НОД по познавательному развитию в детском саду «Русские народные промыслы». Средняя группа
Группа: средняя.
Цель: Познакомить детей с историческим наследием и культурой нашего народа, через показ и рассматривание предметов прикладного народного промысла.
Задачи:
Образовательные:
1. Повышение интереса к истории и культуре народа, к народному прикладному искусству.
2. Способствовать развитию речи, внимательности, наблюдательности при рассматривании предметов.
Развивающие:
2. Развитие познавательной активности дошкольников, интерес к истории своей малой Родины.
3. Обогащение словарного запаса: «лапти», «липа», «плести лапти», «лыко драть», «народные умельцы»
Воспитательные:
4. Воспитание интереса к быту и изделиям народно-прикладного искусства,
уважение к предкам, его обычаям, традициям.
Предварительная работа:
- Посещение детской библиотеки. Беседа по народной сказке «Охотник Епа»
- Рассматривание предметов быта наших предков.
- Чтение народных потешек.
Оборудование: изба с утварью, сундучок, лапти разных размеров, кора березы, иллюстрации к сказкам, маска медведицы.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое, социально-коммуникативное», «Физическое»
Содержание организованной деятельности
1. Мотивационно-побудительный.
Воспитатель приглашает ребят к себе.
Воспитатель. Ребята, я получила письмо от бабушки Маруси, она нас приглашает в гости. Вы поедете со мной в гости? Тогда я предлагаю поехать на лошадках. Становитесь парами.
Дети встают парочками друг за другом, первый подает руки, тому, кто сзади.
Звучит народная музыка «Гоп, гоп на лошадке»
Мы с вами оказались в гостях у бабушки Маруси.
Воспитатель надевает на голову платок и передник. Она пригласила нас к себе в горницу.
Это необычная горница.
Бабушка Маруся. Здравствуйте, ребятишки, девчонки да мальчишки!
Давно вас поджидаю, сказки сказывать не начинаю.
Быть внимательными и смышлеными
Вам сегодня предлагаю.
2. Организационно-поисковый.
Давным - давно, люди на Руси занимались ремеслами, много трудились. Посмотрите, какой красивый сундук, этот сундук сделанный руками мастера. Мастеров называли народными умельцами. Половики ткали
(показать какой красивый половичок под ногами); вышивали
(достать из сундука вышитое полотенце); игрушки делали из дерева
(показать деревянные игрушки - свистульку или матрешку); посуду мастерили из дерева, ложки и чашки вырезали.
Бабушки Маруся вам загадку приготовила, а вы ее отгадайте.
«Два котика, четыре хвостика» Как вы думаете что это?
(Лапти.)
Давайте их возьмем из сундучка и рассмотрим.
(Дети рассматривают лапти, примеряют.)
Игра «Передавай лапоть». Дети передают лапоть по кругу со словами:
Эх, лапти мои,
Лапти липовые,
Кто в лаптях и без лаптей,
Выходи плясать скорей!
Ребенок у кого в руках оказался лапоть выходит, танцует.
В старые времена люди ходили в лаптях, потому что другой обуви не было.
Лапти очень легкие, ноги в них дышат, потому что через дырочки плетения проходит воздух. Лапти носили и зимой и летом, взрослые и дети. Можно сплести лапти любого размера и носить их с теплыми шерстяными носками. Чтобы они не сваливались с ног, к ним приделаны завязки. Но зато материал для лаптей был доступен всем. Лапти — это обувь из лыка. Что такое лыко? Лыко — это кора липы (липовая кора). Поэтому драли лыко и плели лапти. А сейчас липку никто не обижает, кору не снимает. И растут липы зеленые и красивые.
(Предлагает рассмотреть и потрогать лыко.)
Если не поленишься и сходишь в лесок, то будешь в новой обуви щеголять. Пока лапти плетут, песни поют, частушки придумывают, играют на музыкальных инструментах.
Показывает деревянные инструменты (дудочку и трещотки).
Включить песню потанцевать «Лапти мои»
А теперь мы поиграем в народную игру.
Физминутка. Подвижная игра «Медведица Маша»
Мишка лыко дерет,
Лапоточки плетет.
Медведица Маша
Варит детям кашу.
Мы тихонько подойдем,
Себе кашку возьмем!
Медведица догоняет детей лаптем.
Ребята, а где же вы видели лапти? В магазинах же их не продают.
Воспитатель показывает иллюстрации к русским народным сказкам, где именно сказочные герои в лаптях.
Догадались, из какой сказки герои?
Очень было интересно в гостях, но пора нам возвращаться обратно. Возвращаемся свою группу на лошадках.
3. Рефлексивно-коригирующий.
Воспитатель: сегодня мы с вами побывали в гостях у бабушки Маруси.
- Как называют мастеров, которые все делают своими руками?
- Расскажите, чем занимались народные умельцы на Руси?
- Пока лапти плетут, что делали люди в старину?
- В какую народную игру мы с вами поиграли?
Ребята, повторим слова, которые для вас были новые. (Лапти, липа, плести лапти, лыко драть, народные умельцы)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию детей средней группы ДОУ
Конспект занятия в средней группе детского сада на тему «Профессии»
Конспект занятия по лепке в средней группе на тему: Ёжик
Конспект занятия по чтению художественной литературы в средней группе детского сада. Сказка «Два жа