Проект «День Победы». Формирование патриотического воспитания в ДОУ.
Автор проекта: Толстякова Любовь Афанасьевна, воспитатель высшей квалификационной категории.
В этом году наша страна отмечает 70-летие Победы в Великой Отечественной Войне. Тема войны стала особенно актуальной, в связи с нынешней политической ситуацией в мире.
Смысл этого праздника, для взрослых, напоминание о подвиге нашего народа. А какой смысл имеет праздник День Победы для детей? На этот вопрос затруднились бы ответить многие взрослые.
Посмотрим, что показал экспресс-опрос детей 6 лет на тему праздника День Победы.
Экспресс-опрос детей 6 лет:
001 - П. Муза
002 - К. Максимилиан
003 - К. Камила
004 - Б. Фёкла
005 - П. Сарыал
№ Вопросы Ответы детей
1 Что такое война? 001: Это когда стреляют. Плохие люди стреляют в хороших людей и убивают.
002: На войне стреляют в немцев. Немцы бросают бомбы из самолетов. Стреляют из ракет.
003: Солдаты идут нас защищать. Наши дедушки ушли на помощь, люди остались без еды и одежды
004: Война – это плохо, погибают люди.
005: Война – это страшно, люди все погибают.
2 Как ты думаешь, зачем люди воюют? 001: Не знаю.
002: Они защищают землю от немцев
003: Нас защищают солдаты.
004: Нас защищают.
005: Наши солдаты воюют, чтобы нас защитить, чтобы плохие люди не пришли к нам с войной.
3 А если начнется война, что бы стало
с нами? 001: Не знаю.
002: Все будут воевать, танки, пушки, самолеты, ракета «Громида». Все будет хорошо, наши солдаты спасут.
003: Мы умрем, будем воевать, люди останутся без одежды и еды.
004: Страшно. Все люди погибают.
005: Война – это плохо, потому, что погибают люди.
4 Что такое мир? Как ты это понимаешь? 001: Никто не воюет.
002: Мирная жизнь это хорошо.
003: Когда не дерутся и не ссорятся.
004: Не знаю.
005: Мирная жизнь – это хорошо, никто не ссорится, никто не погибает.
6 Что такое День Победы? 001: Я знаю, что это праздник, но не знаю какой.
002: Когда побеждают немцев, дают медали. Кричат: Мы победили немцев! Ура! Ура! Ура! Поднимают наш флаг.
003: Солдаты победили. У нас есть еда, одежда. Мама рассказывала, что солдаты нас защитили.
004: Это праздник. Хорошие люди празднуют свою победу.
005: Победили плохих людей.
7 Ты видел когда-нибудь парад Победы? Что там делают люди? 001: Нет.
002: С папой ходил на парад. Там много солдат. Дарят цветы.
003: Держала шарик и шагала. Солдаты всегда ходят на парад.
004: Нет.
005: Нет.
Экспресс-опрос детей 6 лет показал, что они имеют некоторые понятия о войне, о празднике Победы большинство ничего не знает. Почти все дети ответили, что война страшное событие, которое приносит гибель людей и т.д. Некоторые считают врагами немцев, а не фашистов. Ответы детей несут внешне «позиционный» характер.
Как можно углубить знания детей об этом событии, какими доступными способами мы можем передать смысл этого праздника детям?
В проектной деятельности ребенок выражая своё отношение к решаемой проблеме и личные смыслы, всегда ищет адресата – того, к кому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.
Мы решили организовать в ДОУ месячник, посвященный 70-летию Победы под названием «День Победы», в ходе которого использовать метод проектной деятельности.
Такие мероприятия, как военизированное соревнование для мальчиков подготовительной к школе группы «Супер - мальчик» и утренник посвященный празднованию Дня Победы проводятся ежегодно. Проект «День Победы» предусматривает разнообразное преподнесение изучаемого материала, включая традиционные и новые формы совместной деятельности.
