ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
Описание статьи: В статье поднимается актуальный на данный момент вопрос: «Как помочь молодому педагогу освоиться в коллективе образовательной организации?». Многие образовательные организации назначают наставников из числа опытных педагогов, организуют «Школы молодых специалистов». Но, на мой взгляд, и это показывает опыт многих образовательных организаций, на данный момент актуальным становится тьюторское сопровождение молодого специалиста. Руководители образовательных организаций (школ и детских садов) должны задуматься над этим вопросом.
Профессиональное становление молодого педагога – сложный процесс. От того, как пройдет этот процесс, зависит, станет ли молодой педагог профессионалом, останется ли он в сфере образования или решит уйти в другую сферу деятельности. Статистика показывает, что процент молодых педагогов, готовых начать свою педагогическую карьеру в школе или детском саду, в настоящее время крайне низок. Многие молодые педагоги уходят из образовательных организаций проработав год-два, так как не смогли справиться с трудностями педагогической деятельности, а помочь им было не кому.
Молодому педагогу знаний, которые он получил в институте, университете или колледже, вполне достаточно, но практика показывает, что ему не хватает педагогического опыта. Возникающие у молодого педагога трудности связаны со слабой методической подготовкой, отсутствием опыта организации своей педагогической деятельности, сложностями владения приемами и методами обучения. Вторая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов – адаптация в новом коллективе. Она связана с тем, что молодой педагог попадает в незнакомую для него среду - педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых порах зависят не только общий успех работы молодого специалиста, но и уровень самооценки и притязаний.
Как правило, в образовательной организации с целью оказания помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении создаются «Школы молодых специалистов», методические объединения, назначаются наставники и т.п.
Однако опыт показывает, что становление и профессиональный рост молодого педагога проходит быстрее, если использовать индивидуальный подход в работе с молодым педагогом.
Анализ опыта работы многих образовательных организаций подтверждает, что на данный момент актуальным становится тьюторское сопровождение молодого специалиста.
Тьютор – педагог, который работает с принципом индивидуализации и сопровождает построение индивидуальной образовательной программы. Индивидуальный подход предполагает управление молодыми педагогами, организацию их методического самообразования с учетом индивидуальных особенностей личности педагога.
Тьюторство можно рассматривать как будущее наставничества в работе с молодыми педагогами. Сама традиция наставничества очень древняя. Но можно просто рассказать молодому специалисту, как и что нужно делать, а затем его контролировать. А можно работать по - тьюторски, то есть попытаться создать для молодого педагога насыщенную образовательную среду, разработать индивидуальный маршрут сопровождения и постоянно взаимодействуя с этим педагогом, направлять и помогать ему в профессиональном становлении.
Тьюторское сопровождение помогает предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации деятельности молодого педагога, найти возможные пути их преодоления. Тьютор помогает молодому педагогу развивать индивидуальный стиль деятельности, помогает устранить недостатки в профессиональной деятельности, проблемы в психолого-педагогической адаптации.
Но тьюторство не должно ограничиваться только передачей навыков. Тьютор – это постоянный диалог, межличностная коммуникация. Диалог не состоится, если между тьютором и молодым педагогом будет большая дистанция.
Тьюторская поддержка - это отличный способ поддержки молодого специалиста. Но встает вопрос: кто должен быть тьютором?
В идеале, тьютором должен быть специально подготовленный педагог. Согласно нормативным документам, с 2008 года эта должность введена в список должностей педагогических работников общего, дополнительного и высшего профессионального образования.
У нас в стране сейчас постепенно оформляется система подготовки и переподготовки в области тьюторства. На сегодняшний день существуют пять сертифицированных Тьюторских ассоциаций региональных центров (Москва, Томск, Ижевск, Волгоград, Чебоксары), которые проводят различные курсы.
Подготовка тьюторов пока осуществляется в единственном месте – Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) в тьюторской магистратуре. Там есть очное и заочные отделения, существуют госбюджетные места. Поэтому человек, который хочет получить именно новую профессию тьютора, может продолжать работать педагогом и параллельно овладеть тьюторской технологией.
Чему именно учат будущих тьюторов, по каким программам их готовят?
Большинство программ по подготовке тьюторов – это авторские курсы, включающие как философско-теоретические основания тьюторства, так и практические занятия по освоению тьюторских технологий. Программа магистратуры Московского педагогического государственного университета называется «Тьютор в сфере образования», поэтому в ней представлены курсы по различным направлениям данной области: тьютор в сфере дошкольного образования, общего, среднего, высшего, профессионального образования, тьюторство в системе повышения квалификации, инклюзивное тьюторство.
Существуют также «Межрегиональные тьюторские ассоциации» (МТА) во многих городах России, в том числе и в Санкт-Петербурге. По инициативе МТА проводятся конференции, семинары, круглые столы по различным вопросам тьюторского сопровождения.
Для школ и детских садов, на мой взгляд, можно готовить тьюторов на курсах повышения квалификации. Весь в таких специалистах должны быть заинтересованы в первую очередь руководители образовательных учреждений, т.к. учреждение, таким образом, повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров.
Литература.
1. Александрова Е.А., Андреева Е.А. «Модернизация классической модели тьюторства в России, странах Европейского союза и Ближнего Востока». 2013г
2. Ковалева Т. М., Кобыща Е. И., Попова (Смолик) С. Ю., Теров А. А., Чередилина М. Ю. К62 Профессия «тьютор». М.-Тверь: «СФК-офис». – 246 с.
Рекомендуем посмотреть:
Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий
Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности у студентов
Эссе на тему: Современный учитель, какой он?
Наставничество в проектной деятельности для успешного развития педагогов и учащихся
Похожие статьи:
Положение о научном обществе в школе
Положение о школьной предметной олимпиаде
Положение о школьной предметной неделе
Положение о центрах дополнительного образования в общеобразовательном учреждении
Требования к программе дополнительного образования детей