Сотрудничество семьи и школы
Автор: Ибатуллина Любовь Семёновна, воспитатель
Место работы: ГБС(К)ОУ «НС(К)ОШ № 88 1 вида»
Предназначен для воспитателей, педагогов и родителей, работающих с детьми с нарушенным слухом.
Цель: развитие сотрудничества педагогов и родителей.
Задачи: -вести воспитательную работу с родителями, донести до их сознания важность реабилитационной работы с детьми;
-формировать чувство ответственности за своего ребенка;
-создавать условия для развития речи ребенка.
Нет музыки слаще, чем ангельские голоса ребятишек.
Логан Пирсолл Смит
Залогом успешной реабилитации и абилитации неслышащих детей, обучающихся в коррекционной школе 1 вида является тесное сотрудничество педагогов и родителей.
Наша коррекционная школа включает школьное и дошкольное подразделения, где обучаются дети с двухлетнего возраста и до 10 (12) класса. После окончания детского сада воспитанники плавно переходят в школьное отделение. Наши дети никакого стресса не испытывают при переходе из подготовительной группы в школу, так как многие преподаватели им знакомы с детского сада: преподаватели корригирующей гимнастики, хореографии и музыкальный руководитель. А также в любой момент к ним на помощь могут прийти воспитатели. Наша школа создана для детей с нарушенным слухом: это дети полностью глухие или слабослышащие. В зависимости от диагноза дети носят цифровые слуховые аппараты или кохлеарный имплант.
Кохлеарный имплант – это протез, позволяющий компенсировать потерю слуха детям с выраженной или тяжёлой степенью нейросенсорной (сенсоневральной) тугоухости.
Педагоги проводят послеоперационную педагогическую реабилитацию детей. Сама по себе кохлеарная имплантация не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. Главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом - научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Но для того, чтобы ребенок смог понимать речь, недостаточно научить его обнаруживать, различать, опознавать и распознавать речевые сигналы. Он должен овладеть языковой системой, т.е. овладеть значением множества слов, их звуковым составом, правилами изменения и соединения слов в предложении и использования языковых средств общения. Цель занятий с ребенком, имеющим проблемы со слухом - овладение значением слов и накопление импрессивного словаря с активным вовлечением слухового анализатора. Для развития лексико-грамматических представлений используются следующие лексические темы: «Игрушки», «Фрукты», «Времена года», «Одежда», «Обувь» и т.д. В накоплении словаря ведущая роль принадлежала родителям, которые осознают важность и значение этой работы.
В группе дошкольного отделения работают 3 педагога: сурдопедагог и 2 воспитателя. Работа сурдопедагога направлена на развитие слухового восприятия и речи, формирование произношения, сенсомоторное развитие и продуктивную деятельность. Занятия сурдопедагога проходят в первую половину дня. Воспитатели продолжают эту же работу на своих занятиях во вторую половину дня.
Педагоги школы и детского сада проводят для родителей обучающие семинары по проведению занятий по развитию слухового восприятия. Объясняют структуру проведения занятий: из каких этапов состоит занятие, какие цели преследуются на каждом этапе занятия, какой материал использовать на занятии. Сурдопедагог занятия по развитию слухового восприятия проводит 2 раза в неделю. Родителям рекомендуется проводить эти занятия чаще.
С родителями проводятся беседы, оказываются консультации по развитию речи, произношению.
В нашей школе организовано посещение семей воспитанников с целью оказания помощи в воспитании, организации учебного процесса в домашних условиях. Важным является работа с табличками. Для понимания устной речи идет работа через глобальное чтение. Родителям предлагается подписывать все предметы, мебель, игрушки, которыми пользуется ребенок в повседневной жизни. Например, в детской комнате рекомендуем вывесить таблички:
«кровать», « шкаф», «стол», «стена», «дверь», а также названия игрушек. Родители, идущие на контакт с педагогами, вкладывающие в своего ребенка силы и время, через определённое время могут увидеть результаты своего труда. Их ребенок начинает вслушиваться, а потом и говорить, понимать смысл обращенной к нему речи. И это уже не просто слова или фразы, а речь, используемая ребенком для налаживания контакта со сверстниками, взрослыми.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества
Сотрудничество семьи и школы
Родительский клуб в школе
Сотрудничество родителей и детского сада