Тема проекта: «День Победы»
Цель проекта: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста; расширить представление детей о празднике «День Победы», воспитывать чувство уважения, гордости к подвигу героев нашего улуса и любви к Родине.
Длительность проекта: С 13 апреля по 9 мая (краткосрочный).
Проект «День победы.
Проект «День Победы» (план работы)
Этап Формы Вид деятельности Возрастная группа Итоги деятельности Ответственные Время проведения
1 Игровой модуль
«Я – поисковик» Познавательно-исследовательская, коммуникативная Подготовит.
группа Символы ВОВ Воспитатели
Физ. рук 17 апреля
2 Проект
«Мой планшет» Познавательно-исследовательская, коммуникативная Подготовит.
группа Рапорт (защита) детей по планшетам Воспитатели
Родители 20 - 28 апреля
3 Выставка «ВОВ» Познавательно-исследовательская, изобразительная и конструирование Все группы Поделки, рисунки,
планшеты, модели, презентации Родители
Воспитатели
Руководитель
студии изо
28 – 30 апреля
4 Всероссийская акция
«Георгиевская лента» Познавательно-исследовательская Все группы Настроение праздника Методист
Директор с 28 апреля -
по 9 мая
5 Викторина
«Знаток истории»
(итоговый) Познавательно-исследовательская, коммуникативная Подготовит.
группа Победители викторины Воспитатели 5 мая
Этап 1. Модуль командной игры «Я - поисковик» для детей старшего дошкольного возраста.
(познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность)
Цель: Привлечение детей к исследовательской деятельности, ознакомление с деятельностью поисковиков, побуждение к сотрудничеству.
• Ситуативный разговор «Эхо прошлого». Воспитатель показывает презентацию о реальном событии 2010 года (о найденных поисковиками на Синявинских высотах Ленинградской области останках Попова И.Н. уроженца с. Сымах Мегино - Кангаласского района ЯАССР пропавшего без вести в 1942 году).
• Игровая ситуация «Кто такие поисковики?» Воспитатель знакомит детей с деятельностью поисковиков. Предлагает поиграть в лото и познакомиться с орудиями поисковиков (в лото играют парами). Проводит инструктаж по ТБ при использовании поисковых орудий (лопат, металлоискателей).
• Физ. минутка «Наш поисковый отряд». Воспитатель проводит соревнование, в ходе которого выявляются командиры и комплектуются отряды (4 отряда по 5 человек). Предлагает детям выбрать снаряжение, собрать рюкзаки идти в поход (на территорию). Раздает командирам карточки-схемы, по условным обозначениям которого дети должны ориентироваться на площадке и найти намеченное место привала.
• Поисковая деятельность «Раскопки». Дети исследуют территорию, разделенную на четыре квадрата. Каждый отряд исследует заданный квадрат с помощью металлоискателя и раскапывает найденный предмет (металлическая баночка) лопатами. Находки расчищают и несут в штаб.
• Рефлексия «Возвращение в штаб». Дети возвращаются с прогулки. Обсуждают свою деятельность, исследуют содержимое металлических банок (георгиевская лента, пилотка пехотинца, орден «Героя Советского Союза», танк Т-34). Каждый отряд показывает свою находку, воспитатель побуждает к высказыванию своего мнения, предположения. Уточняет представления детей о символах ВОВ.
С найденными символами ВОВ дети продолжают исследовательскую деятельность на следующем этапе проекта.
«Георгиевская лента» - 1 отряд должен найти информацию о Георгиевской ленте: Что такое Георгиевская лента? История появления. Всероссийская акция и т.д.
«Пилотка пехотинца со звездой» - 2 отряд находит информацию, материалы о пилотке: Какие войска носили такую пилотку? Что означает красная звезда? Военная форма и т.д.
«Орден Героя Советского Союза» - 3 отряд находит материалы об ордене Героя Советского Союза. История учреждения ордена. Кто из наших земляков был награжден орденом Героя Советского Союза? Попов Фёдор Кузьмич – первый из якутян Герой Советского Союза.
