Конспект открытого занятия - интегрированной НОД по экологическому воспитанию в старшей группе.
Автор: Зайцева Любовь Григорьевна, воспитатель
МБОУ «Идрицкая СОШ», дошкольное отделение детский сад «Улыбка».Конспект интегрированной НОД по экологическому воспитанию в старшей группе
ОО -Познание (ФКЦМ), интеграция – «Художественное творчество», «Коммуникация».Тема: Вода в жизни человека.
Цель: Знакомство с глобусом, символами, изображающими воду на глобусе; установка на бережное отношение к воде.
Задачи:
-совершенствовать представления о целостном образе времени года, знания о значении воды для жизни, ее свойствах;
-развивать наблюдательность, умение анализировать, делать выводы;
-воспитывать навыки совместной деятельности, умение сочетать свои действия с действиями других, нравственное отношение к окружающему.
Предварительная работа:
-создание «портретов» осени; развитие эмоционального отношения к природе;
-заучивание наизусть стихов и загадок;создание атрибутов;
-определение и маркировка в помещении мест, где используется вода;
-беседы и наблюдения в природе.
Материалы и оборудование:
-зрительный ряд – «портреты осени», указка;
-атрибуты для инсценировки (шапочка грома, дождинки и накидки тучек, зонтик, шапка, деревья – «лес»);
-столик для экспериментов с принадлежностями (ванночки 2, одна – с водой), губки (2), салфетки (2), по количеству детей – емкости (чашечки, ложки, ковши), набор - фартук с нарукавниками (2), банка, воронка, ватные диски, тазик (в моечной), кран с водой (в моечной);
- «Капитошка»;
-глобус;
- схематичная карта России с ярким изображением рек и озер;
-магнитная доска с закрепленными лентами для демонстрации детских работ (рефлексия – капелька);
- набор для рисования для демонстрации воспитателем;
-на столах наборы для рисования на каждого ребенка (на тарелочке влажные салфетки, в блюдцах краска белого, синего и черного цвета, в подставках фломастеры, ватные палочки, лист бумаги, заготовка – капелька синего цвета).;
-магнитофон, аудио запись шума воды и дождя.
Ход НОД:
Дети стоят вокруг воспитателя у доски. На доске закреплены «портреты» осени. Беседа о времени года, месяцах осени, понятии «золотая осень», листопад, «поздняя осень». Чтение стихотворения «Хозяйка Осень» Л.Г.Зайцева.
Воспитатель: поздняя осень приходит к нам с дождями. Посчитаем, какие дождики мы знаем!
Сколько знаем мы дождей
Сосчитаем поскорей:
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой – дугой!
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с желтым листопадом!
Дождь со снегом,
Дождь с грозой,
Дождь холодный проливной!
Вот как много есть дождей
Для растений и людей!
Дети садятся на скамейки.
Воспитатель: Давайте посмотрим и шуточную инсценировку:
Дети разыгрывают сценку.
В синем небе гром играл –
Веселился, громыхал.
Тучку к тучке подгонял,
Стрелы – молнии пускал.
Тучкам платья разорвал.
Папа мой ему сказал:
-Это как же ты играл?
Ребятишек напугал.
Тучки плакали над лесом.
Ах, повеса ты, повеса! (Л,Г.Зайцева)
Воспитатель: Дети, дожди бывают разные, вы это уже знаете.
Прислушивается… Чей-то слышу голосок под деревьями! (Находит капельку – Капитошку).
Дети, тучки плакали над лесом и уронили капельку. Зовут ее Капитошка (внимание капельке).
Воспитатель: Дети! Капитошка расстроен тем, что мы с вами не знаем, сколько воды на нашей планете. Как называют нашу планету?
Дети: Земля!
Воспитатель: А как же мне показать ее вам? (задумывается). Знаю! Я познакомлю вас с макетом нашей планеты – с глобусом! (берет из шкафа глобус).
Воспитатель: Дети, вот глобус! Вы уже рассматривали его. А где же здесь вода?
Рассматриваем глобус – вот земля, материки, леса, они окрашены в зеленый цвет. А это – желтого цвета, пустыни, коричневые – горы (дети встают,включаются в беседу)
А вот это, окрашенное голубым – это все вода!
Дети: Вот как много ее, воды!
Воспитатель: Все пространство, окрашенное голубым – это Мировой Океан! (словарная работа) Здесь моря, океаны, озера, реки.Вот как много места занимает океан!
Воспитатель: Скажите, вода в море какая на вкус?
Дети: Соленая!
Воспитатель: А может ли человек использовать соленую воду( в быту)?
Дети: Нет!
