Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных способностей при подготовке детей к школе
Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Существует много различных игр, но мы остановились на дидактической игре. Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей.
Выдающийся советский педагог Н.К.Крупская, подчеркивая особенности дидактических игр, писала: «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре вырабатываются организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства». Она указывала на возможность расширения впечатлений, представлений в игре, вхождения детей в жизнь, связи игр с жизнью. «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них-труд, игра для них-серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников-способ познания окружающего». Развивая мысль о необходимости широко использовать игру как средство воспитания, А.С. Макаренко обращал внимание родителей на то, что «воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника, гражданина». Дидактические игры занимают определенное место в воспитательной работе. Недооценка их снижает их возможности в процессе подготовки детей к школе.
Родители должны знать, как относится к их играм. Воспитатели рекомендуют приобрести настольно-печатные игры, соответствующие уточнению представлений об окружающей действительности, способствующие развитию внимания, памяти, ориентировки в пространстве, развитию органов чувств, мышления, а самое главное-речи.
А.К.Бондаренко считал, что дидактическая игра это сложное многоплановое педагогическое явление, она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью детей, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра является средством всестороннего воспитания, так как при использовании ее происходит умственное воспитание, нравственное воспитание, трудовое воспитание, эстетическое воспитание и физическое воспитание. Дидактическая игра-это игра с правилами, имеющая готовое содержание.
В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся у них знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, логическое мышление, обогащают словарь, способствуют воспитанию умению играть вместе. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать. А также у него воспитываются такие качества как находчивость, инициатива, усидчивость, умение преодолевать трудности, считаться с товарищами, то есть умение жить в коллективе сверстников.
Характерные особенности дидактической игры заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Правила помогают развивать у детей способности торможения. Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Немаловажная роль в дидактических играх принадлежит игровому действию. Игровое действие-это проявление активности детей в игровых целях.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того, что в них занимает и увлекает детей, то окажется, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовлетворения.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями, навыками.
Существуют разные виды дидактических игр: настольно-печатные, предметные, словесные.
В настоящее время предлагается
множество логико-математических игр различных авторов:
Игры на развитие интеллектуальных способностей. (А.З. Зак).
Обучающие игры с элементами информатики и моделирования. (А.А. Столяр).
Игры на развитие познавательных процессов с элементами моделирования. (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко).
Игры на развитие конструктивного и творческого мышления, комбинаторных способностей (Б.П. Никитин, З.А. Михайлова, В.Г. Гоголева).
Игры с блоками Дьенеша.
Игры с цветными палочками Кюизенера.
Игры Воскобовича
Игры-головоломки
Предметные-игры с использованием различных предметов природы (шишки, камушки, желуди, листья…). В этих играх дети узнают, закрепляют свойства и качества предметов, уточняются, систематизируются и классифицируются знания о растениях.
Настольно-печатные-игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. В этих играх у детей также уточняются, систематизируются и классифицируются знания о растениях, животных, погоде….
Словесные-игры, содержанием которых, являются разнообразные знания, имеющиеся у детей и само слово. Словесные игры развивают внимание, речь, быстроту реакции.
Известный педагог Е.И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. Особое значение она придавала сенсорному воспитанию и обучению родному языку.
Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П.Усова писала: «Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность».
Особую значимость дидактические игры представляют в развитии детей с нарушением речи, но для них необходим определенный подход и условия использования дидактических игр.
1. Необходимо использовать наглядность.
2. Детальное, подробное объяснение.
3. Работа индивидуальная, либо в малой подгруппе(3-4 человека).
4. Необходимо использовать мотивационные приемы.
5. Использовать различные виды дидактических игр.
6. Чередование прямого и косвенного руководства.
7. Максимальное использование речи ребенка при проведении игры.
8. Наличие вариантов усложнения
Таким образом, дидактическая игра является одним из важных средств формирования интеллектуальной готовности к школе. При наличии и соблюдении вышеуказанных условий дидактическая игра вносит не только занимательность в процесс обучения, но и способствует развитию внимания, памяти, быстроты реакции, наблюдательности, дети учатся применять имеющиеся знания в новых условиях, у них развиваются творческие фантазии, уточняются, систематизируются и классифицируются уже имеющиеся знания, что необходимо для дальнейшего обучения в школе.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект совместной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы "Путешествие в
Обучение грамоте детей 5-6 лет
Использование советских мультфильмов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе
Похожие статьи:
Интеллектуальное развитие детей 5, 6, 7 лет
Развивающие задания для детей 5, 6 лет
Дошкольникам о временах года
Как подготовить руку ребёнка к письму
Настольная дидактическая игра для детей 4-8 лет «Звуковое домино»