«Танк Т-34» - 4 отряд должен найти информацию, материалы о легендарном танке Т-34. Кем был изобретен? Какие имеет преимущества в бою? и.т.д.
Этап 2. Детский проект «Мой планшет»
(познавательно-исследовательская, коммуникативная деятельность).
Цель: Развитие у детей коммуникативных способностей, пробуждение исследовательского интереса детей, активизация родителей.
Этапы
Задачи Содержание Участники Сроки
1. Игровая ситуация «Боевой приказ» Вовлечение в исследовательскую деятельность детей Задание командирам (найденные на раскопках символы ВОВ)
Формулировка исследовательского вопроса, задания членам отрядов (каждый ребенок собирает определенную информацию о находке своего отряда) Ребенок,
Родители 20 апреля
2. Оформление планшета (проекта) Активизация родителей Все дети делают планшет (оформляют страницы):
- заголовок,
- сбор мнений,
- сбор информации из разных источников,
- выбор правильного (по мнению ребенка) ответа,
- позиция ребенка (отношение ребенка),
- способы проверки ответа,
- результат проверки,
- применение проекта.
Отряды могут сделать макеты, рисунки по изучаемым объектам. Ребенок,
Родители 20-28 апреля
3. Рапорт командира (защита проекта) Присутствие родителей на защите проекта и помощь ребенку в подготовке рассказа о проделанной работе Планшет вывешивается на стенде. Воспитатель помогает детям закрепить листы и расположить их в правильной последовательности. Ребенок (отряд) рассказывает о проделанной работе, показывая указкой на соответствующие изображения, записи и т. п. Ребенок
Родители 28 апреля
4. Выставка проектов Закрепление полученных знаний в ходе проекта Организация выставки проектов детей. Воспитатель 30 апреля
С итогов этого этапа начинается работа по созданию выставки, сбор материалов для выставки и участие во всероссийской акции «Георгиевская лента».
3 этап. Выставка «Великая отечественная Война»
(познавательно-исследовательская, изобразительная деятельность и конструирование).
Цель: Обогащение представления детей о ВОВ, развитие творческих способностей, привитие чувства уважения к подвигу советского народа.
План работы по организации выставки «Великая отечественная война»
Тема и форма работы Деятельность
Средства Участники Итог
Ситуативный разговор о ВОВ Коммуникативная Презентация музея ВОВ
на Поклонной горе Дети подготовительной, старшей групп Мотивация к выставке
Моделирование
«Военная техника» Конструирование Конструкторы ЛЕГО (разных размеров) Все группы Модели из ЛЕГО
Рисование
«Наша Армия» Изобразительная Иллюстрации, фото военной формы Советской армии Подготовительная группа Рисунки
Ручной труд
с родителями
«Оружие ВОВ» Изобразительная Материалы для лепки, аппликации, бросовые материалы для поделок Все группы Поделки, макеты
4 этап. Всероссийская акция «Георгиевская лента»
(познавательная деятельность).
Цель: Создание символа праздника, выражение уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта
Дети уже дали ответ на вопрос: Что такое Георгиевская лента? А что такое акция «Георгиевская лента»?
В России, в канун Великого праздника Победы, ежегодно, с 24 апреля по 12 мая, начиная с 2005 года, проводится масштабная акция под названием «Георгиевская ленточка».
Акция начинается с распространения волонтёрами среди населения небольших отрезков лент, по форме и цвету идентичных Георгиевской ленте. По условиям акции ленточку необходимо прикрепить на лацкан одежды, повязать на руку, на сумку или на антенну автомобиля.
Целью данного мероприятия, по мнению инициаторов проекта, является «создание символа праздника», «выражение нашего уважения к ветеранам, дань памяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для фронта».
Масштабы акции имеют довольно большой как территориальный, так и финансово-материальный характер.
