Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста
Понятие культуры поведения дошкольника можно определить как совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура деятельности – проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.
Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет: привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам. Дети в старшем дошкольном возрасте должны научиться готовить всё необходимое для занятий, труда, подбирать игрушки в соответствии с игровым замыслом.
Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.
Уже в
раннем возрасте выполнение режима создаёт известные предпосылки для понимания того, что необходимо выполнять действия, связанные с режимом, в известной последовательности и в нужном темпе. Вот почему, если говорить о правилах поведения, необходимо прежде всего приучать ребёнка выполнять требования режима (во время садиться за стол для еды), привить ему навыки самообслуживания (самостоятельно есть, мыть руки перед едой, самому снимать одежду перед сном, аккуратно вешать её на стул возле кровати). При этом не только развиваются важные практические навыки, но и меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми.
На
старшей ступени дошкольного возраста усвоение детьми правил поведения обеспечивает развитие организованности. А ведь она – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению: будущему школьнику придётся выполнять учебные обязанности, рационально трудиться на уроке, под руководством учителя, и самостоятельно, в домашних условиях.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг к другу. «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно – обратись за помощью» - вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.
Не стоит забывать ещё одно самое ценное, общее для всех правило: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые». Имеет значение и то, как будет сказано детьми «Здравствуйте» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости выражает уважение и доброжелательное отношение к окружающим. Одни здороваются охотно и приветливо, другие только после напоминания, третьи – не здороваются совсем или здороваются неохотно. Однако не стоит каждый случай неприветливости рассматривать как факт проявления невежливости.
Воспитывайте у детей любовь и привычку к труду, следуя правилу воспитания «Не делай за ребёнка того, что он может сделать сам». Делая что – либо за ребёнка, взрослые думают, что помогают ему. А на самом деле они лишь мешают выработке у него полезных навыков, мешают его самостоятельности и той радости, которую доставляют детям проявления самостоятельности.
Когда ребёнок овладевает правилами, культурной поведения по мере их усвоения становятся нужными самому ребёнку: он начинает опираться на них.
Следующая «забываемая» проблема –
воспитание коллективизма. Причина видится в опасности нивелировки личности, культивирования «стадности». Но не стоит забывать, что только в обществе, в коллективе раскрываются лучшие качества ребёнка: доброжелательность, взаимовыручка, чувство ответственности за другого, товарищество.
Нравственное воспитание может стать эффективным тогда, когда оно строится на выработке у ребёнка – в определённой последовательности – основных элементов этого механизма, развитие которого начинается с младенчества.
Нравственное развитие ребёнка – это процесс его постепенного приближения к освоению нормы в каждом из перечисленных видов отношений.
В отношениях с близкими людьми суть нравственных норм состоит в умении ребёнка заботиться о близких, проявлять чуткость, сочувствие, тактичность, оказывать им практическую помощь.
В отношениях со сверстниками – это умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку.
В отношениях с людьми в общественных местах нравственные нормы связаны с формированием у ребёнка элементарного уважения к окружающим, способности спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается.
Отношение к самому себе (нравственное саморегулирование) возникает как результат тех требований, которые ребёнок способен предъявить к собственной культуре. Здесь содержание нравственных норм включает: адекватную самооценку, сформированность совести, долга, ответственности, умение проявлять заботу о самом себе, наличие навыков самоорганизованности и самоконтроля.
В отношениях с природой суть нравственных норм сводится к умению бережно относиться к природной сфере, заботиться о ней и защищать от уничтожения.
При этом
важнейшими принципами нравственного взаимодействия ребёнка с окружающими его людьми являются принципы «безопасной жизни»: своим поведением не создавать опасности, угрозы для других; своими действиями не ограничивать свободу окружающих; в своих высказываниях и оценках не посягать на чувство собственного достоинства другого человека.
Всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств необходимо вести вместе с родителями: сообщать им о достижениях и проблемах детей, консультироваться с ними об индивидуальных особенностях каждого ребёнка, выявлять происхождение тормозящих развитие факторов, обучать самих родителей приёмам и методам нравственного воспитания в семье.
Только такая взаимосвязь родителей и педагога-воспитателя, их ежедневная кропотливая работа поможет установить душевную связь с ребёнком. Если это достигнуто, то ребёнку легко общаться, легко жить в коллективе, легко в будущем будет учиться.
Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия:
Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.
Пример взрослых, прежде всего родителей и воспитателя. Ребёнок наблюдает и оценивает взрослых. Действия взрослых должны быть направлены на достижение главной цели – создание для развития личности ребёнка творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.
Связь с семьёй – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек.
Вся жизнь ребёнка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми.
Рекомендуем посмотреть:
Тренинговое занятие для детей 9-12 лет
Эссе учителя русского языка и литературы
Смешные истории из жизни детей
Отчёт по самообразованию учителя начальных классов
Похожие статьи:
Классная система обучения и развития детей. Классы Монтессори
Учебно-игровые зоны. Создание учебно-игровой зоны для ребенка
О чем нельзя говорить при детях
О чем нельзя говорить при детях
Пословицы и поговорки про детей