Продуктивная деятельность как средство развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Развитие мелкой моторики рук очень важная, нужная и актуальная тема. Она обусловлена необходимостью формирования всесторонне развитой, творчески активной личности способной логически мыслить. Немало важную роль в успешности интеллектуального и психофизиологического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика рук. Еще в давние времена было известно о влиянии действий рук на развитие головного мозга. Древние китайцы утверждали, что упражнение с участием рук и пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияет на деятельность мозга.
Практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующих улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.
На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в ЦНС. Массируя определенные точки можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний – с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени, почек, а мизинца – на работе сердца
Самомассаж с использование нетрадиционного материала дает заряд положительных эмоций, развивает мелкую моторику рук, стимулирует мыслительные функции, речь, а также готовит руку ребенка к письму. К игровым упражнениям с использование нетрадиционного материала для самомассажа относится: массаж с мячиками-ёжиками, прыгунками, шестигранными карандашами, грецкими орехами, бусами, чётками, прищепками, пуговицами, макаронными изделиями, массажной расческой, зубной щеткой и т.д.
Кроме игр и упражнений, развитие ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание, бисероплетение.
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитие ребенка.
Б.М. Теплов пишет: «Что задача изображения необходимо требует острого восприятия подлинного чувства вещей. Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизменно приучается по новому гораздо острее и точнее видеть вещи». Благодаря рисованию развивается зрительно-двигательная координация, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
К нетрадиционным техникам рисования относится: рисование пальчиком, ладошкой, точечный рисунок, кляксография обычная, кляксография трубочкой, печать по трафарету, набрызг, отпечатки листьев, поролоновые рисунки, тычок жесткой полусухой кистью, рисование мелками, метод ниткографии, восковые мелки или свеча + акварель и т.д.
Следующим видом продуктивной деятельности является нетрадиционная аппликация. Это деятельность способствует приобретению практических умений, развитию мелких и точных движений кисти руки. Весь процесс аппликации, включая вырезывание, наклеивание бумажных фигурок состоит из ряда операций, требующих выдержки, настойчивости, сосредоточенности, внимания и аккуратности. К нетрадиционным техникам аппликации относится: мозаика, обрывная аппликация, аппликация из природного материала, из ватных дисков, из бумажных салфеток, квиллинг, торцевание.
Одним из самых увлекательных, интересных и любимых видов детской продуктивной деятельности является лепка.
Лепка – самый осязательный вид продуктивной деятельности. Основным инструментов в лепке является руки. Дети осваивают простейшие приемы работы с материалом, учатся раскатывать, сплющивать, вытягивать, прищипывать, оттягивать. Пальчики ребенка непосредственно соприкасаются с глиной, пластилином, с соленым тестом.
Тактильное восприятие различных по качеству материалов предполагает снятие излишнего напряжения, повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость. Техники лепки разнообразны: рисование с помощью пластилина, пластилиновая мозаика, пластилиновая аппликация из жгутиков, пластилинография. Таким образом целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности способствует всестороннему развитию ребенка, формированию интеллектуальных способностей, речевому развитию, сохранению психического, физического здоровья ребенка.
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Её можно мять, рвать, разглаживать, резать.
Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку ребёнка умелой.
Итак, начиная работу с детьми и ставя перед собой цель, родители и педагоги уверенно и целенаправленно идут вперёд к ее достижению. Разработав для этого свои методы и приёмы и, используя их в работе с детьми, обязательно будет заметна положительная динамика, а главное - будет развиваться умение детей правильно пользоваться столовыми приборами (чашкой, ложкой), самостоятельно одеваться и раздеваться, тщательно мыть и вытирать руки, дети быстро учатся пользоваться ножницами, кисточкой, карандашом.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук через продуктивные виды деятельности способствует всестороннему развитию ребенка, формированию интеллектуальных способностей, речевому развитию, сохранению психического, физического здоровья ребенка.
Рекомендуем посмотреть:
Проект по лепке из соленого теста с дошкольниками в дополнительном образовании
Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте
Упражнения на развитие тактильной чувствительности
Влияние мелкой моторики на развитие речи дошкольников. Консультация для педагогов ДОУ