В 2005 году было распространено 800 тыс. ленточек;
В 2006 году было распространено 1,2 млн. ленточек;
В 2007 году было распространено около 10 млн. лент по всему миру.
Граждане РФ, как показывает практика, активно участвуют в акции. Наш детский сад тоже будет участвовать в этой акции. Для этого приобретаем георгиевские ленточки. Всем детям и родителям вручаем ленточки для распространения.
5 этап. Игра - викторина «Знаток истории» (итоговое мероприятие)
(познавательно исследовательская, коммуникативная деятельность).
Цель: Развивать смекалку, эрудицию, активизировать познавательный интерес, самостоятельные рассуждения детей, закрепить полученных знания.
Организационный момент:
Дети играют тем же составом, что и в предыдущих этапах (4 команды).
Ход игры:
Под музыку Г.Свиридова «Военный марш» команды входят в зал.
Ведущий: Сегодня у нас игра, посвященная празднику Победы. Я приглашаю вас на игру – викторину «Знаток истории».
Мы приветствуем наши команды и их капитанов.
1-ая команда «Поисковики»
2-ая команда «Разведчики»
3-я команда «Летчики»
4-ая команда «Танкисты».
Мы приветствуем наших гостей и жюри. Желаем всем командам успехов и победы!
Задание 1. «Разминка»
Каждая команда задает поочередно три вопроса:
1. Назовите город первого салюта? (Орел)
2. Какой праздник отмечается 9 мая? (Праздник Победы в ВОВ)
3. Против кого сражалась наша Армия? (Немецко-фашистских захватчиков)
1. Высшее воинское звание в армии? (маршал)
2. Когда закончилась Великая Отечественная Война? (9 мая 1945 года)
3. Назовите не менее пяти военных профессий?
1. Что обозначают черный и оранжевый цвета на георгиевской ленточке? (Дым и пламя)
2. Какая самая высшая награда ВОВ? (Орден Героя Советского Союза)
3. Кто был главнокомандующим нашей армии? (И. В. Сталин)
1. Как назывался легендарный танк ВОВ? (Т -34)
2. Какого цвета флаг Советского Союза? (Красного)
3. Кто носит бескозырку? (Матрос).
Задание 2: «Домашнее задание»
Игра «Мы артисты».
Цель: развитие невербальных средств общения (мимики, жестов), творческого воображения.
Дети изображают:
- Пограничник с собакой
- Военная медсестра
- Парашютисты
- Танкисты.
Задание 3: «Страницы боевой славы»
Вопросы к детям:
• Рядовой, Герой Советского Союза, закрывший своим телом амбразуру вражеского дзота? (А. Матросов)
• Первый из якутов Герой Советского Союза? (Ф.К. Попов)
• Снайпер якут Герой Советского Союза? (Ф.М. Охлопков, устранивший 429 фашистов)
• Какое оружие называется женским именем (Катюша)
• Город - герой, крепость, первая принявшая на себя удар немецко-фашистских захватчиков (Брестская крепость)
Задание 4: «Трудный участок пути»
Проверка ловкости, сноровки участников игры.
- минное поле
- бросание гранаты
- прохождение через туннель
- поднятие флага.
Задание 5: «Конкурс капитанов»
Задание: Поочередно называть города – герои.
Задание 6: «Музыкальный конкурс»
Командам предлагается спеть свою любимую военную песню.
Подведение итогов игры, поздравление победителей, награждение всех детей книгами, медалями, сертификатами участников.
Таким образом, реализация проекта «День Победы» может предоставить детям наиболее эффективные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности, развития коммуникативных компетентностей, раскрытия творческого потенциала, также осознания детьми смысла и важности праздника «День Победы».
По окончании проекта проводится повторный экспресс - опрос детей подготовительной к школе группы.
Календарно-тематическое планирование на 17 апрель 2015 года.