Воспитатель: Какую воду мы пьем? Как она называется? Пресная! (словарная работа)
Дети: Пресная!
Воспитатель: А сколько пресной воды на планете? Где она находится?
Вот это я сейчас вам покажу. (Демонстрирует схематичную карту России с ярким изображением рек и озер).
Самое большое пресное озеро – Байкал!
Дети: Реки тонкие, озера небольшие!
Воспитатель: Да, и значит, что пресной воды на Земле немного!
1-й Ребенок
Вы слыхали о воде?
Верите, она везде!
В речке, в море, в океане,
И в водопроводном кране!
2-й Ребенок
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Да, человек использует пресную воду для различных целей! Покажите, где и для чего мы используем воду? (маркеры в группе).
Дети: Она горячая в батареях, мы умываемся, поливаем цветы.
Воспитатель: А как же цветы пьют воду?
Дети: (варианты ответов).
Воспитатель демонстрирует пасынок пеларгонии с отросшими корнями.
Воспитатель: Дети, а что случится, если человек будет брать и брать воду из рек, озер? Давайте, посмотрим:
Предлагает вниманию детей столик для экспериментов с принадлежностями. Здесь вода в одной ванночке. Вода чистая.
Сейчас мы будем черпать воду – кто чем, выбирайте!
Дети по-одному подходят, зачерпывают, беседую, для чего берут воду – полить цветок, приготовить пищу, вымыть посуду (мочалками).
В результате, постепенно, вода из одной ванночки перелита в другую.
Воспитатель: Теперь эта вода использованная.
Посмотрим, насколько она чистая (наливает фильтровать).
И как теперь можно использовать уже такую воду?
Дети предлагают разные варианты. Остановимся на таком: можно поливать цветы!
Воспитатель: Дети, Капитошка спрашивает, знаете ли вы загадки о воде?
3-й Ребенок
Мне мороз – брат родной,
Он повсюду со мной
Где бы я ни прилег –
Я – прозрачный скользкий (лед).
4-й Ребенок
Я лечу на землю с неба.
Лечь повсюду надо мне бы
И порадовать вас всех!
Я – пушистый белый (снег)!
5-й Ребенок
В озере и в роднике,
И в колодце, и в реке.
Я прозрачная всегда,
Потому, что я – (вода)
6-й Ребенок
Очень бодро, очень смело
Все вокруг я крашу белым.
Вечером бываю синий.
Я – искристый колкий (иней)!(Л.Г.Зайцева)
Капитошка хвалит детей за знание того, в каких состояниях бывает вода.
Воспитатель: Дети, а теперь Капитошка просит нарисовать его друзей. Друзья у него – капельки.
Я тоже нарисую веселую капельку. Вот так: (на доске воспитатель демонстрирует поэтапно – сначала белой краской, набрав ее на пальчик, рисуем светлое личико. Затем, взяв немного синей краски на кончик ватной палочки, примакиванием, нарисуем глаза. Теперь, другим концом ватной палочки, совсем чуть-чуть, набираем, только касаемся, черной краски и рисуем…
Дети: Зрачки!
Воспитатель: Да, зрачки, чтобы глазки хорошо видели.
И последнее – у всех у вас на столе в подставке фломастеры. Сделаем капелькам улыбки. Разноцветные, широкие…
Если вам понравилось наше занятие, ваша капелька будет улыбаться, а если нет – будет грустить…(рефлексия).
Музыкальный фон, ребята работают самостоятельно. Кто уже нарисовал – можно подвигаться под музыку плавно, по всей группе.
Готовые детские работы располагаем на доске, затем, мы перенесем их в прихожую, украсим ими осенний пейзаж.
Воспитатель: Дети, пока шло наше занятие – кран в моечной был закрыт не плотно. Я подставила тазик.
Давайте, посмотрим, сколько же воды утекло зря!
Рассматриваем количество воды в тазике. Мы ее тоже используем(варианты ответов).
Воспитатель:На сегодняшнем занятии мы с вами узнали, что пресной воды на Земле не много! Вода - наше богатство! Дети, и Капитошка призывает всех нас беречь воду.
Скажем вместе: «Давайте будем беречь воду!»
Рекомендуем посмотреть:
Игра-викторина по экологии «Знатоки природы» для детей старшей группы
Экологическое мероприятие в старшей группе. Сценарий
Конспект эксперимента по экологии в детском саду. Старшая группа
Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по экологии
Похожие статьи:
Конспект занятия на тему «Заповедник» в старшей группе
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Морские обитатели
Конспекты занятий по экологии в старшей группе детского сада
Беседа «Берегите лес» для детей дошкольников старшей – подготовительной группы