижение проблемного вопроса,
-создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,
-создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
-демонстрацию опыта или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера.
Роль преподавателя при использовании данного метода сводится к созданию на уроке проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.
5. Метод самостоятельного решения расчетных и логических задач.
Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают расчетные или логические (требующие вычислений, размышлений и умозаключений) задачи по аналогии или творческого характера.
Но в каждой параллели задачи дифференцируют - более сложные, творческого характера - сильным учащимся, а аналогичные - слабым. При этом у самих учащихся на этом не акцентируют внимание. Каждый учащийся получает задание по своим возможностям и способностям. При этом не снижается интерес к обучению.
Наглядные методы. Одним из таких методов является частично-поисковый.
При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.
Практические методы, например, частично-поисковый лабораторный метод.
Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения ученического эксперимента. До лабораторной работы учащимся известна лишь цель, но не ожидаемые результаты.
Также используются методы устного изложения - рассказ и лекции.
При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, общественных деятелей.
Для того чтобы на уроке высокая познавательная активность сохранилась, нужно:
1) компетентное и независимое жюри (преподаватель и учащиеся-консультанты из других групп).
2) задания распределять самим преподавателем по правилам, иначе слабым ученикам будет не интересно выполнять сложные задания, а сильным - простые.
3) оценивать деятельность группы и индивидуально каждого ученика.
4) давать творческие домашние задания к обобщающему уроку. При этом могут проявлять себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.
Активизацию познавательной деятельности можно проводить и на внеклассных мероприятиях.
Перед учительским сообществом стоит задача реформирования общего среднего образования с целью переосмысления системы обучения и преподавания учащихся и устранения недостатков традиционных подходов. Становится очевидным, что одной из основных задач школы в нынешнее время является реализация принципа гуманизации образования, личностно-ориентированного подхода к обучению, создание условий, способствующих к стремлению самообразования, самопознания личности, а также развитию мотивации достижения успеха.
Необходимо объединить самое лучшее из всех возможных подходов обучения и преподавания в одну функциональную систему, которая будет соответствовать современным требованиям. Современное обучение должно быть гибким, многоинструментальным, доступным и понятным, психологически комфортным, а также способствующим формированию у учеников навыков обучения тому, как обучаться, и, как следствие, – становление их независимыми, увлеченными, самомотивированными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях.
Рекомендуем посмотреть:
Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий
Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности у студентов
Тьюторское сопровождение молодых специалистов
Профессиональные деформации учителя и пути их преодоления
Похожие статьи:
Положение о научном обществе в школе
Положение о школьной предметной олимпиаде
Положение о школьной предметной неделе
Положение о центрах дополнительного образования в общеобразовательном учреждении
Требования к программе дополнительного образования детей