День недели Режим Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных направлений Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями/
социальными партнерами
Групповая Индивидуальная
1 2 3 4 5 6
Пятница Утро Утренняя гимнастика: «Комплекс упражнений №5»
Подготовка к развлечению
Закрепление стихов
Пальчиковая гимнастика
«10 братьев»
Разговор с детьми о празднике Победы
Коррекционная работа с психологом
Занятие с гиперактивными детьми. Свободная деятельность детей
игры по желанию
Дежурство в уголке природы
Полить цветы, покормить рыбок
по столовой
расставлять тарелки, салфетницы, раскладывать столовые приборы
Обогащение материалов для сюжетно-ролевой игры
«Военный госпиталь»,
Цель: учить детей правилам игры
Индивидуальные беседы и консультации по проекту «День Победы»
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
_________________
НОД
1. Коммуникация (развитие речи)
«Мой Дед»
2. Музыка
Цель: Разучивание песни «Герой Попов туьунан ырыа», закрепление танцевальных элементов. Музыкальная игра.
3. Познание (Предметное и социальное окружение + ознакомление с природой)
Поговорить с детьми о ВОВ, о деятельности поисковых отрядов, о реальных находках отряда.
Цель: Привлечение детей к исследовательской деятельности, ознакомление детей с деятельностью поисковиков, побуждение к сотрудничеству.
Прогулка П/и: «Быстрее, выше, сильнее»
Цель: Комплектование отрядов.
Наблюдение за территорией исследования. Распределение отрядов по квадратам.
Цель: Учить ориентированию в пространстве, использованию схемы, нахождению с помощью металлоискателя символов ВОВ. Развивающие игры с детьми по обогащению словаря (военные термины) Самостоятельная деятельность игры по выбору. Обратить внимание на взаимоотношения детей
Экспериментирование
с металлоискателем
работа перед сном Напомнить детям, что за столом надо сидеть прямо, во время еды не разговаривать
Чтение любимой книги «Сын полка» В. Катаев (отрывок)
Вечер Гимнастика после сна.
Закаливание обтирание
Итоговое мероприятие
Словарная работа – военная техника
Игра: «Четвертый лишний» Индивидуальная беседа
«Офицеры»
Цель: Познакомить детей
с профессией офицеров Самостоятельная деятельность
Игры в зонах по выбору
Работа по уходу за растениями
Рыхление почвы
Прогулка Наблюдения за погодой
Самостоятельные игры детей
П/и: «Сигнальщик»
Цель: учить детей реагированию на сигналы
Программное обеспечение.
Комплексная: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой).
Парциальная: Кодрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?» Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. М. Сфера, 2005.
Вариативная часть Программы, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает вариативность современного дошкольного образования, и составляет не более 40% от ее общего объема.
Таким образом, проект «День Победы» осуществляется как образовательный процесс при котором, обновление содержания образовательной деятельности детского сада происходит с учетом:
- специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс ДОУ;
Этап Формы деятельности Литература
1 Игровой модуль
«Я – поисковик» Авторский модуль Толстяковой Л.А.
2 Проект
«Мой планшет» Разработка по Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Организация проектной деятельности в детском саду»
3 Выставка «ВОВ»
4 Всероссийская акция
«Георгиевская лента» Акцию придумала к 60-летию Победы Наталья Лосева — сотрудник информационного агентства «РИА Новости». Организаторами акции являются «РИА Новости» и РООСПМ «Студенческая община».
5 Викторина
«Знаток истории»
(итоговый) Казаков А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о Великой Победе»! Беседы о второй мировой войне. М: ГНОМ и Д.2008;
Разуваева Наталья Владимировна «Что ты знаешь о Великой Отечественной войне?»
Рекомендуем посмотреть:
Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников
Проект для детей 6-9 лет "Что в имени тебе моем..."
Проект в ДОУ. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Беседа о Конституции для старших дошкольников
Беседа о Президенте России в старшей группе
Об учителях духовных для детей
Тематическая беседа для детей старшей – подготовительной группы «Полководцы и герои»
Беседа для детей 5-8 лет. Ими гордится Россия